ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ДОРОЖНЫХ МАШИН В МОНИТОРИНГОВОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью данного исследования является рассмотрение предпосылок к сокращению времени транспортных перемещений дорожно-строительных машин. На основе полученных сведений могут быть сформированы соответствующие рекомендации, используемые в мониторинговой системе управления эффективностью и техническом аудите. Отмечены недостатки существующих мониторинговых систем. Показано, что их применение для повышения технико-экономической эффективности дорожных машин не позволяет достичь контролируемых результатов. Технико-экономический эффект целесообразно оценивать по критерию себестоимости единицы продукции с учетом затрат на владение. Для расчета такого критерия необходима исходная информация, которую можно получить путем мониторинга. При минимуме критерия имеет место ограничение по времени выполнения и по качеству ра-боты. Рассмотрена возможность реализации ограничения по времени выполнения работы, которое во многом зависит от времени транспортных операций машин. Транспортные операции, в свою очередь, определяются уровнем устойчивости. Поэтому для разработки рекомендаций по сокращению времени транспортных операций необходима оценка устойчиво-сти с помощью специальных расчетов формул. Рассмотрены разные варианты расчета, выбран вариант составления дифференциальных уравнений раскачивания. Отмечено, что лучше всего рабочий процесс описывается грузовыми диаграммами, поэтому именно их необходимо строить на базе дифференциальных уравнений. Рассмотрен пример построения грузовых диаграмм для ковшевого фронтального погрузчика. Дано описание использования грузовых диаграмм для составления рекомендаций по сокращению времени транспортных перемещений.

Ключевые слова:
система мониторинга, эффективность, устойчивость, время транспортного перемещения, техниче-ский аудит, критерий эффективности.
Текст

Анализ существующих систем мониторинга эффективности дорожных машин выявил факт реги-страции технических показателей без учета экономических данных [1]. Нет сведений о наличии аналитического цен-тра, в котором могли бы производиться расчеты по специализированным методикам. Таким образом, существующие мониторинговые системы не обладают функционалом количественной оценки технико-экономической эффективно-сти, что препятствует оценке вводимых мероприятий. В частности, невозможно оценить чувствительность систем машин по показателям экономии денежных средств к вводимым управляющим воздействиям.

Для заданных условий эксплуатации наилучшей будет машина, при помощи которой можно выполнить зада-чу с наименьшими затратами (показатель 1) за приемлемые сроки (показатель 2) при приемлемом качестве (показа-тель 3). Каждый из трех перечисленных показателей можно использовать в качестве критерия. Однако недостаточ-ность исходной информации создает известные проблемы при использовании этого критерия. Поэтому величину за-трат целесообразно оценивать в соизмерении с работой при помощи удельной величины — себестоимости единицы продукции с учетом затрат на владение (СЕПВ). Такой подход позволяет использовать результаты оценки при выпол-нении технического аудита в качестве инструмента для выявления направлений развития эксплуатационного пред-приятия или производства (см., например, [2–5]).

Все три показателя не могут одновременно достичь экстремума, поэтому часть из них целесообразно ограни-чить. Из перечисленных трех показателей только один (СЕПВ) позволяет оценивать прибыль — наиболее значимый фактор при определении эффективности. Соответственно, в качестве целевой функции целесообразно выбрать мини-мизацию СЕПВ.

Итак, при мониторинге технико-экономической эффективности дорожных машин будут учитываться в каче-стве основных:

— целевая функция — минимум СЕПВ,

— ограничение — показатель (параметр) времени выполнения работы,

— ограничение — показатель (параметр) качества работы.

Список литературы

1. Мандровский, К. П. Системы мониторинга дорожно-строительных, транспортных машин и дорожных по-крытий / К. П. Мандровский // Интерстроймех-2015 : мат-лы междунар. науч.-техн. конф. - Казань, 2015. - С. 310-315.

2. Hiwase, P.-D. The Role of Technical Audit in Environmental Impact Assessment / P.-D. Hiwase, N.-S. Raman, H.-V. Hajare // International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. - 2013. - Vol. 2 (3). - P. 664-669.

3. Srivastava S. B. Technical Audit - A Throughfare of System Perfection / S. B. Srivastava // International Journal of Scientific & Engineering Research. - 2012. - Vol. 3 (1). - P. 98-110.

4. Вокина, Е. Б. Основы промышленного и технического аудита / Е. Б. Вокина // Вестник транспорта Повол-жья. - 2011. - № 5 (29). - С. 21-27.

5. Палкин, С. В. Технический аудит в системе менеджмента / С. В. Палкин // Железнодорожный транспорт. - 2009. - № 4. - С. 38-42.

6. EULER. Программный комплекс автоматизированного динамического анализа многокомпонентных меха-нических систем [Электронный ресурс] / ЗАО «Автомеханика». - Режим доступа: http://www.euler.ru/ (дата обраще-ния: 28.07.15).

7. Simulink. Графическая среда имитационного моделирования [Электронный ресурс] / Softline. - Режим до-ступа: http://matlab.ru/products/simulink (дата обращения: 28.07.15).

8. Алексеева, Т. А. Математическое моделирование случайных дорожных возмущений при исследовании ди-намики мобильных машин / Т. А. Алексеева // Науч.-техн. ведомости Санкт-Петербург гос. политехн. ун-та. Физ.-мат. науки. - 2015. - № 2 (218). - С. 118-122.

9. Жулай, В. А. Динамика дефектных карданных передач строительных и дорожных машин / В. А. Жулай, В. А. Козлов, А. Н. Щиенко // Изв. высш. учеб. заведений. Строительство. - 2008. - № 1. - С. 72-78.

10. Ли, С. В. Динамика многороторных рабочих органов строительно-дорожных машин / С. В. Ли, Г. М. Ахметов, М. Н. Есенгалиев // Труды университета / Карагандинский гос. техн. ун-т. - 2007. - № 3. - С. 67-68.

11. Плиев, С. Х. Расчет двухосной колесной машины на устойчивость против опрокидывания / С. Х. Плиев // Изв. Горского гос. аграрн. ун-та. - 2015. -Т. 52, № 1. - С. 124-127.

12. Прохорова, Е. В. Методика оценки устойчивости экскаватора, оборудованного быстросоединительным устройством / Е. В. Прохорова // Инновационные материалы, технологии и оборудование для строительства совре-менных транспортных сооружений : междунар. науч.-практ. конф. / Белгородский гос. техн. ун-т им. В. Г. Шухова. - Белгород, 2013. - Т. II. -С. 180-185.

13. Плиев, С. Х. Расчет статической и динамической устойчивости трициклов / С. Х. Плиев, Т. Т. Агузаров // Изв. Горского гос. аграрн. ун-та. - 2014. - Т. 51, № 4. - С. 216-225.

14. Мандровский, К. П. Динамика и математическое моделирование движений машин при оценке устойчиво-сти / К. П. Мандровский. - Москва : МАДИ, 2012. - 72 с.

15. Мандровский, К. П. Моделирование и оценка устойчивости самоходных машин / К. П. Мандровский. - Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 85 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?