ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обобщаются современные представления о проведении педагогической диагностики как основы контроля в профессиональной деятельности воспитателя. Развеиваются ложные представления о том, что диагностика в детском саду запрещена ФГОС дошкольного образования.

Ключевые слова:
педагогическая диагностика, мониторинг, ФГОС дошкольного образования, позитивная социализация и индивидуализация.
Текст

Контроль эффективности образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) должен быть действенным, учитывать реальные условия деятельности воспитателя и иметь диагностический характер. Такое отношение администрации к контролю согласуется с мнением Л.М. Денякиной, которая понимает его как анализ и оценку в соответствии с конкретными показателями состояния изучаемого объекта (образовательной деятельности) [2]. В случае работы воспитателя такими объектами выступает сам ребенок и группа детского сада.

В частности, в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указано следующее [6]:

«3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей».

Остановимся сначала на использовании диагностики (мониторинга) для изучения индивидуального развития детей. Например, в программе М. Монтессори для оценки индивидуального развития детей используется система наблюдений за освоением программы [7].

В данную программу входит:

  • дневник включенного педагогического наблюдения;
  • портфолио детских работ;
  • индивидуальная карта достижений ребенка: в карте достижений выпускника дошкольной группы в возрасте от 6 до 7 лет применяется трехуровневая шкала педагогической оценки сформированности интегрированных качеств личности ребенка по направлениям: нормализация (термин М. Монтессори), социализация, эмоциональная устойчивость, а также познавательная активность. .

Другой вариант изучения индивидуального развития воспитанников - организация мониторинга.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» мониторингу на уровне дошкольного образования подлежат:

  • состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
  • содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования.

Содержание образовательной деятельности конкретизируется педагогами детского сада под индивидуально-дифференцированные уровни развития детей, которые ранее выступали как задачи развития и содержание программы. Это означает, что общегрупповая планка может быть задана выше или ниже в зависимости от контингента воспитанников (обучающихся). На этапе оценки результатов она соотносится с примерными ориентирами развития детей и конкретизируется воспитателями групп и специалистами, знающими особенности контингента воспитанников, например, детей с ограниченными возможностями здоровья, и имеющими опыт профессионального взаимодействия с ними (см. таблицу 1).

Таблица 1

Итоги оформляются в сводные таблицы. Например, в «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой они выглядят следующим образом (с учетом результатов итоговой оценки по коррекционных разделов работы) [4]:

Таблица 2

При этом итоговые результаты реализации всей образовательной программы, согласно ФГОС ДО, не выступают в качестве мониторинга достижений детей на основе оценки целевых ориентиров, а используются для корректировки индивидуального образовательного маршрута ребенка и оптимизации работы с группой.

Особое значение здесь имеет оценка:

  • уровня социально-психологической адаптированности ребенка;
  • степени его самостоятельности.

Контроль эффективности данного процесса осуществляется на основе диагностической программы, разработанной С.В. Масловской [5].

Таблица 3

Диагностическая программа изучения уровней развития самостоятельной деятельности дошкольников

 

 

   Уровни

 

 

 

                Критерии

Критерии и уровни развития самостоятельной

 деятельности дошкольников

Мотивационный

Ориентировочно-операциональный

Контрольный

Низкий уровень

мотивация носит ситуативный характер

действия по образцу

ответственность стимулируется внешним контролем

Средний уровень

появление устойчивого мотива, чаще одного (желание узнать новое, чувство долга и т.д.)

применение знаний в стандартной ситуации

взаимоконтроль и самоконтроль

Высокий уровень

расширение устойчивых мотивов

применение знаний в нестандартной ситуации, системность, умение прогнозировать собственную деятельность

ответственность

Таковы особенности диагностики индивидуального развития детей в современной системе дошкольного образования. Ее результаты должны использоваться для повышения эффективности образовательной программы, которая используется в дошкольной группе, а также для оптимизации психологического микроклимата в ней, результатов адаптации и социализации дошкольников. Для оценки последнего требуются специальные методики исследования взаимодействия и взаимоотношений детей в образовательном процессе ДОО.

