г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена рассмотрению вопросов повышения профессиональной компетентности кадров в области туристической индустрии. Авторы ставили своей целью обозначить наиболее проблемные области в подготовке будущих специалистов сферы услуг к оптимальному межличностному взаимодействию и наметить возможные пути решения выявленных проблем. Особое внимание в работе уделяется социально-психологической стороне подготовки будущих специалистов в указанной сфере. В статье предложен комплексный подход к работе со студентами – будущими турбизнесменами – и описывается конкретная модель формирования межкультурной компетенции, структурными компонентами которой выступают цель подготовки, содержание подготовки (теоретический и практический аспекты), а также методические решения для обеспечения максимальной эффективности предложенной модели. Авторы настаивают на соблюдении гармонии в распределении внимания к информационно-тематической и практической областям работы по формированию межкультурной языковой компетенции. Первая из них способствует формированию главных ориентиров в общении с носителями языка для упорядоченнного инокультурного осмысления окружающего мира. Вторая область работы направлена на создание эффективного и целесообразного вербального поведения коммуникантов и предполагает практическое применение полученных знаний в различных ситуациях делового общения. Собственный опыт работы со студентами-бакалаврами, обучающимися по направлению подготовки в области туризма и сервиса, позволяет дать рекомендации в отношении наиболее оптимальных методических решений в процессе формирования межкультурной компетенции. В качестве примера приводится ролевая игра как способ достижения такого уровня межкультурного общения, при котором культурные несовпадения преодолеваются за счет взаимопереплетения когнитивного, аффективного и поведенческого уровней общения.
профессионализм кадров, индустрия туризма, межкультурное взаимодействие, ком- плексная модель, ролевая игра
1. Баграмянц Н.Л., Ивлева М.Л. Проблемы и перспективы современного профессионального образования как ди- намичной системы // Известия МГТУ «МАМИ». Т. 1. 2012. № 1. С. 340-345.
2. Дешериева Ю.Ю. Прагматика межкультурной коммуникации: пресуппозиция в межкультурном дискурсе // Вопросы филологии. 2000. № 3. С. 29-38.
3. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А., Удовик В.Е. Информационное общество и формирование новой эпистемологической парадигмы современной науки. М., 2013.
4. Клещина А.В. Амбивалентость понятия «культура» в современных американских межкультурных исследованиях // Известия Уральского госуниверситета. 2006. № 47. С. 68-77.
5. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские. Коммуникативное поведение. М., 2007.
6. Турунен Н. Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 25-37.