Россия
В статье представлен научный обзор монографии Н.А. Ореховской «Массовое сознание как объект информационно-коммуникативных PR-технологий: монография», где изложена эволюция сущности массового сознания российского общества. Приведены его ментальные особенности: свободолюбие, национальная стойкость, проявление парадоксальности в национальном характере. Важнейшим каналом, через который шел процесс оформления ментальности людей, была информационно-коммуникативная деятельность. Механизмы воздействия информационных коммуникаций совершенствовались с развитием цивилизации. Автор раскрывает методы и ресурсы, динамику влияния социальных и политических информационно-коммуникативных PR-технологий в вопросе формирования массового сознания российского общества.
массовое сознание, трансформация, деградация, ценностные ориентации, менталитет.
Чем дальше усложняется социальная структура, чем больше развивается специализация труда, тем необходимее и весомее становится компонент информационно-коммуникативных технологий. PR-технологии служат различным общественным институтам: органам государственной власти, политическим партиям и общественным организациям, бизнес-структурам, некоммерческим организациям, включая учебные и научные учреждения, профсоюзы, добровольные ассоциации, структуры здравоохранения и т.д.
Информационно-коммуникативная PR-деятельность имеет региональную и национальную специфику.
Актуальность монографии не вызывает сомнения. Структурно научная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Автор логично построил концептуальную схему исследования: теоретико-методологические основы исследования массового сознания российского общества; ментальные особенности массового сознания россиян; механизмы воздействия информационно-коммуникативных PR-технологий на массовое сознание.
Во введении автор обоснованно излагает актуальность темы, анализирует степень научной разработанности проблемы как отечественными, так и зарубежными учеными. Методологически удачно изложены цели и задачи исследования, а также объект и предмет научного анализа. Материалы, которые легли в основу монографии, прошли научно-практическую апробацию, ее результаты показали практическую значимость научного исследования.
Методологической основой первой главы послужил системно-комплексный подход, сочетающий структурно-функциональный, диалектический, герменевтический методы. Данный подход позволил автору выявить сущностные аспекты, структуру массового сознания в их диалектической взаимосвязи. При решении исследовательских задач применялись общеметодологические методы сравнения, анализа и синтеза, сравнительно-типологический и конкретно-исторический подходы. Использованы социально-философские, социологические, политологические и иные научные разработки. В главе для исследования чрезвычайно объемного, сложного, противоречивого и изменчивого феномена «массовости» сознания применяется системный анализ массовых интенций; применяемая методология позволяет, с одной стороны, исследовать диалектику внешне объективного в сфере «массовости», а с другой – выявить субъективно-активные, атрибутивные характеристики и интенции массового сознания. На основе анализа монографий и авторефератов других авторов Н.А. Ореховская излагает свое видение сущности массового сознания, а также такого важнейшего его элемента, как менталитет. Автору следует обратить внимание на то, что вынесенный в выводах к главе отдельным пунктом «политический менталитет» является лишь одной из составных частей менталитета российского народа, вопрос о котором рассматривается во втором параграфе главы.
Во второй главе автор в историческом контексте раскрыл эволюцию становления массового сознания российского народа, его национальной психологии, опираясь на геополитические, этнографические, экономические, культурные, религиозные и социально-политические детерминанты. Диссертант обращает внимание на такие жизнеопределяющие качества ментальности массового сознания российского народа, как любовь к свободе, стойкость при защите Отечества, склонность к дерзновению, способность побеждать страдание юмором, долготерпение, а также опьянение мечтою, щедрость, расточительство и др. Н.А. Ореховская отмечает, что роль внутреннего духовного стержня выполняла православная вера. Православие придает внутреннюю определенность менталитету массового сознания и на тысячелетия определило душевный потенциал русской нации.
В третье главе раскрывается динамика трансформации ценностных ориентаций в массовом сознании советского и постсоветского общества. Автор излагает процесс трансформирования в каждом структурном элементе ценностей – экономическом, политическом, социальном, духовном, иллюстрируя это социологическими данными. Ценностная поляризация общества проявлялась, прежде всего, в нарастающем размежевании между «отцами» и «детьми» (между старшей – более 55 лет – возрастной группой и молодежью до 25 лет), а также между людьми с высшим образованием и малообразованными (имеющими только школьное образование) россиянами.
При этом важно отметить, что поляризация по возрастному признаку затрагивала ряд ключевых для современного общества ценностей, связанных с новыми, рыночными отношениями и наиболее точно характеризующих особенности адаптации к ним полярных возрастных групп. Исследование, проведенное фондом «Общественное мнение», показало, что наибольшие различия между крайними возрастными группами наблюдались в отношении таких ценностей, как труд, деньги, свобода, личное достоинство, трудолюбие, собственность, профессионализм, образованность [24, с. 152]. Автор говорит об изменении иерархии норм, общем векторе произошедшей трансформации, где налицо активное расширение зоны действия негативных норм за счет сужения зоны действия позитивных: а) лучше работать постепенно заменяется на лучше потреблять; б) взаимопомощь – на эгоцентризм; в) уверенность в завтрашнем дне – на социальную и национальную напряженность. Таким образом, в массовом сознании современного российского общества идет процесс замены благоприятной для нормального человека социальной среды на неблагоприятную, т.е. агрессивно-враждебную [24, c. 160–163].
