Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Статья посвящена теоретическому и практическому обоснованию необходимости картографической подготовки бакалавров, обучающихся по направлению «Туризм». Картографическая грамотность будущих профессионалов тесно связана с их профессиональной компетентностью. Наличие картографической грамотности у выпускника университета предполагает, что он умеет профессионально работать с картой: другими словами, как грамотный человек умеет читать и писать, так и картографически грамотный бакалавр умеет читать и создавать карту. Он знает условные знаки, понимает математическую основу карт, что позволяет проводить различные измерения по карте – получать информацию для решения профессиональных задач. Создание профессиональных карт предполагает умение строить кроки, картодиаграммы, проекты, создавать картографические модели туров и маршрутов, совершать различные операции с информацией. Сущность картографической компетентности подготовленного бакалавра заключается в том, что она позволит ему использовать в будущей деятельности промежуточное звено между постановкой профессиональной задачи и ее решением (разработкой нового тура, созданием туристского кластера, управлением туристско-рекреационным пространством региона и т. д.). Это звено – карта или любое геоизображение, геоинформационная система, которые являются достоверной, математически обоснованной моделью действительности, несущей пространственно распределенную профессиональную информацию. Данная статья открывает серию подобных работ, которые будут посвящены картографической компетентности выпускника-бакалавра по направлению туризм в высшей школе. В данном случае обсуждается в сравнении предмет исследования науки картографии и предмет исследования науки туристики, геотуристики как ее структурной части. Определяется, что речь идет о географическом пространстве в первом случае и его части – туристско-рекреационном пространстве – во втором. Показана методологическая роль системного подхода и теории географического пространства для развития геотуристики. Кроме того, в статье подчеркивается уникальная полипредметная психолого-педагогическая роль картографического метода обучения, разрабатываемого нами в качестве дидактической проекции картографического метода исследований в образовательный процесс. Эта роль заключается, во‑первых, в его «сквозном», метаметодическом характере, во‑вторых, в уникальных возможностях метода воздействовать на развитие обоих полушарий головного мозга, связанных с интеллектуально-графическими умениями обучающихся визуализировать пространственно распределенную учебную информацию.
картографическая грамотность, картографический метод обучения, креативность, визуализация геопространства, интеллектуально-графическая деятельность, профессиональная ком- петентность, подготовка бакалавров, геотуристика, специалист по туризму
1. Асланикашвили А.Ф. Метакартография. Тбилиси, 1974.
2. Берлянт А.М. Геоиконика. М., 1996.
3. Берлянт А.М. Картографический метод исследований. М., 1978.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Герда, 2007.
5. Владимиров В.Н., Колдаков Д.В., Силина И.Г., Токарев В.В. Пространственные аспекты истории Алтая: значение компьютерного картографирования // Круг идей: традиции и тенденции исторической информатики. Труды IV конференции ассоциации «История и компьютер». М., 1997.
6. Гаджиева Е.А. Условия формирования профессиональнозначимых качеств бакалавра туризма при изучении дисциплины «Картографическое обеспечение туризма» // Экологическое равновесие: человек и окружающая среда. Матер. Межд. науч.-практ. конф. СПб., 2014.
7. Гаджиева Е.А. Учебно-методическое обеспечение дисциплин по направлению туризм в условиях перехода высшего профессионального образования на двухуровневую систему // Сервису и туризму - инновационное развитие: Материалы Международной научно-практической конференции. СПб, 2009.
8. Жоли Ф. Картография Пер. с фр. Н.М. Иосилевич. М.: АСТ : Астрель, 2005. 159с. ( Cogito, ergo sum) (Университетская б-ка).
9. Зорин И.В. Феномен туризма. Избр. сочинения. М.: Наука, 2005. 552 с.
10. Зимняя И.А. Компетентностный подход в образовании - реальность XXI века // Проблемы образования в условиях устойчивого развития цивилизации. М., 2005.
11. Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2007.
12. Комиссарова Т.С. Графикация географического пространства // Национальные природные исследования в образовании: сб. статей. СПб.: Образование, 1997. С. 15-17.
13. Комиссарова Т.С. Представление о геотуристике и туристской дестинации // Страноведение и регионоведение в решении проблем устойчивого развития в современном мире. Матер. Межд. конф. СПб.: ВВМ, 2010. С. 50-55.
14. Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографического метода профессиональной подготовки учителя. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2009.
15. Комиссарова Т.С., Нечаева Т.А. Профессиональная востребованность пространственно-экологической грамотности специалистов по туризму// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8, 2014. № 1.
16. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: ИЦ «Академия», 2008. 352 с.
17. Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: вопросы теории. М., 1984.
18. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма. М.: ИЦ «Академия», 2008.
19. Скоробогатов В.А., Комиссарова Т.С. Философско-антропологическое содержание картографического метода исследования // VII Царскосельские чтения. СПб., 2004. T. IX. С. 10-15.
20. Сухоруков В.Д. Географическое пространство и человеческое общество // География в школе, 1995. № 6.
21. Титова И.М. Разработка организационно-деятельностной составляющей метаметодической модели школы// Гуманизация образовательной среды изменяющейся школы (средствами интеграции предметных методик обучения). СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
22. Харвей Д. Научное объяснение в географии. М., 1974.