Россия
В статье актуализируется проблема низкого качества математической подготовки выпускников школ — потенциальных студентов высших учебных заведений. Предлагается рассматривать основной результат школьной математической подготовки учащихся на профильном уровне в формате готовности к продолжению дальнейшего математического образования. Раскрыта сущность понятия «готовность выпускника школы к продолжению математического образования». Охарактеризованы структурные компоненты готовности как результата подготовки выпускника общеобразовательной школы: когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный, эмоционально-волевой. Приведена программа диагностики готовности к продолжению математического образования выпускников школ, включающая различные оценочные средства и измерители. Представлены результаты оценки уровня сформированности готовности у студентов-первокурсников, обобщающие исследования авторов в течение четырех лет. Сделаны выводы об актуальном уровне готовности по всем выделенным компонентам.
готовность к продолжению математического образования, выпускник школы, структура готовности, диагностика, программа диагностики, уровень готовности.
Современные требования к уровню школьной математической подготовки, отраженные в государственных образовательных стандартах, предполагают сформированность определенных универсальных учебных действий, основ математического мышления, владение математическими методами и приемами решения различных задач, в том числе прикладного характера, и т.д. [2]. Однако в последние годы качество математической подготовки большинства выпускников школ вызывает многочисленные нарекания со стороны родителей, учителей, преподавателей вузов, работодателей. О низком уровне математических знаний и умений учащихся свидетельствуют ухудшающиеся с каждым годом результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также международных исследований (PISA, TIMSS), в отдельных позициях которых российские школьники значительно уступают своим зарубежным сверстникам. Преподаватели вузов сталкиваются с трудностями в обучении высшей математике студентов, не имеющих навыков самообразования, адекватной математической подготовки и достаточной мотивации для продолжения образования [6]. Это говорит о наличии неких системных проблем в процессе обучения математике в школе.
1. Бабкин А.Н. Современные подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся [Текст] / А.Н. Бабкин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - Т. 3. - № 2. - С. 60-64.
2. Кохужева Р.Б. Формирование готовности выпускников общеобразовательных школ к продолжению математического образования в вузе [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / Р.Б. Кохужева. - Орел, 2008. - 20 с.
3. Журавлева Е.В. Формирование готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / Е.В. Журавлева. - Кемерово, 2000. - 21 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (10-11 кл.)» [Электронный ресурс]. - URL: минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 07.07.2015).
5. Шашкина М.Б. О качестве математической подготовки в школе и вузе [Текст] / М.Б. Шашкина, О.А. Табинова // Математика в школе. - 2014. - № 4. - Электронное приложение. - № 1.
6. Шашкина М.Б. Проблемы реализации преемственности математической подготовки в школе и вузе [Текст] / М.Б. Шашкина, О.А. Табинова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 4 (26). - С. 128-132.