Статья посвящена проблеме соотношения лоббизма и коррупции. Исследован вопрос об особенностях лоббистской деятельности в Российской Федерации. Обосновано предложение о введении понятия «коррупционный лоббизм». Высказана позиция автора о модели законодательного обеспечения лоббистской деятельности в Российской Федерации.
Лоббизм, коррупция, безопасность, экспертиза нормативных правовых актов, демократия.
Теория и практика лоббизма широко исследуются с позиции не только юридической, но и других наук. Однако до сих пор не решены вопросы соотношения лоббизма и коррупции и пределы законодательного обеспечения лоббистской деятельности в Российской Федерации. Актуальность этих взаимосвязанных тем очевидна. Коррупция является опасным фактором в общественной жизни, деструктивно влияющим на состояние национальной безопасности и, соответственно, безопасности государства, личности. Однако важно различать лоббизм и коррупцию. В официальных документах лоббизм рассматривается в рамках противодействия коррупции. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 31 июля 2008 г., которым утвержден Национальный план противодействия коррупции, предлагалось рассмотреть вопрос о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность. Согласно п. 15 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 гг., утвержденного Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297, Министерству экономического развития РФ совместно с Министерством юстиции РФ и другими ведомствами было поручено провести публичное обсуждение проблем формирования в стране института лоббизма.
В теории также существует мнение о совмещении коррупции и современного лоббизма в России. Данная точка зрения представляется сомнительной. В юридической литературе отсутствует единое мнение относительно сущности лоббистской деятельности и ее влияния на систему демократических ценностей. Существующие позиции можно разделить на две основные.
Одни исследователи, не разграничивая лоббизм и коррупцию, весьма осторожно воспринимают лоббизм в общественно-политической системе, считая, что он размывает устои общества, превращая демократические институты в инструменты влияния на власть со стороны отдельных групп интересов. Лоббизму необходимо противодействовать как явлению, которое не соответствует народному представительству, поскольку противоречит его сути. Отмечается, что российский механизм продвижения частных интересов фактически совпадает с коррупцией, и предлагается рассматривать лоббизм как форму ее проявления. Поэтому, по их мнению, в случае принятия федерального закона «О лоббистской деятельности» возможна легализация коррупции.
Другие исследователи различают коррупцию и лоббизм и, несмотря на признание некоторых негативных черт последнего, положительно оценивают сущность этого процесса. Именно законность отстаиваемого интереса, по мнению ряда исследователей, отличает лоббизм от коррупции. Также предлагается разделять лоббизм на правомерный и неправомерный (теневой) или «светлый» и «темный». Под последним понимают неформальные способы воздействия на принятие решений. Правомерный лоббизм ставит своей целью максимально эффективное согласование и достижение баланса всех интересов с помощью установленных законом мер.
1. Боброва Н. А., Заикин Д. А. Парламентские формы борьбы с коррупцией // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1.
2. Субочев В. В. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов // Право и политика. 2007. № 3.
3. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации. М., 2005.