В статье представлен анализ собранного М.М. Борисовой богатого теоретического и методического материала, накопленного в отечественной системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрыты современные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы и системе дополнительного образования в дошкольных образовательных организациях.
физическое воспитание, физическая культура, физическое развитие, дополнительное образование, физкультурно-оздоровительная работа, обучение двигательным действиям, ранний возраст, развивающая педагогика оздоровления, информационно-коммуникационные технологии, предметно-развивающее пространство, технологии физического воспитания, безопасность и контроль над физическим воспитанием, туристические прогулки, дети с особыми возможностями здоровья.
Дошкольное образование в последнее время переживает серьезные масштабные изменения. В 2013 г. был принят впервые в истории отечественного образования Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В этом же году утвержден Профессиональный стандарт педагога. В 2015 г. утверждена примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП ДО). В связи с этими существенными структурными изменениями возникла острая необходимость в качественных доработках ранее выпущенных изданий и в новых учебных пособиях и учебниках для студентов среднего профессионального образования и высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», готовящихся к профессиональной деятельности в области дошкольного образования [11–18]. Проблема физического воспитания и развития населения, особенно детей, в современной России также переживает глобальные изменения.
В 2016 г. в Издательстве «ИНФРА-М» вышел в свет учебник «Теория и технология физического воспитания и развития ребенка» автора Борисовой Марины Михайловны, кандидата педагогических наук, доцента Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.
Цель учебника – вооружить будущих специалистов необходимым объемом знаний и навыков в разработке и реализации новых педагогических методик, технологий, альтернативных подходов и направлений к совершенствованию физического воспитания и образования детей раннего и дошкольного возраста, развить познавательную и профессиональную мотивацию, личностную позицию в решении задач физического воспитания.
Книга построена на основе современных достижений в области психолого-педагогических, медико-биологических и специальных исследований, с учетом профессиональных требований, предъявляемых к специалистам дошкольного образования и в соответствии с целями и задачами, поставленными перед современной отечественной физической культурой в области воспитания и развития дошкольника.
В учебнике реализована современная концепция физического воспитания, основными положениями которой являются тесная связь физического воспитания со здоровым образом жизни человека, осознанное отношение ребенка к процессу физического воспитания и его влияния на здоровье, развитие двигательных способностей и двигательных навыков, личностных качеств каждого ребенка. В учебнике подробно и детально рассматриваются вопросы организации предметно-развивающего пространства в дошкольных образовательных организациях.
Необходимость в написании учебника обусловлена также стремлением к целостному осмыслению, обобщению и систематизации опыта, накопленного отечественными и зарубежными научно-практическими школами в вопросе теории и технологии физического воспитания и развития ребенка. Этому посвящена первая глава учебника М.М. Борисовой, куда вошли исследования в области изучения истории становления вопроса физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста [1, с. 53–58]. Затронута тема современных тенденций и актуальных вопросов в физическом воспитании и развитии детей на современном этапе с учетом последних достижений.
Автор М.М. Борисова имеет богатый практический опыт в вопросах методики формирования двигательных навыков у детей в процессе обучения и развития физических качеств и координационных способностей в дошкольном возрасте, что нашло отражение и в ее работах, опубликованных ранее и в отдельных главах данного учебного издания [6].
Несомненным отличием данного учебного издания от ранее изданных книг является тема использования информационно-коммуникационных технологий в разных формах работы по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Не менее важным материалом данного учебника является глава, посвященная организации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации. В свете последних изменений в области дополнительного образования и принятия Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 г. этот материал будет полезен и будущим педагогам, и педагогам-практикам, слушателям курсов повышения квалификации. Автор книги предлагает алгоритм составления программы по дополнительному образованию детей дошкольного возраста и свои варианты работы в области дополнительного образования, накопленные за годы практической работы, которые ранее находили отражение в отдельных статьях и публикациях [2]. В рамках системы дополнительного образования предлагается организация и проведение занятий с детьми дошкольного возраста по хореографии, фитбол-гимнастике, обучению начальной базе ушу, хатхи-йоги и каратэ-до, а также с использованием тренажеров и элементов Спорт Чанбара [2, 8, 9].
