Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Развитие инновационных территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. Инновационный территориальный кластер включает в себя организации региональной инновационной системы, которые могут обслуживать несколько кластеров. Государство может фактически выступать в качестве «руководящей и направляющей» силы при развитии кластера, может создавать спрос на продукцию и услуги, производимые в кластере или благоприятные условия для повышения качества образовательных услуг, исследовательского блока в кластере.

Ключевые слова:
региональный кластер, кластерная политика, инновационный территориальный кластер, «творческий» кластер, региональная экономика, конкурентоспособность инновации, кластерный анализ.
Текст

Как одно из приоритетных направлений современной региональной политики в России можно выделить инновационное развитие - построение региональной экономики, основанной на знаниях, активном восприятии новых идей и технологий. Для повышения инновационной активности регионам необходимы эффективные механизмы, которые стимулировали бы предприятия приспосабливаться к изменяющемуся миру, становиться гибкими, инновационно-ориентированными, чтобы быть конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках, которые способствовали бы установлению взаимодействия между всеми стейкхолдерами инновационной сферы.

Именно поэтому развитие инновационных территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. Стимулирование процессов кластеризации экономики является важным условием эффективной реализации конкурентного потенциала территорий, а также формирования и стимулирования инноваций. В данной статье рассматриваются проблемы и направления эффективной реализации государственной политики в сфере кластеризации экономики страны и её регионов.

В настоящее время в Российской Федерации кластерная политика рассматривается в качестве одного из ключевых инструментов регионального развития.

Резко возросший в последние годы интерес к кластерам представляется нам закономерным. Их влияние на формирование современного экономического ландшафта становится все более заметным. Модель кластеров – не отвлеченная теоретическая идея, она хорошо поддается операционализации и имеет четкий «выход» на практику управления. «Интерес к кластерам возрос потому, что они являются практическим рычагом воздействия, а не просто способом описания экономической реальности» [2].

Мировые практики последних десятилетий показали, что кластерный подход дает достаточно высокие результаты в формировании и регулировании национальных инновационных программ. Кластерная политика приобретает все более широкое распространение и уже серьезно расценивается как инструмент для повышения конкурентоспособности регионов и страны в целом.

Широко распространено мнение, что кластеры – это промышленные зоны, в которых компактно расположено значительное число малых предприятий, относящихся к одной определенной отрасли. Именно так трактуют эту форму межорганизационного взаимодействия многие авторы, пишущие об «индустриальных районах» или «кластерах малых фирм». Однако скопление предприятий на одной территории далеко не всегда представляет собой кластер. А. Праздничных справедливо замечает: «Кластер – это не холдинговая структура, которая объединяет компании в регионе. Кластер – это не ассоциация компаний, которая объединяет компании в регионе. Кластер – это ни в коем случае не технопарк и не бизнес-инкубатор, не промышленный парк и не ОЭ3. 

Нельзя сказать, что кластер – это бывший территориальный производственный комплекс или научно-производственное объединение. Но все элементы инфраструктуры, доставшейся нам от советского времени, или новые элементы инфраструктуры могут быть частью кластеров» [7,9]. В то же время, кластером по своей сути может оказаться структура, носящая другое название, – например, ассоциация. Р. Бро, известный эксперт в области фотонных кластеров и Президент Аризонской ассоциации оптической промышленности (The Arizona Optics Industry Association, или AOIA), также подчеркивает, что кластеры – это нечто большее, чем просто ассоциация близких по духу компаний. Он определяет кластер как «межотраслевую концентрацию фирм, которая создает рабочие места, экспортирует товары и услуги, имеет общие базовые экономические нужды и объединяет общественный сектор экономического развития, легислатуры разных уровней, университеты, колледжи, образовательное сообщество, фонды и всех других стейкхолдеров» [1]. При этом он считает кластером возглавляемую им Аризонскую ассоциацию оптической промышленности, указывая на наличие всех основных признаков, характерных для данной формы организации межорганизационного взаимодействия. Р. Бро обосновывает свое мнение тем, что экономический смысл объединения в кластер состоит в использовании преимуществ синергии, возникающей при взаимодействии между фирмами из связанных отраслей, сконцентрированными на одной территории, и организациями общественного и частного сектора. Именно успешное партнерство всех стейкхолдеров развития местной экономики является, по его мнению, определяющей чертой кластера. 

