сотрудник
Пенза, Пензенская область, Россия
В статье представлены результаты исследования управленческого потенциала общеобразовательных организаций на основе монографии «Развитие управленческого потенциала общеобразовательной организации». Монография подготовлена по результатам анкетирования руководителей школ Пензенской области. Содержит рекомендации, направленные на повышение профессионализма руководителей школ.
механизмы, оценка развития потенциала, профессиональные качества, профессиональный уровень, управленческий потенциал.
Актуальность монографии. В новом Законе об образовании, вступившим в силу с 1 сентября 2013 г., намечены меры по созданию механизма устойчивого развития системы образования всех уровней. В результате реализации основных положений данного закона планируется достижение качественного образования на основе его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства. Среди основных положений выделяется необходимость приобретения новых компетенций руководителями образовательных учреждений, отвечающим вызовам социально-экономической и образовательной ситуации в обществе. Приобретение и реализация этих компетенций является необходимым условием повышения качества образования. Одним из эффективных инструментов в решении обозначенной проблемы является разработка механизмов развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций.
В рецензируемой монографии на основе теоретических и практических результатов исследования решена проблема повышения уровня профессиональной компетентности руководителей школ. Актуальность монографии обусловлена тем, что руководители общеобразовательных организаций испытывают практическую потребность в системном подходе к развитию своего потенциала.
Оценка содержания монографии. В 2015 г. в издательском центре «ИНФРА-М» была издана монография «Развитие управленческого потенциала общеобразовательной организации». В монографии представлены три основных направления исследования: теоретические и методологические аспекты исследуемой проблемы [1, 3, 4]; анализ развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций [2, 6, 9]; разработка модели и механизмов развития управленческого потенциала общеобразовательных учреждений.
В первой главе монографии «Теоретические и методологические аспекты развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций» отражены теоретические и методологические подходы к понятию управленческого потенциала общеобразовательных организаций; изучены уровни профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций; определены технологии управления общеобразовательными организациями. Представлены методические подходы к исследованию управленческого потенциала общеобразовательных организаций.
Во второй главе «Анализ состояния и развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций» на основе анкетирования и экспертных оценок осуществлена оценка управленческого потенциала общеобразовательных организаций по уровням управления; проанализирована профессиональная компетентность и мотивация к обучению и повышению квалификации руководителей общеобразовательных организаций; выявлены направления эффективности деятельности руководителей общеобразовательных организаций.
В третьей главе монографии «Рекомендации по развитию управленческого потенциала общеобразовательных организаций» разработаны теоретические и практические рекомендации по развитию управленческого потенциала. Разработана и апробирована модель качеств руководителя общеобразовательной организации, предложены механизмы развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций и методические положения по оценке профессионального уровня руководителей общеобразовательных организаций; осуществлена экономическая и социальная оценка развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций.
В рамках этих направлений решен ряд актуальных задач развития управленческого потенциала:
- проанализированы теоретические подходы к определению терминов «потенциал», «управленческий потенциал»;
- определены факторы развития управленческого потенциала и проведено их ранжирование;
- осуществлен анализ профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций [11];
- разработана модель качеств руководителя школы [3, 10];
- предложены механизмы развития управленческого потенциала общеобразовательных организаций [17, 18];
- выполнена экономическая оценка профессионального уровня руководителей школ [19].
Главной задачей монографии является попытка решения теоретических и практических проблем повышения профессионализма руководителей средних общеобразовательных учреждений.
Проблемы, поднятые в монографии, являются отражением потребностей руководителей общеобразовательных организаций в развитии своего потенциала.
Рецензируемая монография «Развитие управленческого потенциала общеобразовательной организации» соответствует требованиям, предъявляемым к таким работам, и рекомендуется к изданию.
Практическая значимость монографии. Совершенствование системы управления школой в соответствии к адекватным современным требованиям предполагает развитие управленческого потенциала руководителей общеобразовательных организаций. Монография может быть полезна для руководителей школ и управленческого персонала общеобразовательных организаций, а также для научных работников, преподавателей школ и аспирантов.
1. Емельянова Е.Р. Методические основы исследования управленческого потенциала образовательных учреждений [Текст] / Е.Р. Емельянова // Контекстный подход в психологии, педагогики и менеджменте: межвуз. сб. научн. тр.; научн. ред. А.А. Вербицкий, отв. ред. В.Г. Калашников. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
2. Емельянова Е.Р. Профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения [Текст] / Е.Р. Емельянова // Менеджмент: управление в социальных и экономических системах: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА, 2011.
3. Емельянова Е.Р. Сущность и факторы развития управленческого потенциала образовательного учреждения [Текст] / Е.Р. Емельянова // Управление персоналом в России: современные исследования, проблемы и решения: сборник научных трудов / Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Ульяновск: УлГТУ, 2011.
4. Емельянова Е.Р. Теоретические аспекты развития управленческого потенциала образовательных учреждений [Текст] / Е.Р. Емельянова // Научные труды Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой; гл. ред. И.Р. Кызыргулов. - Том 1. - В 3-х сериях.
5. Резник С.Д. Аспирант вуза. Технологии научного творчества и педагогической деятельности [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник. - 3-е изд., перераб. - Гриф УМО. - М.: Инфра-М, 2012.
6. Резник С.Д. Организационное поведение [Текст]: учебник / С.Д. Резник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2012.
7. Резник С.Д. Становление системы подготовки научно-педагогических кадров в России [Текст] / С.Д. Резник // Вестник высшей школы Alma mater. - 2011. - № 1.
8. Резник С.Д. Технологии самоконтроля деятельности руководителя образовательного учреждения [Текст] / С.Д. Резник // Лидеры образования. - 2006. - № 1-2.
9. Резник С.Д. Управление высшим учебным заведением [Текст]: учебник / С.Д. Резник; под ред. С.Д. Резника и В.М. Филиппова; предисловие Члена Комитета Государственной думы РФ по образованию Г.А. Балыхина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 768 с.
10. Резник С.Д. Управление кафедрой [Текст]: учебник / С.Д. Резник. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 607 с.
11. Резник С.Д. Управление системой профессионального продвижения руководителей в сфере образования [Текст]: монография / С.Д. Резник, С.Н. Макарова, А.Г. Юдаков. - Пенза: ПГУАС, 2009. - 131 с.
12. Резник С.Д. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 3. - С. 46-52.
13. Резник С.Д. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики [Текст]: монография / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина; под ред. С.Д. Резника. Пенза: ПГАСА, 2003. - 452 с.
14. Резник С.Д. Персональный менеджмент [Текст]: учебник / С.Д. Резник, В.В. Бондаренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2012.
15. Резник С.Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник, О.А. Вдовина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 361 с.
16. Резник С.Д. Система подготовки и повышения квалификации управленческого персонала предприятий [Текст] / С.Д. Резник, Э.В. Кондратьев. - Пенза, ПГУАС, 2004. - 231 с.
17. Резник С.Д. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений как необходимое условие развития управленческого потенциала [Текст] / С.Д. Резник, З.М. Рыбалкина, Е.Р. Емельянова // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 12. - С. 393-397.
18. Резник С.Д. Моделирование качеств руководящих работников высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, О.И. Шестернина // Управление инновациями-2006 Материалы международной научно-практической конференции; под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Доброе слово, 2006. - С. 280-284.
19. Рыбалкина З.М. Развитие управленческого потенциала образовательного учреждения [Текст] / З.М. Рыбалкина, Е.Р. Емельянова // Менеджмент: управление в социальных и экономических системах: сборник статей IV Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2012. - 275 с.