Важной темой, поднятой автором в книге, является глава, посвященная обеспечению безопасности и организации контроля за техническим состоянием физкультурного инвентаря и спортивного оборудования в дошкольной образовательной организации. В ней также представлены организация двигательной деятельности детей, планирование работ по физическому воспитанию, организация работы с родителями по вопросам физического воспитания, а также педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка.
Вопросы оздоровления дошкольников в системе организации и функционирования образовательной среды дошкольного образовательного учреждения и ранее были подняты М.М. Борисовой [4, с. 53–56]. В учебнике автор обобщила наработки, которые существуют сегодня в области здоровьесберегающих технологий с учетом норм СанПиНа, ФГОС ДО и ПООП ДО, раскрыла тему организации работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста и вопрос о сохранении и укреплении здоровья педагога дошкольной образовательной организации.
В условиях становления и развития инклюзивного образования вопрос об организации работы по физическому воспитанию детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и имеющими нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, является ценной и важной главой в данном учебнике.
Учебник снабжен учебно-методическим материалом, который будет полезен студентам в рамках изучения данного курса, особенно в рамках самостоятельной работы.
Книга может быть полезна магистрантам, аспирантам, инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных организаций, работникам системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, преподавателям педагогических колледжей и вузов.
1. Борисова М.М. Вклад отечественных исследователей в методику физического воспитания и развития ребенка [Текст] / М.М. Борисова //Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 5. - С. 53-58.
2. Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования [Текст]: учеб.-метод. пособие / М.М. Борисова. - М.: Обруч, 2014. - 256 с.
3. Борисова М.М. Подвижные игры с детьми раннего возраста [Текст] / М.М. Борисова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2012. - Т. 2. - С. 44-47.
4. Борисова М.М. Современные технологии укрепления здоровья и физического развития дошкольников [Текст] / М.М.Борисова // О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. - Красноярск, 2014. - С. 53-56.
5. Борисова М.М. Формы организации физического воспитания в рамках введения ФГОС дошкольного образования [Текст] / М.М.Борисова // В сборнике: Роль психологии и педагогики в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА». - 2014. - С. 8-12.
6. Борисова М.М. Подвижные игры как средства закрепления знаний детей о правилах дорожного движения[Текст] /М.М. Борисова, М.А. Бараненко // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10.
7. Борисова М.М. О спортивных играх современных дошкольников [Текст] / М.М. Борисова, Н.Э. Власенко // /В сборнике: Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Сборник научных статей Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции; под ред. Г.В. Бугаева, О.Н. Савинковой. - Воронеж, 2015. - С. 83-89.
8. Борисова М.М. Процесс обучения начальной базе ушу детей дошкольного возраста: история и современность[Текст]/ М.М. Борисова, Е.В. Горянова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4 (36). - С. 42-49.
9. Борисова М.М. Специфика обучения основным элементам базовой техники каратэ-до в системе дополнительного образования дошкольников [Текст] / М.М. Борисова, З.Б. Губжоков // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 2 (34). - С. 16-19.
10. Борисова М.М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова; под ред. С.А. Козловой - М.: Инфра-М, 2016 - 384 с.
11. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников [Текст] / под ред. С.С. Прищепы, Т.С. Шатверян. - М.:ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Академия, 2014. - 368 с.
13. Физическое развитие дошкольников [Текст] Ч. 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств; под ред. Н.В. Микляевой. - М.:ТЦ Сфера, 2015. - 176с.
14. Физическое развитие дошкольников [Текст] Ч. 1. Охрана и укрепление здоровья; под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 144с.
15. Филиппова С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / С.О. Филиппова [и др.]; под ред. С.О. Филипповой. - изд. 7-е доп. - М.: Академия, 2015. -320 с.
16. Чеменева А.А. Коммуникативно-ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника [Текст] / А.А. Чеменева, О.А. Ушакова-Слаболюбова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 176 с.
17. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Шебеко. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 288 с.
18. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. - 2-е изд. - Минск: Выш. шк., 2013. - 288 с. - http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=509336