Для полного понимания, что такое кластер, нам необходимо уяснить, что проблема формирования кластеров - это попытка ответить на вопрос, почему у нас не внедряются принципиально новые технологии. С точки зрения предъявляющийся разработки абсолютно непонятно для лица, принимающего финансовые решения, можно ли данную технологию внедрять в существующий тип производства или на базе данной технологии необходимо формировать новый тип производства. Внедрение совершенно новой технологии в промышленное предприятие старой формации, старого уклада может вызвать очень серьезные дисфункции, которые повлекут за собой снижение эффективности, надежности и прибыльности. Создание же принципиально нового, не имеющего нигде в мире аналогов производства вызывает различные опасения, поскольку связано с многочисленными рисками. 

Итак, территориальный кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных, конкурирующих и кооперирующихся между собой компаний, которые совместно используют специализированную инфраструктуру, рынки труда и услуги с целью решения общих проблем и реализации совместных проектов.

Многие страны мира, в том числе США, Австралия, Япония, Франция, Бразилия, Канада, Великобритания, Германия, Италия, Индия, Испания, Малайзия, Норвегия, Республика Корея, Сингапур, Словения, Финляндия, Швеция, целенаправленно стимулируют акселерацию инновационных территориальных кластеров на основе государственной кластерной политики. Активно вовлечены в разработку рекомендаций по проведению национальной кластерной политики и ведущие международные организации, в том числе ОЭСР, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейская комиссия.

В рамках государственной кластерной политики ведущих стран применяется широкий спектр инструментов и механизмов стимулирования и поддержки территориальных кластеров, включая создание специализированных координационных, консультативных и рабочих органов.

Стимулирование инновационных предприятий осуществляется многими странами в разных формах: в виде прямого финансирования, предоставления ссуд, целевых дотаций на научно-исследовательские разработки, создания фондов внедрения инноваций, снижения пошлин, отсрочка их уплаты или освобождение от них, бесплатные услуги по патентованию и т. д. В последние 20–25 лет в целом ряде стран накоплен опыт успешного стимулирования инновационного развития в рамках кластерных промышленных систем (Скандинавские страны, Италия, Германия, Франция, Австралия, Япония, Южная Корея, Сингапур, Бразилия, Словения, Канада и др.). В современной литературе по инновациям и способам их внедрения в производство широко признано существенное значение кластеров для упрочения технологических взаимосвязей между отраслями [5].

В России также резко возрос интерес к кластерной политике и возможностям кластеров как катализаторов инноваций. Некоторые российские регионы самостоятельно приступили к осуществлению кластерной политики как инструмента инновационного развития. Так, между администрацией Тамбовской области и Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) разработана программа сотрудничества в сфере инноваций, образования и муниципальной статистики. В основу совместного проекта положено создание в Тамбовской области сети Инновационных научно-образовательных комплексов. Ее основу составляет Инновационный научно-образовательный комплекс (ИНОК). ИНОК объединяет образовательные, научные и производственные подразделения, деятельность которых направлена на строительство в регионе основ информационного общества, базирующегося на знаниях, – общества знаний и формирование благоприятной инвестиционной среды. Миссия ИНОК – способствовать быстрому развитию региона, достижению стратегических социально-экономических целей развития на основе повышения инновационной привлекательности, научного потенциала, предоставления гражданам возможности получения доступного, мобильного и качественного образования, подготовки органов управления и населения к работе в условиях информационного общества и экономики [8].

Кластеры оказались крайне полезными для стимулирования инноваций, поскольку их сигнатурные особенности структуры и логика развития хорошо сочетаются с характеристиками современных инновационных процессов. Модель создания конкурентных преимуществ в современной экономике, довольно существенно отличается от традиционной модели, которая предусматривала перераспределение результатов фундаментальных исследований университетов в прикладные продукты и процессы силами внутренних (закрытых) отделов НИОКР корпораций. Современная модель предполагает достижения прикладного результата посредством множественных нелинейных взаимодействий различных компаний, университетов, научно-исследовательских учреждений и общественных организаций, и именно так функционируют кластеры с момента их возникновения. Уместно говорить о том, что кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации – «совокупного инновационного продукта». Объединение в кластер, имеющий отраслевой характер, приводит к возникновению устойчивой системы распространения новых знаний и технологий. Именно формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера выступает как катализатор трансформации изобретений в инновации, а инноваций – в конкурентные преимущества.

