В статье рассмотрены место службы судебных приставов в системе государственного управления в Российской Федерации, а также актуальные проблемы, касающиеся данной службы.
служба судебных приставов, государство, система государственного управления, государственная служба.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности [1].
Деятельность службы судебных приставов осуществляется только в органах исполнительной власти. Основное назначение органов исполнительной власти – это проведение законов и иных правовых актов в жизнь. В пределах предоставленных прав органы исполнительной власти занимаются подзаконной деятельностью, которая носит распорядительных характер [4, 5, 8].
Государственная служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации отличается от других видов федеральной государственной службы (хотя есть и общее) своей спецификой, особенностями задач, функций, принципов, порядком прохождения службы, правовым статусом судебных приставов, порядком назначения на должности, присвоением классных чинов и воинских званий и т.д. [8–12].
Таким образом, судебные приставы осуществляют государственную службу федерального назначения, отличающуюся многими чертами, признаками, которые находят свое проявление при реализации ими своих задач [4].
При современном развитии социально-экономических отношений, отнюдь не способствующих стабилизации и появлению прогнозируемости, особое значение приобретают гарантии восстановления нарушенных прав граждан и организаций уполномоченными юрисдикционными органами – службами судебных приставов и самими приставами-исполнителями, действующими на основании как процессуального законодательства Российской Федерации, так и специального законодательства об исполнительном производстве – федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» [2, 3].
Создание эффективной системы исполнительного производства – одно из приоритетных направлений деятельности Министерства юстиции России.
Каждый десятый гражданин Российской Федерации сегодня решает свои насущные проблемы через суд и судебных приставов.
Однако в настоящее время, к сожалению, в судебных решениях не всегда присутствуют реальные механизмы восстановления нарушенного права – такие решения судебных органов, как правило, остаются неисполненными, что сводит на нет силу судебного акта, дестабилизирует экономическую и социальную ситуацию и подрывает доверие предпринимателей к легальным способам защиты своих интересов. Наличие неисполненного судебного акта свидетельствует о том, что подлежащее защите право продолжает оставаться незащищенным, следовательно, задача судопроизводства – нереализованной [14, 15].
Отрицательно сказываются на работе судебных приставов пробелы в действующем законодательстве. Совершенствование законодательной основы функционирования государственных органов в современных условиях, несомненно, актуально. Бесспорным представляется тот факт, что от состояния правовых норм, регулирующих деятельность Федеральной службы судебных приставов, напрямую зависит эффективность ее деятельности в сфере принудительного исполнения судебных и иных юрисдикционных актов [6, 16].
В настоящее время единый процесс исполнения решений судов разделен между тремя государственными органами – судебными приставами, органами внутренних дел и прокуратуры, что является еще одной причиной, не способствующей эффективному исполнению судебных решений, поскольку в законодательстве об исполнительном производстве не урегулирован статус судебных приставов – исполнителей, отсутствуют нормы, регулирующие действие судебных приставов и других участников исполнения по каждой категории исполнительных действий [5]. В определенной мере Федеральный закон «Об исполнительном производстве» носит рамочный характер и уже поэтому предполагает наличие по вопросам сферы деятельности федерального закона подзаконных актов, принимаемых не только Правительством Российской Федерации, но и Президентом Российской Федерации, и Министерством юстиции Российской Федерации.
1. О судебных приставах: федер. закон от 21.07.1997 года № 118-ФЗ: принят Гос. Думой 04.06.1997 года: одобр. Советом Федерации 03.07.1997 года (ред. от 08.03.2015) // СПС «Консультант плюс».
2. Об исполнительном производстве: федер. закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ: принят Гос. Думой 14.09.2007 года: одобр. Советом Федерации 19.09.2007 года (ред. от 01.10.2015) // СПС «Консультант плюс».
3. Вопросы Федеральной службы судебных приставов: указ Президента РФ от 13 окт. 2004 г. № 1316 (ред. от 20.01.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
4. Гарифуллина А.Ф. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти [Текст]: автореф. дис. …канд. полит. наук / А.Ф. Гарифуллина. - Уфа, 2011.
5. Муллагалиев Ф.Ф. Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления [Текст] / Ф.Ф. Муллагалиев, И.Р. Хатмуллин // Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2014. - С. 16, 17.
6. Ханнанов Р.А. К вопросу о реорганизации судебной власти в России [Текст] / Ханнанов Р.А., Шапошников Р.Р. // Актуальные вопросы образования и науки. Сб. науч. трудов. - М., 2014. - С. 152-154.
7. Кравченко А.Г. Концептуальные основания социальной эффективности исполнительной власти России: технологии оптимизации [Текст] / А.Г. Кравченко // Философия права. - 2012. - № 1. - С. 63-67.
8. Лобанов В.В. Модернизация государственного управления: проблемы и решения [Текст] / В. В. Лобанов // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2010. - № 2. - С. 141, 142.
9. Ханнанов Р.А. Природа, право, юридические события [Текст] / Р.А. Ханнанов. - Уфа, 2009.
10. Гарипова А.Г. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы РФ [Текст] / А.Г. Гарипова, Р.Р. Шапошникова // Наука и образование в XXI веке. Сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - М., 2014. - С. 37, 38.
11. Ризванова Р.Р. Развитие информационных технологий в системе управления [Текст] / Р.Р. Ризванов, А.Ф. Гарифуллина // Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2011. - С. 142, 143.
12. Гарифуллина Э.Ф. Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики в России [Текст] / Э.Ф. Гарифуллина, Т.Р. Ханнанова // Право и политика. - 2012. - № 9. - С. 1565-1571.
13. Гарифуллина А.Ф. Роль компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений [Текст] / А.Ф. Гарифуллина, Л.Р. Хайдарова // Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы. Материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2011. - С. 39-42.
14. Самойлов В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы [Текст]: учебник для вузов / В.Д. Самойлов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 311 с.
15. Ханнанов Р.А. Саморегулиование социально-экономических отношений: теоретические основы и значение для инновационного развития России [Текст] / Р.А. Ханнанов // Право и политика. - 2010. - № 7. - С. 1234-1249.
16. Уразбахтина Р.Р. Специфика кадровой политики на муниципальной службе [Текст] / Р.Р. Уразбахтина, Т.Р. Ханнанова // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2013. - № 15. - С. 77, 78.