В статье рассматривается процесс проката в советской кинематографии в 1970-е гг. Это сложный, многоступенчатый путь фильма к зрителю, который начинается со сценарной заявки, а заканчивается тиражированием фильмокопий. В работе описан механизм присуждения категории фильму, система выплаты гонораров («постановочных вознаграждений») советским кинематографистам, в зависимости от категории, а также процесс выплаты «потиражных». Автор анализирует работу ГУКК – Главного управления по кинофикации и кинопрокату, специфику его работы в годы «застоя», рассматривает работу прокатных контор и кинотеатров на местах, механизм распределения валового дохода кинотеатров, в период «застоя» их деятельность носила скорее номинальный характер. Каждый кинематографист знал только свою работу и свою зарплату, общая картина отрасли его не интересовала. Прокатно-возвратные звенья советского кинематографа, по существу, не были для него возвратными и ведомственно были отделены от производства. Согласно пресловутому принципу тематического планирования, у нас чуть ли не в обязательной пропорции должны были сниматься фильмы о руководящей роли партии и ее вождях, о революции, рабочем классе, колхозной деревне и т. д. Советские киностудии в обязательном порядке ежегодно должны были запускать фильмы подобной тематики независимо от того, есть ли у них подходящие, качественные сценарии, достойные постановщики и, главное, потенциальные зрители. На основании изученного материала делается вывод, что в 1970-е годы в центральном штабе советской кинематографии – Госкино СССР – определялось: кто, что, где и когда будет смотреть на экранах кинотеатров. В профессиональном сознании каждого члена творческой группы, таким образом, закреплялось не стремление к достижению успеха у зрителей, а готовность добиться признания коллегией Госкино и присуждения фильму высшей категории (что предполагало значительные дополнительные выплаты и премии). Однако Госкино, орган государственного управления кинематографом, было не самой высшей инстанцией в деле контроля кинопроизводственного процесса. Во главе системы стояла КПСС.
прокатно-возвратный механизм, кинопрокат, кинофикация, советское кино, «застой»
1. Викторов В. Сегодня думать о дне завтрашнем // Киномеханик. 1979. No 79.
2. Диалог о сегодняшнем кино. С симпозиума во ВНИИ киноискусства. М.: ВНИИ киноискусства, Госкино СССР. 1989. 151 с.
3. Зезина М. Кинопрокат и массовый зритель в годы «оттепели» // История страны. История кино / pед. С. С. Секринский. М.: Знак, 2004. 496 c. С. 389-412.
4. Зоркая Н. История советского кино. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2005. 544 с.
5. Кокарев И. Российский кинематограф между прошлым и будущим. М.: Российский фонд культуры, Русская панорама, 2001. 448 с.
6. Кудрявцев С. Табор уходит... в кассу. Национальные рекордсмены советского кинопроката // Кинофорум. 2007. No 1.
7. Летопись российского кино. 1966-1980. Т. 4 / сост. Фомин В.И. М.: Канон+, 2015. 688 с.
8. Медведев А. Только о кино // Искусство кино. 1999. No 11.
9. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 5 / Ред. Л. Аркус. СПб.:Сеанс, 2004. 825 с.
10. Фомин В. Кино и власть. М.: Материк, 1996. 370 с.