Итак, мы подходим к определению инновационного кластера, итак инновационный территориальный кластер — это территориальный кластер, целеполагание которого связано на увеличение доли инновационной продукции кластера, а также подразумевает наличие сильной сформированной инновационной инфраструктуры, включающей в себя взаимодействие между собой стейкхолдеров региональной инновационной системы (образовательные учреждения, центры исследований и разработок, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования научным оборудованием, общественные организации, финансовые институты, центры кластерного развития и пр.).

Как правило, инновационный территориальный кластер включает в себя организации региональной инновационной системы, которые могут обслуживать несколько кластеров. Также, инновационный кластер включает в себя больше частей цепочки ценности, чем региональная инновационная система. Инновационный территориальный кластер пересекается с региональной инновационной системой в части инновационной инфраструктуры, а отличается от неё в части результатов деятельности кластера. 

Инновационные или, как их еще принято называть, «творческие» кластеры развиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности. Инновационные кластеры включают в себя большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности.

Можно говорить о том, что основные функции инновационных кластеров- это обеспечение ускоренного развития инновационного сектора экономики, стимулирование инноваций, развитие кооперации внутри кластера в области НИОКР и развитие механизмов коммерциализации технологий.

Говоря об одной из основных функций «творческого» кластера, а именно акселерация развития инновационного сектора экономики, необходимо выделить приоритеты развития данного сектора. Основными приоритетами кластерной политики в области развития инноваций является:

• содействие проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиями кластера, институтами и университетами, содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации НИОКР, в т.ч. - в рамках формирования инновационных консорциумов;

• содействие по созданию новых инновационных предприятий, включая предоставление консультационной помощи при создании новых инновационных предприятий, содействие в привлечении финансирования, в том числе со стороны индивидуальных инвесторов и венчурных фондов, 

• развитие и обеспечение высокого качества услуг объектов инновационной инфраструктуры, в том числе -  бизнес-инкубаторов и технопарков, центров трансфера технологий, центров развития дизайна. 

• содействие активизации инновационного процесса на предприятиях, включая развитие механизмов и практики «технологического аудита», субсидирование части затрат предприятий по созданию промышленных образцов, по регистрации и правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Но при всем при этом, нужно понимать, что огромное разнообразие путей развития инновационных кластеров, не может обойтись без определённой проблематики. При анализе проблем можно выделить систематику и «типичные» проблемы.

Для инновационных кластеров «типичными» проблемами являются:

1. Низкая интенсивность научно-исследовательской деятельности по ключевым направлениям развития кластеров; 

2. Низкая эффективность процесса коммерциализации технологий; 

3. Проблемы с доступом к финансовым ресурсам для развития новых технологических направлений; 

4. Низкий уровень доступности специализированных услуг для развития начинающих технологических направлений; 

5. Неэффективное отраслевое регулирование.

Во всем мире спрос на инновации определяет государство и крупные корпорации. В России, доминируют сырьевые компании, которые не являются заказчиками инноваций, не рискуют ради создания новых технологий. Отсутствие инновационной культуры приводит к тому, что инновации для российских компаний не являются аргументом в конкурентной борьбе. Государство же не может выступать универсальным заказчиком. В связи с этим приоритетной для региональных властей становится проблема стимулирования опережающего спроса на инновации среди субъектов естественных монополий, крупных промышленных предприятий, венчурных компаний, государственных заказчиков, в том числе муниципальных предприятий и учреждений. Решение данной проблемы возможно через создание системы стимулов к модернизации и техническому обновлению, включающей: 

• формирование системы обязательных требований к корпоративным стандартам для естественных монополий и крупных инновационных компаний с участием государства;

• внесение в инвестиционные программы и программы технического перевооружения предприятий требований по поэтапному замещению обычной продукции на инновационную; 

• стимулирование негосударственных промышленных компаний к принятию корпоративных стандартов (льготное предоставление земельных участков; установление льготных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; предоставление преимуществ при участии в конкурсах на размещение государственного и муниципального заказа); 

• разработка национальных стандартов, содержащих повышенные требования к качеству и характеристикам продукции; 

• изменение системы обязательных требований и нормативов, задающих повышенные требования в области строительства, обрабатывающей промышленности, медицины, энергосбережения.

