Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Недостаточно разработанная модель психологической помощи как в целом в школе, так и слабоуспевающим младшим школьникам, при существовании множества разнообразных направлений, концепций и теорий психологической помощи и причин школьной неуспеваемости, а также возможных путей ее преодоления. Выявляет проблему психологической помощи в науке и практике.

Ключевые слова:
психологическая помощь, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, слабоуспевающие школьники младших классов
Текст

Современная психология представляет собой чрезвычайно развернутую область знаний [5, C.12]. В отеческой и зарубежной литературе описан ряд систем психологии [1, c. 45; 2, с. 41; 3, с. 23; 4, c.62-68; 37 и др.]. Так или иначе можно разделить отрасли психологической науки на три части фундаментальную (теоретическую или базовую) и прикладную (специальную или отраслевую), также можно выделить практическую психологию. 

Теоретическая психология в первую очередь фундаментальная наука, представляющая собой систему теорий, методов и исследований, результаты которых являются теоретической основой и методологической базой всех отраслей психологии. Прикладная психология включает в себя те отрасли психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории фундаментальной психологии на практике в смежных областях, а также обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены в этих областях. Прикладная психология, направленная на практику, но ориентированная на специалистов-психологов, на их профессиональное образование, излагает материал на строго академическом стиле, с использованием научной терминологии.

Практическая психология представляет собой часть психологического знания, направленную на удовлетворение практических запросов широкого круга людей, ориентированной на психологическую работу с населением. Практическая психология, опираясь на научную базу, использует оправдавшие себя в практике техники, не имеющие научной основы. Классификацию внутри практической психологии сделать сложно, поскольку различных психопрактик чрезвычайно много, каждый специалист претендует на уникальность своей техники, и нередко считает себя выразителем нового направления в практической психологии.

В настоящее время практическая психология активно развивающаяся отрасль психологической науки, а психолог приобрел новый общественный статус. Поэтому сегодня активно разрабатываются принципы, методы и формы психологической помощи. Однако, разнообразие и, в ряде случаев, принципиальная несовместимость некоторых основных принципов понимания сути психологии в различных школах, обуславливает сложность формулировки единого определения понятия «психологической помощи».

Своей целью психологическая помощь ставит создание условий для улучшения психологического состояния людей, обратившихся к психологу, актуализации их внутренних ресурсов и повышения их личностной, а в ряде случаев, и профессиональной эффективности. Процесс оказания психологической помощи предполагает наличие различных ее форм, таких как психопрофилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, индивидуальное консультирование и групповая работа в тренинговом режиме, психологическая коррекция, кризисное вмешательство, немедицинская психотерапия, психологическая реабилитация. 

В научной, учебной и методической литературе психологическая помощь определяется как система профессиональных мер поддержки и содействия человеку, семье, социальной группе со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь, в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствующих поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни. Лицо или группа лиц, обратившееся к лицу за психологической помощью называют клиентом. Психологическая помощь, как правило, направлена на разрешение психологически сложной ситуации, которая не может быть преодолена клиентом самостоятельно. 

В современной психологической практике оформились три основные направления оказания психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия. Анализ данных направлений и методов психологической помощи, их разграничение представлены в работах различных авторов (А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэн-Даунинг, 1999; Л. Браммер, Э. Шостром, 1968; А.Ф. Бондаренко, 2000; М.А. Гулина, 2000; А.Н. Елизаров, 2008, В.Ю. Меновщиков, 1998; В.М. Поздняков, 1994, 1999; М.Б. Шевелев, 1994, Л.Б. Шнейдер, 2003 и др.). Каждое направление имеет свои специфические проблематику и требования к субъекту и предмету, процессу и методам, целям и результатам психологической помощи.

Формируя рассматриваемые дефиниции необходимо разграничить понятия «консультирование», «коррекция», «терапия». С позиции уровней психологической работы и воздейственности психологическое консультирование может пониматься как первичный уровень психологической по мощи, ориентированный на психическую норму, психологическая коррекция может рассматриваться как второй, более высокий уровень, направленный на исправление или компенсацию нарушений в структуре личности, а психотерапия может представляться еще более сложным уровнем психологической помощи, ориентированной на глубинную работу по трансформации личности.

Наряду с немедицинскими психотерапевтическими сеансами, базирующимися на применении различных психотерапевтических и психокоррекционных методов и методик (например, аутотренинга, психологического дебрифинга, сенсомоторной и психофизической тренировки, арт-, мифо-, библио-, музыко- и песочной психотерапии, хромокоррекции и др.), социально-психологическим тренингом и другими способами активного воздействия на личность, психологическое консультирование является одной из форм оказания психологической помощи. Это один из основных инструментариев профилактической, коррекционной и обучающе-информационной работы практического психолога. 

Психологическое консультирование целесообразно определить его как особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная психологическая помощь в форме проведения специальной беседы для решения существующих у них личностных проблем или затруднений психологического характера [6]. При этом включенность (активность) клиентов в процесс консультирования выступает неотъемлемым условием его реализации.

Консультирование как психотехнология оказания психологической помощи исходит из представления о том, что на основе специально организованного процесса общения у лица, обратившегося за помощью, активизируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить поиск новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Психологическая коррекция применяется как психологическое воздействие на конкретные психологические структуры с целью обеспечения полноценной жизнедеятельности человека и его личностного развития. Отличие психологической коррекции от психотерапии состоит в ее более широком диапазоне использования: она находит применение не только в медицине, но и в педагогике и некоторых других отраслях. 