Н.А. Ореховская, раскрывая механизм адаптации массового сознания после тотальной его трансформации, излагает роль информационно-коммуникативной деятельности, которая в разные исторические эпохи была и остается «связующим мостиком» между сознанием каждого индивида с окружающей социальной и природной средой. В настоящее время информационно-коммуникативная деятельность является неотъемлемой частью социальных процессов. Раскрывая содержание и методику данного вида деятельности, автор обращает внимание на то, что адаптация может происходить как в позитивном, так и в негативном плане воздействия на массовое сознание населения. Данный диапазон воздействия определяется сложным механизмом, называемым «манипуляция», которая предполагает технологию управления поведением людей: программирование мнений, их настроений, психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет и направляет средства манипуляции. Эта технология, которая проникает в каждый дом и от которой человек в принципе не может укрыться.
Цель адаптации массового сознания в многонациональном и многоконфессиональном обществе предполагает консолидацию населения, создание атмосферы взаимоуважения, т.е. такое качество отношений между людьми, которое принято определять понятием «толерантность». В современной России проблема толерантности стоит особенно остро. Автор отмечает, что, следуя толерантным установкам, можно способствовать созданию комфортных условий для существования человека. Подобное поведение является также показателем интеллектуального и культурного уровня развития человека. Автор рассматривает эволюцию, сущность и основные направления реализации толерантных идей для создания социально-политической стабильности в обществе.
В заключительной части автору следует упорядочить изложенные выводы в соответствии с содержанием монографии.
В представленной научной работе использован широкий перечень источников: монографии, сборники научных статей, энциклопедическая литература, авторефераты диссертационных исследований, материалы социологических исследований, художественная и публицистическая литература, иностранная литература, а также ссылки на электронные носители.
1. Баталов Э.А. Диалектика развития американского общества и проблемы исследования политического сознания США [Текст] / Э.А. Баталов. - В кн.: Современное политическое сознание США. - М., 1980.
2. Бойков В.Е. Общественное сознание и перестройка [Текст] / В.Е. Бойков. - М., 1980.
3. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность [Текст] / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983.
4. Верещагин В.Ю. Русская национальная идея [Текст] / В.Ю. Верещагин. - Ростов-на-Дону, 1998.
5. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм [Текст] / Ю.Г. Волков // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 1.
6. Волков Ю.Г. Идеология и гуманизм [Текст] / Ю.Г. Волков // Социология. Курс лекций. - М., 1999.
7. Волков Ю.Г. Идеологическое затмение? [Текст] / Ю.Г. Волков // Социологические исследования. - 1994. - № 10.
8. Галкин А.А. Новая «консервативная волна» как порождение идеологического кри¬зиса капитализма [Текст] / А.А. Галкин // Вопросы философии. - 1977. - № 12.
9. Грушин Б.Л. Массовое сознание: опыт определения проблемы исследования [Текст] / Б.Л. Грушин. - М.-Л., 1987.
10. Гуревич А.Я. Изучение ментальностей - социальная история и поиски исторического синтеза [Текст] / А.Я. Гуревич // Советская этнография. - 1998. - № 6. - С. 18.
11. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели? Проблемы массового сознания современного капиталистического общества [Текст] / Г.Г. Дилигенский. - М., 1986.
12. Ерасов Б.Е. Национальное самосознание и ценности традиционного сознания [Текст] / Б.Е. Ерасов // Познание в социально-культурной системе. - Новосибирск, 1993. - С. 20.
13. Замошкин Ю.А. «Новые левые» - их мысли и настроения [Текст] / Ю.А. Замошкин, Н.В. Мотрошилова // Вопросы философии. - 1971. - № 4.
14. Замошкин Ю.А. Между неолиберализмом и неоконсерватизмом [Текст] / Ю.А. Замошкин, А.Ю. Мелъвиль // Вопросы философии. - 1976. - № 11.
15. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия [Текст] / А.А. Зиновьев. - М., 1996.
16. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Кара-Мурза. - М., 2000.
17. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий [Текст] / В.В. Кочетков. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 1998.
18. Кириллов Н.П. Массовое сознание: структура, генезис, сущностные характеристики [Текст] / Н.П. Кириллов. - Томск, 1995.
19. Ковальзон М.Я., Келле В.Ж. Общественное сознание [Текст] / М.Я. Ковальзон, В.Ж. Келле. - М., 1966.
20. Кузнецов В.Н. Идеология: Социологический аспект [Текст]: учебник / В.Н. Кузнецов. - М.: Книга и бизнес, 2005.
21. Маркс К. Соч. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М.: Издательство политической литературы, 1955-1974.
22. Митрополит Кирилл. Православие и образование [Текст] / Митрополит Кирилл // Полис. - 2008. - № 2. - С. 10.