В процессе формирования инновационной инфраструктуры важной становится не только проблема развития всех ее элементов в рамках кластера, но и необходимость преодоления разобщенности между отдельными элементами инфраструктуры, установление слаженной их работы. В настоящее время российской государственной корпорацией «Роснанотех» совместно с Внешэкономбанком, Российским банком развития, Российской венчурной компанией и другими институтами развития разработан механизм, способствующий налаживанию постоянного взаимодействия и обмена информацией между отдельными профильными элементами региональной инновационной инфраструктуры. Региональным властям предлагается создание так называемой региональной упаковочной компании, на которую возлагается задача доработки бизнес-плана поступивших венчурных предложений до стадии, удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к формату проектных заявок одним из потенциальных инвесторов, в роли которого могут выступать как государственные институты развития, так и частные инвесторы. Стандартный функционал упаковочной компании включает: поиск предложений, их отбор и первичная проработка; интерактивная экспертиза предложений; доработка одобренных в рамках экспертизы предложений до соответствия требованиям инвесторов. Предполагается, что, располагаясь на территориях бизнес-инкубатора или технопарка, упаковочная компания будет передавать выполнение части услуг профильным элементам инновационной инфраструктуры на основе аутсорсинга. Таким образом, в проработке каждого венчурного предложения усилиями региональной упаковочной компании будет задействована вся инновационная инфраструктура в целом.

В настоящее время ведется реализация следующих основных направлений поддержки инновационных территориальных кластеров:

• предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития инновационных территориальных кластеров;

• обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития инновационных территориальных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации;

• привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития инновационных территориальных кластеров;

• стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности инновационных территориальных кластеров;

• распространение на территории базирования инновационных территориальных кластеров части налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта «Сколково».

Важно, что многие инновационные предприятия – это малые и средние фирмы, прямое государственное регулирование деятельности которых крайне редко приносит существенную пользу. С другой стороны, государство не должно устраняться от формирования конкурентоспособной экономики, отвечающей вызовам мирового развития. Необходимо создание условий для развития инноваций, стимулирование инновационного поведения экономических игроков, активное сотрудничество государства и бизнеса, создание национальной инновационной инфраструктуры – «совокупности экономических институтов и институциональных связей, организационно и материально обеспечивающих эффективное взаимодействие потребителей и производителей наукоемкой продукции в процессе создания инновации и последующее распространение наукоемкого продукта в хозяйственной среде» [5].

Развитию кластера во многом будет способствовать поддержка со стороны органов регионального управления − как прямыми, так и косвенными методами, придающая кластеру так называемый импульс развития. В частности, такая поддержка предполагает не только прямое финансирование развития структуры кластера, но и разработку соответствующих комплексных программ развития и продвижения кластера, введение поощрительных мер для привлечения инвесторов, повышение мотивации хозяйствующих субъектов к совместной деятельности в определенных направлениях и т.д.

Указанные особенности функционирования инновационного кластера призваны способствовать повышению эффективности и облегчению протекания в нем инновационных процессов, оказывающих в итоге позитивное (в плане технологического прогресса) воздействие на все поддерживающие отрасли и сферы экономики региона.

Регионы, являясь основой формирования инновационных кластеров, должны, в свою очередь, использовать их в качестве опорных макроэлементов своих инновационных систем. Поэтому одной из первоочередных задач построения инновационной системы региона становится задача выявления функционирующих кластерных схем на его территории с целью их адресной поддержки и дальнейшего развития или же обнаружения отдельных элементов для последующей их группировки в полноценные кластерные структуры.

В настоящее время активность региональных органов власти нередко направлена на формирование и создание кластеров на своей территории. Однако этот процесс индивидуальный, который хотя и может быть поддержан программно-целевым методом, распорядительными актами государственных органов и методами прямой экономической поддержки, но все же остается стохастическим и в большей степени зависящим от слабоуправляемых факторов, прежде всего от самих хозяйствующих субъектов. В мировой практике кластеры, как правило, создаются и самоопределяются самостоятельно. Государственная поддержка должна быть направлена, прежде всего, на развитие существующих кластеров, а не на формирование новых. Последнее связано в большей степени с использованием инструментов промышленной политики импортозамещения, а не кластерной политики. В то же время следует признать, что возможности формирования специального правового регулирования в сфере реализации кластерной политики в целом ограничены, особенно на федеральном уровне. Безусловно, совершенствование гражданского законодательства, на логового и таможенного законодательства, бюджетного законодательства может оказать положительное влияние на развитие кластеров. В зависимости от особенностей кластера его развитие также могут определять земельное и сельскохозяйственное законодательство, законодательство в сфере применения информационных технологий. 

