Установлено, что туризм в нашей стране в значительной мере коммерционализовался, открылись возможности для поездок в другие страны, получил развитие элитарный туризм, появились новейшие формы развлечения туристов. Системный анализ отечественных и зарубежных научных источников показал, что в России культурно-образовательный потенциал туризма реализуется недостаточно. Разработка соответствующей структурно-функциональной модели реализации культурно-образовательного потенциала туризма возможна при условии интеграции ряда теоретических и практических наработок в сопредельных сферах, а именно в истории и теории культурно-развлекательной деятельности и организации туристской деятельности. В статье делается предположение о целесообразности функциональной интеграции двух определённых систем (культурно-образовательной и коммерционализированной), которое актуализирует задачу определения специфики такой интеграции, аргументирует её теоретические основы и выявляет функциональные механизмы сервисологии. В рамках пилотажного исследования была осуществлена проверка структурно-функциональной модели развития туризма в трех аспектах: организационно-управленческом, функциональном (решение благодаря развлекательным программам и мероприятиям рекламно-имиджевых и культурно-образовательных задач), организационно-просветительном (интеграция познавательно-воспитательной, развлекательной и рекреативной функций досуга).
туризм, политика, культура, сервис, трансформация, отдых, молодёжь
1. Федулин А.А. Современное состояние и приоритетные направления развития туризма и туристского образования в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4. С. 70-75.
2. Жилкова Ю.В., Бритвина В.В., Седенков С.Е. Кластерный подход в туризме // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 1. С. 151-154.
3. Киякбаева Е.Г. Индикаторы устойчивого развития туризма и их использование в федеральных программах развития туризма в России // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 1 (29). С. 78-80.
4. Лебедева О.Е. Зарубежный опыт в системе туристского образования // Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики. Махачкала, 2014. С. 37-38.
5. Соломатина Т.Б., Коломникова А.А. Вступление России в период интенсивного индустриального развития и актуализация проблем образования в XIX в. // Государство, общество, образование в контексте цивилизованного подхода: коллективная монография. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 9-22.
6. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. № 1. С. 38-44.
7. Насырова Л.А., Макаренко З.В. Об усилении социальной направленности туристской отрасли в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11. Ч. 2. С. 92-96.
8. Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Формирование концептуальных и методологических основ сервисного аудита // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 7 (45). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2013_7 (дата обращения: 18.03.2016).
9. Дунец А.Н. Пространственная организация туризма в регионе: теоретические основы кластерного подхода // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 1. С. 37-44.
10. Бушуева И. В. Управление сервисомна уровне региона: кластерный подход // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 8(55). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2014_8 (дата обращения: 21.03.2016).
11. Чикова О.М., Харитонова Т.В. Социальная направленность сферы услуг // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 10(37). URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index.php?do=cat&category=2012_10 (дата обращения: 15.02.2016).
12. Безуглова М.С. Культурно-познавательный туризм в Астраханской области как форма устойчивого развития туризма // Экология России: на пути к инновациям. 2013. № 8. С. 8-11.
13. Бойко А.Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России // Власть и управление на Востоке России. 2009. №2(47). С. 224-228.
14. Седельникова И.В. Промышленный туризм как перспективный вид развития туризма в России // Труды XII Международной науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. С. 77-78.
15. Сорокина Н.А. Корпоративный туризм как вид делового туризма // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. № 17(2). С. 95-97.