23. Ореховская Н.А. Эволюция массового сознания россиян: монография [Текст] / Н.А. Ореховская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
24. Ореховская Н.А. Массовое сознание как объект информационно-коммуникативных PR-технологий: монография [Текст] / Н.А. Ореховская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
25. Ореховская Н.А. Методы формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма в подростковой среде [Текст] / Н.А. Ореховская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
26. Ореховская Н.А. Патриотические ценности в массовом сознании современной российской молодежи (статья) [Текст] / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. - 2013. - № 3(57). - С. 132-136.
27. Ореховская Н.А. PR в сфере социальной коммуникации [Текст]: учебник / Н.А. Ореховская. М.: Альфа-М, 2013.
28. Ореховская Н.А. Методы формирования толерантного сознания и профилактики экстремизма в подростковой среде [Текст]: глава в монографии / Н.А. Ореховская. В монографии: Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в молодежной среде; под общ. ред. Н.В. Лалетина. - Сиб. Федерал. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. - Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2013. - С. 123-136.
29. Ореховская Н.А. Методологические аспекты толерантности массового сознания российского общества (статья) [Текст] / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. - 2012. - № 10. - С. 24-31.
30. Ореховская Н.А. Эволюция массового сознания россиян [Текст]: дис. …д-ра филос. наук / А.Н. Ореховская. - М., 2011
31. Ореховская Н.А. Толерантность массового сознания молодежи как фактор социально-политической стабильности российского общества [Текст] / Н.А. Ореховская // Вестник Моск. государственного ун-та культуры и искусств. - 2011. - № 3. - С. 145-150.
32. Ореховская Н.А. Православие в массовом сознании россиян [Текст] / Н.А. Ореховская // Вестник Моск. государственного ун-та культуры и искусств. - 2011. - № 2. - С. 22-26.
33. Ореховская Н.А. Массовый героизм в Великой Отечественной войне как феномен массового сознания многонационального советского народа / Н.А. Ореховская // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 4 (96). - С. 256-261.
34. Ореховская Н.А. Православие как социально - историческая реальность массового сознания россиян [Текст] / Н.А. Ореховская // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 2 (94). - С. 286-292.
35. Ореховская Н.А. Толерантность массового сознания - путь к социокультурной интеграции современного российского общества [Текст] / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. - 2011. - № 4(36). - С. 56-65.
36. Ореховская Н.А. Великая победа как социально-нравственная ценность массового сознания народа [Текст] / Н.А. Ореховская // ПОИСК: Политика. Обществознание. Искусство. Социология. Культура. - 2010. - № 3(27). - С. 20-29.
37. Ореховская Н.А. Победа в Великой Отечественной войне как социально-нравственная ценность [Текст] / Н.А. Ореховская // Вестник Моск. государственного гуманитарно-экономического института. - 2010. - № 2. - С. 10-20.
38. Ореховская Н.А. Самобытность массового сознания россиян (статья) [Текст] / Н.А. Ореховская // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 4. - С. 269-277.
39. Ореховская Н.А. Национальная стойкость - определяющее качество массового сознания россиян [Текст] / Н.А. Ореховская // Социология власти. - 2009. - № 5. - С. 103-109.
40. Ореховская Н.А. Роль православия в формировании массового сознания русского народа [Текст] / Н.А. Ореховская // Вестник МГОУ. - 2009. - № 3. - С. 117-122.
41. Ореховская Н.А. Эволюция социально-психологических особенностей массового сознания россиян [Текст] / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 4 (20). - С. 67-79.
42. Ореховская Н.А. Свободолюбие - определяющее качество массового сознания россиян [Текст] / Н.А. Ореховская // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 5. - C. 293-302.
43. Ореховская Н.А. Религиозный фактор в формировании массового сознания россиян [Текст] / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 6 (22). - С. 96-107.
44. Ореховская Н.А. Массовое сознание россиян [Текст] / Н.А. Ореховская // Власть. - 2009. - № 9. - С. 73-76.
45. Ореховская Н.А. Парадоксальность ментальных проявлений в массовом сознании россиян [Текст] / Н.А. Ореховская // Социология власти. - 2009. - № 7. - С. 151-158.
46. Ореховская Н.А. Самобытность русской ментальности массового сознания в современном социально-гуманитарном знании [Текст] / Н.А. Ореховская // Проблемы государственного и муниципального управления. Научные труды 2010 г. Вып. IX. - М.: МАГМУ, 2010.
47. Толстых В.И. Общественное сознание: социальная природа, функции, формы [Текст] / В.И. Толстых //Общественное сознание и его формы. - М., 1986.
48. Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения [Текст] / Ж.Т. Тощенко. - М., 1988.
49. Харченко С.В. Социальное настроение [Текст] / С.В. Харченко. - М., 1996.
50. Угринович Д.М. Психология религии [Текст] / Д.М. Угринович. - М., 1968.
51. Уледов А.К. Структура общественного сознания: теоретико-социологическое исследование [Текст] / А.К. Уледов. - М., 1968.
52. Уледов А.К. Духовное обновление общества [Текст] / А.К. Уледов. - М., 1990.