Однако данные отрасли законодательства не отражают сути и инструментов кластерной политики. Для различных кластеров эффективные инструменты кластерной политики, которые могли бы быть отражены в законодательстве, отличаются. Они отличаются для моно- и полиотраслевых кластеров, то есть кластеров, в которых есть соответственно одна или несколько ведущих отраслей – отраслей кластерообразования; кластеров, которые образованы субъектами малого и среднего предпринимательства и кластеров, где вокруг крупных предприятий-лидеров, выстраивается сеть поставщиков. Вопросы использования тех или иных мер государственной поддержки и правового регулирования должны решаться на местах каузально, по сути, для каждого кластера в отдельности. Так, рекомендуемыми инструментами кластерной политики для инновационных кластеров являются, в частности: − содействие формированию кластерных инновационных сетей; − организация информационной поддержки развития кластера; − содействие трансферту технологий среди участников кластера. Эти и иные инструменты кластерной политики связаны в основном с реализацией государственного заказа региональными органами исполнительной власти. То есть правовое регулирование в данном случае минимально и ограничивается разработкой и принятием стратегий и планов развития кластеров, региональных целевых программ развития кластеров, положений о координационных советах [4]. 

В случае если в субъекте Российской Федерации создаются региональные реестры результатов научно-технической деятельности, инновационных организаций и проектов, создаются организации по развитию кластера и иные специализированные некоммерческие организации, возможно дополнительное правовое регулирование, связанное с ведением реестров и оказанием соответствующими организациями услуг участникам кластера, порядком субсидирования их деятельности. Тем не менее, даже для использования таких ограниченных правовых возможностей, которые применяются в основном высшими исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, необходим системный подход. Данный подход можно обеспечить только законодательно. То есть в целях создания условий для эффективного применения инструментов государственной поддержки кластеров, систему таких инструментов следует закрепить в законодательных актах. При этом законы субъектов Российской Федерации об инновационной деятельности обладают значительным потенциалом для того, чтобы стать базовым источником правового регулирования в сфере реализации кластерной политики. На федеральном уровне целесообразно рассмотреть возможность субсидирования субъектов Российской Федерации на цели развития территориальных кластеров, а также предложить инструменты кластерной политики, то есть сформировать соответствующую методическую базу.

Казалось бы, развитие Интернета, повышение качества оперативности транспортно-логистических услуг, мобильность рабочей силы и капиталов должны были бы если не уничтожить, то серьёзно подорвать позиции кластеров. На самом деле новая мобильность укрепляет позиции кластеров, отчасти размывая их географическую концентрированность. Одновременно сохраняя территориальную близость основных компонентов кластера, его компании получают возможность получать лучшие товары и услуги, а не только те, которые предоставляют близко расположенные поставщики.

Отдельная проблема – роль государства в создании кластера. Кластер нельзя создать только сверху – для этого существуют более эффективные механизмы экономического развития на региональном уровне, например особые экономические зоны.

Государство может фактически выступать в качестве «руководящей и направляющей» силы при развитии кластера, может создавать спрос на продукцию и услуги, производимые в кластере или благоприятные условия для повышения качества образовательных услуг, исследовательского блока в кластере и т.д. Во многих странах государство определяет приоритеты для кластеров, а не просто продвигает в «предпринимательские массы» идею эффективности кластеров.

Одновременно государство может выступать как активный инвестор, в первую очередь в социальные, экономические, экологические, инфраструктурно ориентированные проекты, обеспечивающие развитие кластеров. Есть и стандартные форматы государственной поддержки, например те или иные формы налоговых льгот.

Что интересно, кластерная политика является эффективным инструментом и для сильных, высокотехнологичных, развитых регионов, и для слабых регионов, и для традиционных сырьевых, и для высокотехнологичных. Подобная универсальность не является характерной для инструментов поддержки.

