В статье представлен анализ опыта работы М.М. Борисовой, Н.Н. Кожуховой, Л.А. Рыжковой по вопросам теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях. Раскрываются особенности развития моторики детей, обучения их движениям, спортивным играм и упражнениям, дается характеристика и классификация физических упражнений; предлагаются различные формы работы по физическому воспитанию и ее организации в дошкольных организациях.
физическое воспитание, формы работы по физическому развитию детей, формирование начальных представлений о человеческом организме, безопасность и контроль за физическим воспитанием, организация предметно-развивающего пространства, физкультурное и спортивно-игровое оборудование, педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей, планирование работы по физическому воспитанию, индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольников, подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения.
Модернизация российского образования требует активных преобразований в сфере физического воспитания подрастающего поколения. Современная система физического воспитания в дошкольных образовательных организациях нуждается в обновлении как в содержательном и технологическом плане.
В ходе занятий с детьми по физическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях внедряются современные физкультурно-оздоровительные технологии (аквааэробика, ритмическая гимнастика, упражнения на тренажерах, аэробика, степ-аэробика, игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, боевые искусства), которые направлены на сохранение здоровья и повышение двигательной активности детей, развитие интереса к занятиям физическими упражнениями и могут использоваться как в рамках непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, так и в качестве дополнительных занятий [4, 9].
Особого внимания заслуживают технологии, связанные с обеспечением физической готовности детей к школе. Примерами таких технологий могут быть: технология развития кисти руки и крупной моторики с целью подготовки детей к освоению графики письма, технология преодоления медлительности детей за счет подвижных игр и игровых упражнений [3].
В настоящее время в связи с ухудшением состояния здоровья детей становятся особо актуальными специальные здоровьеформирующие технологии физического воспитания, предусматривающие использование ценностей физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья занимающихся [8].
В XXI в. перспективным направлением развития физического воспитания является создание наукоемких технологий. Такие технологии предполагают активное внедрение новейших достижений науки в практику физического воспитания. В современных условиях приоритетными являются научно-технологические разработки, которые позволяют осуществлять контроль над состоянием организма в ходе выполнения упражнений, в автоматических режимах анализировать весь объем приходящей и ранее получаемой и накопленной информации и оперативно корректировать содержание, объем, интенсивность и форму предложения тренирующих воздействий. К наукоемким технологиям, применяемым в практике современных дошкольных образовательных организаций, можно отнести диагностические (шагометрия, спирометрия, степ-тест для определения физической работоспособности, рефлексометрия и др.) и развивающие (аппарат «БОС-дыхание», тренажерно-информативная система (ТИСА)) методы.
Перспективным направлением методики физического развития является также разработка и внедрение технологий, направленных на повышение функциональных возможностей организма ребенка, стрессоустойчивости старших дошкольников за счет рационально организованной двигательной деятельности.
Перспективным направлением использования физических упражнений с целью повышения функциональных возможностей организма ребенка является учет предрасположенности ребенка к конкретному специфическому виду двигательной активности, в котором он наиболее успешен [7].
Перспективна также разработка экспресс-диагностики физического развития и физической подготовленности детей, технологий, обеспечивающих интеграцию разных образовательных областей.
В 2016 г. в Издательстве «ИНФРА-М» вышло в свет учебное пособие «Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников» авторского коллектива в составе М.М. Борисовой, кандидата педагогических наук, доцента Института педагогики и психологии Н.Н. Кожуховой, кандидата психологических наук, доцента Л.А. Рыжковой, преподавателя высшей квалификационной категории, председателя Территориальной профсоюзной организации работников учреждений городской системы образования, под редакцией С.А. Козловой, доктора педагогических наук, профессора Института педагогики и психологии образования.
Представленная к выходу в свет работа является переизданием учебного пособия «Воспитатель по физической культуре в дошкольных организациях». Это связано с тем, что в настоящее время основной акцент сделан на подготовке будущего педагога к осознанию необходимости учиться в течение всей жизни, профессиональной мобильности, готовности выполнять профессиональные функции в быстро меняющемся мире.
Сегодня компетентный педагог – это не только человек, обладающий определенной специальной, профессиональной подготовленностью, но и человек, который может работать в команде, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, работать в инновационном пространстве и т.д.
За последние годы введение двухуровневой системы образования (бакалавриат – магистрат) обусловило существенные изменения в структуре, содержании и технологиях обучения будущих педагогов в условиях педагогического вуза.
В настоящее время подготовка специалистов дошкольного образования должна быть направлена на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни, углубление, систематизацию, обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации педагогов, а также в связи с необходимостью освоения современных методик и технологий.
В связи с расширением должностных обязанностей воспитателя группы в его функционал включается проведение физкультурно-оздоровительной работы [5]. Он должен уметь строить педагогический процесс, обеспечивать безопасность при проведении физкультурно-оздоровительной работы; проводить разнообразные формы такой работы в дошкольной образовательной организации [5], профилактические мероприятия для детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья [11]; осуществлять взаимодействие с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в области физической культуры [1, 10, 11].
