В статье представлены теоретические проблемы учебной деятельности младших школьников, рассмотрена ее сущность, место в системе непрерывного образования, показана роль учебной деятельности в развитии и формировании личности обучающихся, специфика ее проявления в младшем школьном возрасте, проанализированы основные подходы к ее формированию.
учебная деятельность младших школьников, технология формирования учебной деятельности младших школьников, формирование личности.
Успешное существование и развитие современного общества во многом обусловлено уровнем образованности его членов, их готовностью на всех этапах жизненного пути включаться в систему непрерывного образования. Именно от этого зависит возможность человека быть успешным, способным реализовать свой творческий потенциал в стремительно меняющемся мире. Общество заинтересовано в том, чтобы обучающиеся получили качественное образование, отвечающее требованиям времени и строящееся на основе достижений психолого-педагогической науки. Уровень образованности каждого отдельного человека зависит от успешной работы всех ступеней непрерывного образования, начальная ступень во многом обусловливает возможности перехода на более высокие уровни образования, поскольку именно здесь начинает формироваться учебная деятельность как деятельность научения учению.
Принятый Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения обозначил необходимость формирования у младших школьников универсальных учебных действий, учебной деятельности, важность становления младших школьников как ее субъектов. Достижение поставленных в стандарте задач требует как теоретического осмысления, так и разработки технологии формирования учебной деятельности. Современные подходы к решению данной проблемы должны стать достоянием будущих специалистов в области начального образования. Эту задачу и решает учебное пособие Г.И. Вергелес, известного специалиста в данном научно-методическом направлении [1–14]. Учебное пособие Г.И. Вергелес призвано оказать помощь студентам-магистрантам в освоении одной из учебных дисциплин. Как правило, подготовка магистров в недостаточной степени обеспечивается учебной литературой. Автор рецензируемого пособия восполняет этот пробел.
В пособии [15] представлены теоретические проблемы учебной деятельности, рассмотрена ее сущность, место в системе непрерывного образования, показана роль учебной деятельности в развитии и формировании личности обучающихся, специфика ее проявления в младшем школьном возрасте, проанализированы основные подходы к ее формированию. Наиболее важным в пособии является авторский подход к системе формирования учебной деятельности младших школьников. Обоснованность каждого элемента разработанной системы (дидактические основы, дидактические условия, технология формирования учебной деятельности, показатели ее сформированности) делают убедительными не только целесообразность, но и возможность ее реализации в практике начального обучения. Детальность описания технологии формирования учебной деятельности, предусматривающая четкую характеристику каждого этапа, конкретизацию тех задач, которые необходимо решать на каждом из них, описание особенностей работы учителя, возможных приемов, которые могут быть использованы, придают учебному пособию практическую направленность. Учебное пособие, с одной стороны, отражает многообразие имеющихся в научной литературе взглядов на проблему учебной деятельности, с другой – отличается бесспорной новизной, которая обнаруживается в определении процессуальной структуры учебной деятельности, в концептуальном подходе к ее формированию и детальном описании технологии.
Важно отметить, что предлагаемая в пособии система формирования учебной деятельности прошла апробацию в школах Санкт-Петербурга и показала свою эффективность.
В рецензируемом пособии тщательно продуман и методический аппарат, включающий вопросы и задания для студентов, темы выпускных работ, списки основной и дополнительной литературы, методики изучения особенностей сформированности учебной деятельности. Вопросы для самоконтроля способствуют развитию у студентов целенаправленности, самокритичности, педагогической рефлексии, помогают им осознать необходимость теоретических знаний для решения практических задач, совершенствовать информационные, аналитические, конструктивные и другие профессиональные умения. Наличие в учебном пособии приложения, содержащего методики изучения отдельных компонентов учебной деятельности, позволяет студентам самостоятельно вести исследовательскую работу в школе.
Представленная работа выполнена на высоком научно-методическом уровне. Глубоко и всесторонне раскрыты и сопоставлены разные взгляды и подходы ученых на проблему учебной деятельности, пути и средства ее формирования, четко заявлена авторская позиция, отражающая современные парадигмы образования.
Содержание учебно-методического пособия выдержано в строгой логике, может служить не только основой изучения курса «Система формирования учебной деятельности», но и значительно расширить знания студентов по педагогике, педагогической психологии, идеи пособия могут быть использованы студентами при написании выпускных квалификационных, дипломных работ и магистерских диссертаций.
Рецензируемое учебное пособие «Система формирования учебной деятельности младших школьников» будет полезным не только студентам, тем, кто готовится стать учителем начальных классов, но и тем, кто уже работает в школе.
1. Афанасьева А.Б. Магистерская подготовка в области начального образования [Текст] / А.Б. Афанасьева [и др.] // Магистерские программы. - Санкт-Петербург, 2012.
2. Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей [Текст]: учебное пособие / Г.И. Вергелес. - Ленинград, 1987.
3. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников [Текст]: учебное пособие к спецкурсу / Г.И. Вергелес. - Ленинград, 1989.
4. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников [Текст]: дис. …д-ра пед. наук / Г.И. Вергелес. - Ленинград, 1990.
5. Вергелес Г.И. Характеристика показателей сформированности учебной деятельности младших школьников [Текст] / Г.И. Вергелес // Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности межвузовский сборник научных трудов. - Ленинград, 1990. - С. 21- 36.
6. Вергелес Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться [Текст]: книга для учителей и родителей / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. - СПб., 2000.
7. Вергелес Г.И. Младший школьник: учим учиться [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Вергелес, В.С. Конева. - СПб.: Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2007.
8. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии [Текст] / Г.И. Вергелес // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 100. - С. 7-18.
9. Вергелес Г.И. Направления совершенствования подготовки учителя начальных классов [Текст] / Г.И. Вергелес // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2010. - Т. 1. - С. 210-217.
10. Вергелес Г.И. Подготовка учителя начальных классов: федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения [Текст] / Г.И. Вергелес // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011. - Т. 2. - № 1. - С. 253-262.
11. Вергелес Г.И. Особенности построения магистерской программы «управление качеством начального образования» (направление «педагогическое образование») / Г.И. Вергелес, О.А. Граничина // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - Т. 3. - № 1. - С. 280-287.
12. Вергелес Г.И. Технология обучения младших школьников [Текст]: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» / Г.И. Вергелес, А.А. Денисова. - СПб., 2014.
13. Младший школьник: учим учиться (Система формирования учебной деятельности) [Текст]: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.04.01 - Педагогическое образование. - СПб., 2015.
14. Вергелес Г.И. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов [Текст] / Г.И. Вергелес, С.Ю. Савинова // Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 63-67.
15. Вергелес Г.И. Система формирования учебной деятельности младших школьников [Текст]: учебное пособие / Г.И. Вергелес. - 3-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.