При этом вне зависимости от типа государственной поддержки или секторальной ориентации кластер – не панацея от всех проблем. Есть и обратная сторона медали. Кластеры довольно восприимчивы к глобальным кризисам, вне зависимости от того, идёт ли речь о производстве моцареллы или автомобилей. Последний мировой кризис подтвердил этот факт. При этом падение спроса на продукцию кластера может «утянуть на дно» регион.

При всём при этом, любая централизованно объявленная кампания в России вызывает опасения, поскольку часто создает излишнее рвение «на местах», приводящее к результатам, далеким от ожидаемых. Поэтому очень важно иметь в виду, что сетевой принцип организации не может быть насаждаемым насильно, что кластерные инициативы – это не самоцель, а инструмент, позволяющий соединять комплементарные ресурсы и компетенции организаций и территорий. Речь должна идти, прежде всего, о создании благоприятной институциональной среды. Приоритетной задачей должно быть формирование информационной инфраструктуры социотехнического характера, обеспечение прозрачности в нормах права и в принятии законов (в этом смысле существенную роль может сыграть информационная инфраструктура с использованием Интернет-технологий), а также устранение серьезных недостатков судебной системы. 

С помощью системы кластеров можно добиться гибкости при больших масштабах, при этом, как показывает мировой опыт, развитие кластеров и вертикально интегрированных компаний может дополнять друг друга. Следовательно, формирование системы кластеров следует рассматривать не как способ активизации малого и среднего бизнеса, а как важнейший элемент общей экономической политики государства, позволяющий консолидировать сильные стороны крупного, среднего и малого бизнеса, научных учреждений и некоммерческих организаций. Формируя систему инновативных кластеров, предполагающих интенсивный обмен ресурсами, технологиями и ноу-хау, можно добиться существенного усиления международных позиций национальных компаний не только в сырьевом секторе, но и в тех отраслях, которые имеют решающее значение для конкурентоспособности национальной экономики с точки зрения ее инновационного потенциала. Благодаря этому Россия будет включена в мировое экономическое пространство на условиях активного участника.

Но успешное развитие даже 25 пилотных кластеров недостаточно для того, чтобы можно было говорить о прорыве в кластерной политике. Есть направления, которые требуется масштабировать:

• развитие научных парков, бизнес-инкубаторов на основе ГЧП;

• стимулирование спроса на инновационные товары;

• повышение качества образовательных услуг;

• стимулирование развития международных связей, включая развитие трансграничных кластеров и ряд других.

Кластерная политика не даёт возможность решить все задачи экономического развития, но является неплохим инструментом в умелых руках.

Огромное количество моделей развития кластеров определяет необходимость использования максимально гибкого использования инструментов государственной поддержки, с учетом специфики каждого региона.

В целом, кластеры обладают значительным потенциалом роста. Основными направлениями, по которым в пилотных программах развития кластеров запланировано достижение значительных результатов, являются развитие сектора исследований и разработок, развитие производственной и инвестиционной деятельности.

Список литературы

1. Breault R. The Evolution of Structured Clusters // Photonics Tech Briefs. May 2000 // [Электронный ресурс] URL: http://www.photonicsclusters.org/whatisacluster.html

2. Ketels Ch. European Clusters. Structural Change in Europe. 3: Innovative City and Business Regions. Hagbarth Publications, 2004

3. Ананишнев, В.В. Проблемы в оплате труда профессиональных директоров / В.В. Ананишнев, В.В. Брижанин, Э.А. Пронин // Право. Экономика. Безопасность. — 2015. — № 2 (6). — С.46-50.

4. Ананишнев, В.В. Повышение заработной платы как результат сокращения нерациональных социальных расходов организации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: М.: Изд-во Всерос. центр уровня жизни, 2012.

5. Локтев, А.П. Институциональные основы рынка инновационных продуктов // Институциональные преобразования в экономике России. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 123–124.

6. Abernathy W.J., Utterback J. Patterns of Industrial Innovation // Technology Review. 1978. Vol. 80. № 7. P. 40–47.

7. Праздничных, А.Н. Кластеры и конкурентоспособность: роль бизнеса и властей: Тезисы доклада // Материалы межрегиональной конференции [Москва, 2002 г.].

8. Чайникова, Л.Н. Кластеры в системе развития инновационного потенциала Тамбовской области // [Электронный ресурс] URL: http://sciencebsea. narod.ru/2006/ekonom_2006/chainikova_klastery.html

9. Тарасенко В.В. Коэволюция субъектов развития территориального кластера // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 320-323.