Приводится критический комментарий к программе учебной дисциплины «Надежность технических систем и техногенный риск» И.В. Переездчикова. Рассматривается вариант лабораторного практикума по анализу риска.
техносферная безопасность, программа дисциплины, надежность, риск, безопасность, компетенции.
Данная статья написана в связи с необходимостью отреагировать на публикацию коллеги, профессора И.В. Переездчикова «Примерная программа дисциплины “Надежность технических систем и техногенный риск (НТС и ТР)”» в журнале «Безопасность жизнедеятельности» (2012, № 5). Возникли вопросы и замечания, тем более что программа представлена как примерная, т.е. рекомендуемая, а не как авторская программа.
Прежде чем комментировать указанную программу, приведем краткую характеристику учебной дисциплины «НТС и ТР», которая входит в базовую часть профессионального цикла направления подготовки бакалавриата 280700 — «Техносферная безопасность» и преподается для студентов специалитета уже примерно 15 лет. Характерная особенность данной дисциплины — наличие двух очевидных блоков (частей курса): надежность и риск, не обладающих явной взаимозависимостью и вполне самодостаточных и самоценных. Связь между ними можно в самом общем виде выразить так: надежность в технике зачастую определяет безопасность, мерой которой выступает техногенный риск.
Надежность и риск, как научные направления, исторически сформировались в различное время, имеют неодинаково развитые теоретические базы, степень практической разработки для решения прикладных профессиональных и учебных задач, разный уровень методического обеспечения. Понятие «техногенный риск», как и современное понятие «риск» в целом, само по себе молодо, его теоретическая и практическая базы объективно менее развиты, не имеют еще четкой методологической базы (учебник пока не создан) [1]. Тем не менее, по основным положениям анализа и оценки техногенного риска понимание между специалистами уже достигнуто. В разных сферах профессиональной деятельности обозначены существующие проблемы, намечены пути их решения и востребованы подготовленные работники (специалисты, бакалавры, магистры) для реализации поставленных задач — таковы реалии времени.
Исходя из этого основное внимание в данной статье уделено риску как части учебной дисциплины, т.е. аспектам подготовки бакалавров к оперированию техногенным риском и его счету. Напомним, что способность выпускника вуза оценивать и анализировать риск относится согласно образовательному стандарту к его профессиональной компетенции. Автор полагает, что удачным, если не решающим, в данном случае дополнением для достижения преподавательской цели является его личная многолетняя практика анализа техногенного риска.
Возвращаясь к указанной примерной программе можно заметить, что изучение основных техносферных опасностей начинается не в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), как указывает автор программы, а с дисциплины «Ноксология», позволяющей заложить основу для ряда дисциплин, непосредственно связанных с безопасностью («БЖД», «НТС и ТР» и др.), а также очертить область предстоящей деятельности (идентификация, анализ правления подготовки в целом. Кстати, при изучении «Ноксологии», возможно, имеет смысл расширить и детализировать теоретический анализ опасностей, включая вопросы их моделирования (дерево отказов, дерево событий и т.д.), чтобы разгрузить дисциплину «БЖД» и другие.