Профессиональная компетентность воспитателя предполагает его готовность к реализации в своей деятельности современной концепции физического образования дошкольника – направленность воспитательно-образовательного процесса на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Объективная необходимость написания данного учебного пособия обусловлена стремлением помочь воспитателям в планировании, организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Настоящее издание призвано содействовать педагогам в быстром получении информации по вопросам, возникающим в процессе организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации, познакомить с современными представлениями о физической культуре детей дошкольного возраста, снабдить их необходимыми современными методическими материалами. Содержание учебного пособия соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Учебное пособие состоит из семи глав. В первой главе авторами раскрываются основы теории и методики физического воспитания, рассматриваются основные понятия, цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Авторы обращают внимание на характеристику и классификацию физических упражнений. Важное место отводится формированию двигательных навыков в процессе обучения движениям, этапам обучения детей физическим упражнениям и развитию физических качеств.
Во второй главе учебного пособия достаточно полно описаны особенности развития моторики детей от рождения до семи лет, обращается внимание на развитие движений детей раннего возраста [2].
Третья глава посвящена обучению детей дошкольного возраста движениям. Авторский коллектив раскрывает методику обучения основным движениям, обращая внимание на подготовительные и подводящие упражнения при обучении движениям.
Обучению детей подвижным и спортивным играм, упражнениям посвящена четвертая глава пособия. В главе достаточно полно описывается организация и методика обучения подвижным и спортивным играм, спортивным упражнениям. Авторами дается описание подвижных игр для детей разных возрастных групп [3, 7].
Глава пять раскрывает формы работы по физическому воспитанию в дошкольной образовательной организации и их место в режиме дня. Важное место отводится примерным конспектам по каждой форме работы с дошкольниками.
Глава шестая раскрывает организацию работы по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Достаточно полно представлен перспективный план работы по формированию представлений об организме, дана методика, направленная на выявление представлений о человеческом организме для старших дошкольников. Ценным является то, что в главе представлены планы – конспекты занятий по формированию представлений об организме. Важное место отводится организации работы с родителями по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
В главе семь авторы рассматривают организацию работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях. Обращается внимание на безопасность и контроль за физическим воспитанием в дошкольной организации, а также на педагогическую диагностику (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется физкультурному и спортивно-игровому оборудованию и организации предметно-развивающего пространства [11].
Книга имеет как теоретическую, так и практическую значимость и будет полезна не только воспитателям дошкольных образовательных организаций, инструкторам по физическому воспитанию, педагогам дополнительного образования слушателям курсов повышения квалификации, а также студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование».
1. Алехина Г.В. Организация клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» как форма работы с родителями инструктора по физической культуре и психолога в дошкольной образовательной организации [Текст] / Г.В. Алехина // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II Международной научно-практической конференции. - М.: Спутник+, 2014. -С. 113-118.
2. Борисова М.М. Подвижные игры с детьми раннего возраста [Текст] / М.М. Борисова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2012. - № 2. - С. 44-47.
3. Борисова М.М. Особенности проведения малоподвижных игр и игровых упражнений в работе с дошкольниками [Текст] / М.М. Борисова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 3. - С. 47-49.
4. Борисова М.М. Степ-аэробика в работе с дошкольниками [Текст] / М.М. Борисова // Детский сад от А до Я. - 2012. - № 6 (60). - С. 94-99.
5. Борисова М.М. Формы организации физического воспитания в рамках введения ФГОС дошкольного образования [Текст] / М.М. Борисова // Роль психологии и педагогики в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «АЭТЕРНА». - 2014. - С. 8-12.
6. Борисова М.М. Современные технологии укрепления здоровья и физического развития дошкольников [Текст] / М.М. Борисова // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. - 2014. - С. 53-56.
7. Борисова М.М. О спортивных играх современных дошкольниках [Текст] / М.М. Борисова, Н.Э. Власенко // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Сборник научных статей Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции; под ред. Г.В. Бугаева. - 2015. - С. 83-89.
8. Борисова М.М. Здоровьесберегающие технологии в совершенствовании общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / М.М. Борисова // Дошкольник. Методика воспитания и обучения. - 2014. - № 5. - С. 53-58.
9. Борисова М.М. Фитнес для детей дошкольного возраста [Текст] / М.М. Борисова // Детский сад от А до Я. - 2012. - № 5 (59). - С. 4-11.
10. Оглобина С.К. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.К. Оглобина // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II Международной научно-практической конференции. - М.: Спутник+, 2014. - С. 147-151.
11. Фролова Н.В. Создание оздоровительной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида [Текст] / Н.В. Фролова // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы II Международной научно-практической конференции. - М.: Спутник+, 2014. - С. 157-160.