Кроме термина «психологическая коррекция» существует понятие психологическое вмешательство». Оно также предполагает целенаправленное воздействие психолога на своего клиента. Как и психологическое вмешательство, так и психологическая коррекция применяются в различных сферах деятельности. Обе технологии решают задачи психологической профилактики и реабилитации. 

Психологическая помощь в школе своей целью имеет оптимизацию образовательной среды для создания условий для гармоничного развития личности обучающегося посредством психологического сопровождения образовательного процесса.

Психологическая помощь в школе включает в себя психодиагностику, коррекционную работу, консультирование учителей и родителей, психологическое просвещение и психологическую профилактику.

Психодиагностика, как правило, включает в себя проведение групповых и индивидуальных обследований с помощью психодиагностического инструментария, которая проводится по запросу учителей или родителей, или с профилактической целью. Психодиагностика помогает строить дальнейшую работу психолога по планированию коррекционных мероприятий, подготовки рекомендаций учителям и родителям по взаимодействию с учащимися. С психодиагностическими мероприятиями связан также и прием ребенка в школу (анализ уровня развития произвольности, наличие мотивации учения, уровня развития мышления).

Коррекционная работа ведется как индивидуально, так и в группе. В ходе этого вида психологической помощи психолог корректирует нежелательные особенности психического развития ребенка, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в общении и проблемы самооценки. Коррекционные занятия в зависимости от целей и возраста учащихся включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и т.д.

Консультирование учителей и родителей ведется по конкретному запросу. Данный вид психологической помощи включает в себя знакомство с результатами диагностики (в приемлемой для не психологов форме), прогноз трудностей в обучении и общении, рекомендации по взаимодействие с учащимся.

Психологическое просвещение своей целью ставит знакомство с закономерностями и условиями благоприятного психического развития учащегося и может осуществляться как в ходе консультирования, так и в виде выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Психологическая профилактика – это соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка.

Обучение в школе связано с трудностями и переживаниями как учеников, так и родителей, справиться, с которыми самостоятельно ребенок не может, а родители не знают как. В таких случаях и необходима профессиональная психологическая помощь. 

В начальной школе психологическая помощь используется при работе с трудностями в учебной деятельности и усидчивостью на уроке, с повышенной тревожностью и формированием позитивного отношения к ошибкам, по оптимизации родительско-детских отношений и взаимоотношений с одноклассниками, учителем, с проблемами в эмоциональных проявлениях.

На сегодняшний день остается недостаточно разработанной модель психологической помощи как в целом в школе, так и слабоуспевающим младшим школьникам, хотя существует множество разнообразных направлений, концепций и теорий психологической помощи и причин школьной неуспеваемости, а также возможных путей ее преодоления. 

В существующих моделях психологической помощи слабоуспевающим детям уделяется внимание главным образом коррекции познавательной сферы, но недостаточно формированию эмоционально-волевой сферы, без которой невозможно успешное решение задач коррекционно-развивающего обучения.

Впервые вопрос о психологической помощи ребенку встает в большинстве случаев с началом школьного обучения. У младших школьников обнаруживаются трудности усвоения навыков письма, чтения, счета, неумение общаться, подчиняться школьным правилам и т. д. Все это отражается на успеваемости, формировании личности и коммуникативной компетенции ребенка.

Неуспеваемость, которая проявляется в начальных классах, существенно затрудняет овладение обязательной школьной программой. Так как в начальный период обучения закладывается фундамент системы знаний, необходимый для дальнейшего обучения в школе и овладения профессией. В этот период так же формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее обучение и практическая деятельность. Отсутствие данного фундамента знаний и умений приводит к трудностям в усвоении школьной программы. 

Подобной ситуации (при условии отсутствия нарушений развития) можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную психологическую помощь, которая ни в коей мере не должна сводиться к «дрессуре» определенных компонентов психического развития ребенка, а обязательно должна включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т. д.

Задача психологической помощи слабоуспевающим младшим школьникам должна заключаться в создании условий для формирования новых возможностей, искомых психологических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку. Коррекционная работа должна носить целостный характер и ориентироваться на развитие личности и психического мира ребенка в целом[7]. Работа в этом направлении должна вестись целенаправленно и систематически, координированно с работой педагогического коллектива.

Резюмируя выше сказанное, отметим, что внедрение достижений современной психологии в практику школьного образования закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как психологическая помощь. Психологическая помощь, должна и может выступать одной из важных форм деятельности психолога в образовании, так как является средством совершенствования личностных и социально-психологических характеристик школьников. 

Список литературы

1. Аткинсон Р.Л. и др. Введение в психологию Учебник для студентов университетов./ Под общ.ред.В.П. Зинченко, А.И. Назарова, Н.Ю. Спомиора - СПб.:, 2003.

2. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: учебное пособие - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика, М. Фирма Класс, 2001.

4. Мальцева Т.В. Внутриличностные конфликты и пути их преодоления. Учебное пособие. Руза: МОФ МосУ МВД РФ, 2012.

5. Мальцева Т.В. Психология: курс лекций. - Московский областной филиал МосУ МВД России. Руза - 2013.

6. Сепиашвили Е.Н. Психологические проблемы профессионального становления будущих специалистов. Образование. Наука. Научные кадры.2014. №1. С. 283-233

7. Сепиашвили Е.Н. Межкультурная коммуникация. - Москва, 2009. Том 1.


Войти или Создать
* Забыли пароль?