Например, воспитатели вместе с психологами могут проводить [3]:

  • социометрический эксперимент (разработан Я.Л. Коломинским), который позволяет выяснить социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений («звезды» - 5 и более выборов; «предпочитаемые» - 3-4 выбора; «принятые» - 1-2 выбора; 4 - «непринятые» - 0 выборов со стороны сверстников), коэффициент изолированности, взаимности и коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями, уровень благополучия взаимоотношений;
  • аутосоциометрический эксперимент, который позволяет выяснить, насколько осознаны взаимоотношения ребенка с другими детьми (для этого можно после проведения социометрического эксперимента задать ребенку вопрос: «Почему ты в первую очередь решил(-а) подарить картинку …(имя ребенка)», «А как ты думаешь (называем имя ребенка), кто тебе уже положил или положит открытку?»), «Если бы у тебя было много картинок, но одному ребенку из группы не хватило, кому бы ты не дал картинку и почему...» и др.).

Вместе с родителями воспитанников педагоги проводят следующую диагностику [1].

Таблица 4

Экспертная оценка решения педагогами задач взаимодействия и формирования взаимоотношений детей
(по программе «Дружные ребята» Р.С. Буре)

Задачи воспитания Экспертная оценка (в баллах)
Воспитатели Родители
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
Воспитывать доброжелательность, умение ориентироваться на состояние сверстников, их интересы                    
Учить сочетать свои потребности в игре, занятиях с интересами сверстников                    
Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности                    
Формировать умение обосновывать свое мнение                    
Способствовать осознанию детьми личностной значимости поступков, соответствующих нормам морали                    
Формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников                    
Формировать элементарные представления о себе как участнике общей деятельности, об отношении к ней и способы поведения, соответствующие этим представлениям                    
Обогащать гуманные чувства, формировать представления о нормах гуманности; организовывать опыт добрых проявлений                    
Проводить коррекционную работу с детьми, в поведении которых преобладают негуманные, негативные проявления в адрес окружающих                    

Кроме того, с воспитанниками старшей и подготовительной к школе групп детского сада можно провести беседу на тему «Что такое дружба?».

В беседу могут войти такие вопросы, как:

  • Что значит слово «дружить»? С кем ты дружишь? Почему?
  • Кто с кем и с чем может дружить? («Мальчик с мальчиком, девочка с девочкой, мальчик и девочка»; «Дружить могут дети и взрослые, люди на разных концах Земли, дружить могут народы разных стран»; «А еще дружить могут люди с животными, цветами, деревьями, небом, солнцем…»; «Дружить можно даже с книгами и со многими другими вещами»);
  • Что такое «дружба»? Какой может быть дружба? («Крепкой», «настоящей», «верной, долгой» и даже «вечной»);
  • А вот какой дружба быть не может? («Злой», «Нечестной дружба не бывает, потому что это уже не дружба»);
  • На тему дружбы есть прекрасные русские пословицы: «Нет друга - ищи, а нашел - береги»; «Человек без друзей - как дерево без корней»; «Верный друг денег дороже». Объясни их смысл.
  • Какие сказки и рассказы о дружбе ты знаешь? Чем они тебе понравились?

В процессе беседы ведется протокол. На основании такой комплексной оценки делаются выводы о социально-психологической адаптированности ребенка в группе и уровне дружеских отношений в ней [5]. Фактически, это экспертная оценка результатов позитивной социализации и индивидуализации, которые ФГОС дошкольного образования называет основными его целями.

Список литературы

1. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович. - М.: Просвещение, 2006. - 141 с.

2. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.М. Денякина. - М.: Новая школа, 2007. - 392 с.

3. Микляева Н.В. Мониторинг образовательных областей в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева. - М.: АРКТИ, 2013. - 112 с.

4. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2015. - 240 с.

5. Первоцветы [Текст]: основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Микляева Н.В. [и др.]; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Аркти, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Pervocvety.pdf (дата обращения: 11.11.2015).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 11.11.2015).

7. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» [Текст] / О.Ф. Борисова [и др.]; под ред. Е.А. Хилтунен. - М.: Национальное образование, 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Dtskii-sad-po-sisteme-Montessori.pdf (дата обращения: 11.11.2015).

Войти или Создать
* Забыли пароль?