ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА В ВУЗЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ СКВОЗНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статьи дано предположение о том, что процесс формирования проектной компетентности будущих бакалавров туризма в вузе искусств и культуры будет эффективным, если он будет направлен на формирование способности обучающегося разрабатывать и реализовывать профессиональные проекты. При этом данный процесс в своей структуре должен содержать когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный компоненты. Разработана и реализуется педагогическая модель этого процесса, обеспечивающая поэтапный перевод опыта проектной деятельности студента от репродуктивного уровня до креативного уровня; реализуется экспериментальная методика сквозного проектирования в образовательном процессе.

Ключевые слова:
бакалавр туризма, сквозное проектирование, проектная компетентность
Текст

На современном этапе развития России подъем туриндустрии невозможен без участия высококвалифицированных специалистов по туризму, обладающих обширными теоретическими знаниями и практической подготовкой, позволяющей расширять экономическую отрасль страны. Бакалавр туризма – это специалист, обладающий широким кругозором в области разработки и реализации туристского продукта; обладающий качествами, удовлетворяющими требования потребителей; а также навыками в сфере организации комплексного туристского обслуживания, являющегося, по сути, проектной деятельностью [1].

Среди требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом к образовательному результату подготовки бакалавра туризма, доминируют результаты, составляющие основу проектной деятельности: междисциплинарные знания и способность к междисциплинарным обоснованиям проектных решений; способность системно и самостоятельно мыслить, выявлять и эффективно решать производственные задачи с использованием проектных алгоритмов; ставить задачи проектирования туристического продуктах, при заданных критериях нормативных требований; способность к использованию инновационных и информационных технологий создания туристического продукта; проектированию программ и туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристической деятельности [2, с. 3].

Выполнение этих требований обусловливает активный поиск междисциплинарных, интегративных средств формирования у студентов опыта проектной деятельности. Одним из таких, на наш взгляд, высокоэффективных педагогических средств является метод сквозного проектирования, обеспечивающий формирование интегративного опыта проектной деятельности студента в процессе изучения ряда учебных дисциплин, в привязке к одному профессионально ориентированному проекту. 

В данной статье содержится предположение о том, что процесс формирования проектной компетентности будущих бакалавров туризма в вузе искусств и культуры будет эффективным, если: 

  • он направлен на формирование способности обучающегося разрабатывать и реализовывать профессиональные проекты, имеющий в своей структуре когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный компоненты;
  • разработана и реализуется педагогическая модель этого процесса, обеспечивающая поэтапный перевод опыта проектной деятельности студента от репродуктивного уровня до креативного уровня;
  • реализуется экспериментальная методика сквозного проектирования в образовательном процессе.

Проектная компетентность представляет собой системное, динамическое образование в структуре личности будущего бакалавра туризма, формируемое в педагогическом процессе, обеспечивающее его готовность и способность к решению профессиональных задач проектным методом. Проектная компетентность включает четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный. В своей совокупности проектная компетенция будущего бакалавра выполняет функцию обобщенного способа профессиональной деятельности.

Модель процесса формирования проектной компетентности будущего бакалавра в образовательном процессе вуза искусств и культуры на основе методики сквозного проектирования отражает внутренние тенденции этого процесса, содержит целевой, содержательный, процессуальный, критериально-диагностический, результативный блоки и основана на системном, компетентностном, деятельностном подходах, идеях проектного обучения. Особенностью модели является выделение в содержании обучения базового содержания учебных дисциплин профессионального блока, в процессе освоения которым отрабатывается практическая способность студента проектировать соответствующую часть туристического продукта, представленного сквозным проектом. В качестве содержания образования выступают также алгоритмы и содержание проектной деятельности, которыми обучающиеся овладевают в ходе освоения профессиональных дисциплин и сквозного проектирования. 

Методика формирования проектной компетентности будущего бакалавра туризма на основе сквозного проектирования предусматривает реализацию трех этапов этого процесса (обучающий, формирующий, интегрирующий), обеспечивающих последовательное преобразование исходного опыта проектной деятельности обучающихся в репродуктивный, продуктивный и креативный уровни профессиональных задач проектным способом [3, с. 7]. 

Средства решения педагогических задач следующие: овладение алгоритмами проектной деятельности на основе сформированных проектных знаний, умений, навыков решения профессиональных задач проектным способом; интеграция образовательного результата предыдущих этапов, укрупнение единиц опыта проектной деятельности во всё усложняющейся учебно-профессиональной деятельности; мониторинг уровня сформированности всех компонентов проектной компетентности, создание в образовательной среде ценностно-значимых образов проектной деятельности; проектное обучение; ознакомление с целями, стратегиями, закономерностями, механизмами и способами создания турпродукта от генерирования идей до их коммерционализации и воплощения в реальность как целостного проекта. 

Нами было разработано определение сквозное проектирование – процесс целостного обучения в ходе параллельного (горизонтального) и последовательного (вертикального) выполнения учебных проектов по смежным дисциплинам, которые могут быть объединены посредством междисциплинарных заданий в единое целое, для целенаправленного формирования компетентности студентов.

Возрастающая потребность экономики в реализации инноваций сделала актуальной и востребованной такую модель современного специалиста – выпускника вуза, которая характеризуется развитой проектной компетентностью.

Одним из главных условий модернизации системы высшего профессионального образования служит вовлеченность студентов и преподавателей в исследования и проектную деятельность, являющиеся важным ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, прогнозирования и проектирования.

Список литературы

1. Межвузовский Центр дистанционного образования [Электронный ресурс] // http://i-vuz.com/spetsialnosti-i-napravleniya/turizm.html (дата обращения: 15.10.2015).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» [квалификация (степень) бакалавр].

3. Никитина И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / И.В. Никитина. - Москва, 2007. - 24 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?