Результаты опытно-экспериментальной работы формирования предпринимательских навыков в рамках реализации летней лагерной практики
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе теоретически обоснованы, методически разработаны элементы методики активизации познавательного интереса учащихся при использовании практико-ориентированного подхода в рамках реализации летней лагерной практики. Актуальность работы заключается в том, что учащиеся в современном обществе должны быть экономически подкованными, ориентироваться в механизмах рыночной экономики и помогать в повышении предпринимательских навыков населения.

Ключевые слова:
экономика, предпринимательство, маркетинг, предпринимательские навыки, хозяйственная ассоциация, деловые игры, диспут.
Текст

В результате проведения педагогического эксперимента было выявлено, что формирование способности к предпринимательству у современной молодежи будет эффективным, если к традиционной форме обучения добавить альтернативные. Одной из таких форм является профильная лагерная смена. 

Педагогический эксперимент был проведен в п. Нижнее Макопсе ДОЛ «Дружба» в 1 и 2 отрядях. В эксперименте участвовало 47 детей в возрасте 14–16 лет.

На первом этапе отряду № 1, который был в обычной смене, и отряду № 2, который был в профильной смене, были предложены тестовые задания в закрытой форме. При составлении тестовых заданий было акцентировано внимание на тот факт, что большинство детей сдавали ГИА и собирались сдавать ЕГЭ по обществознанию. Поэтому тесты, предоставленные ребятам, были из материалов ЕГЭ и ГИА.

Первые результаты были такие: общий уровень знаний отряда № 1 по теме «Государственное регулирование экономики» находится на высоком уровне и составляет 70,8 %, а уровень знаний отряда № 2 немного ниже и составляет 70 %. Эти данные говорят о хороших знаниях, которыми учащиеся владеют на начало изучения новой темы. 

В ходе эксперимента оценивались разные формы изучения темы: «Экономика и государство», «Предпринимательство» и т.д.

  • беседа по теме «Экономика и государство»;
  • интерактивная форма по теме «Предпринимательство».

Эксперимент показал, что изучение в интерактивной форме дает более высокий результат, но не высший. В 4 смене отряд № 1 работал по план-сетке лагеря. Уровень ребят на начало смены по теме «Предпринимательство» составлял 70,8 %. После чего с ребятами была проведена беседа согласно отрядной план-сетке. После этого в отряде № 1 было проведено второе тестирование, которое показало, что уровень знаний ребят поднялся на 16,6 %. Конечный уровень знаний отряда № 1 составлял 86,6 % (см. рисунок 1). Проведение беседы помогло ребятам расширить свой кругозор по теме «Предпринимательство».  

 

Рис. 1. Сравнительный анализ констатирующего и формирующего экспериментов по отряду № 1

В 5 смене 2 отряд работал по план-сетке, разработанной по теме курсовой работы «Формирование предпринимательских навыков современной молодежи», где были проведены мероприятия согласно план-сетке по теме «Предпринимательство». На начальный этап профильной смены ребятам был предложен тест, по результатам которого выявлено, что начальный уровень знаний составляет 70 %. Проведение конкурсной программы способствовало закреплению изученного материала в школе, а также изучению нового по данной теме. В конце смены отряду № 2 был предложен второй тест, где видно, что уровень знаний повысился на 17,8 %. Конечный уровень знаний отряда № 2 составлял 87,8 % (см. рисунок 2). 

 

Рисунок 2 – Сравнительный анализ констатирующего и формирующего экспериментов по ученикам отряда № 2

Можно сделать вывод, что в профильной смене ребята усваивают материал лучше и больше, у них есть возможность сразу применить его на практике. Хотя следует отметить, что тема «Предпринимательство» изучается с 9 класса.

Список литературы

1. Ветерок Е.В. Играй белыми! Сценарии игр с подростками в загородном лагере [Текст] / Е.В. Ветерок. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2013. - 112 с.

2. Грязнова А.Г. Экономическая теория [Текст]: учебник // А.Г. Грязнова. - М.: Экзамен, 2015. - 592 с.

3. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания [Текст]: учебник для студентов пед. вузов // С.А. Михеева. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. - 327 с.

4. Мишенькина В.Ф. Подвижные игры [Текст]: учебное пособие / В.Ф. Мишенькина [и др.]. - Омск: Издательство СибГУФК, 2014. - 92 с.

5. Романов А.Н. Предпринимательство [Текст]: учебник / А.Н. Романов, В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк; под ред. В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 687 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?