ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАВОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследуются вопросы правового статуса семейного образования и самообразования на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях в связи с введением нового законодательного регулирования отношений в сфере образования.

Ключевые слова:
Образовательное законодательство, формы получения образования, семейное образование, самообразование, обучение на дому.
Текст

Семейное образование и самообразование в силу своей специфики не являются магистральными направлениями развития ни зарубежных, ни отечественной образовательных систем. Однако в условиях перехода от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества неизбежно меняются цели обучения и воспитания, его мотивы, нормы, формы и методы, роль педагога и т. д., что актуализирует проблемы самообразования и семейного образования. 

Семейное образование в постиндустриальном обществе позволяет обеспечить качественно новые возможности социализации личности, обусловленные получением индивидуализированного, свободного обучения, обеспечивающего самореализацию человека. В условиях экспоненциального роста средств массовой информации и Интернета семейное образование может быть предпочтительнее иных форм получения образования, что позволило прогнозировать его развитие. Следует учитывать не только количественные, но и качественные характеристики категории граждан, избирающих семейную форму образования: «…в своем подавляющем большинстве это жители… имеющие достаточно высокий образовательный и культурный уровень, отличающиеся активной жизненной позицией и в некоторых ситуациях способные выступать в качестве лидеров мнений в тех или иных группах». 

По мере общественного развития самообразование предстает все более социально значимым явлением: оно начинает оказывать непосредственное влияние на труд, быт, структуру свободного времени, условия жизни представителей всех возрастных и социальных групп. Для информационного общества самообразование — это способ самоорганизации, средство либерализации всей системы управления образованием, а в более широком контексте — источник социальных инноваций и даже трансформаций. В ходе социологического изучения образовательных потребностей населения России получены убедительные подтверждения того, что в нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых разных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами. 

Все это вкупе с поставленной перед российским образованием стратегической задачей модернизации институтов системы образования как инструмента социального развития обусловливает исследовательский интерес к правовому опосредованию общественных отношений в сфере семейного образования и самообразования. 

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) закрепляет в качестве основополагающего начала государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (п. 7 ч. 1 ст. 3). 

Список литературы

1. Gadamer H. G. Education is Self-Education // Journal of Philosophy of Education. 2001. No. 4.

2. Актуальные проблемы законодательного регулирования семейного образования в Российской Федерации // Национальный институт развития современной идеологии. М., 2010.

3. Андреев А. Л. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика. 2002. № 6.

4. Непрерывное образование и потребность в нем / отв. ред. Г. А. Ключарев. М., 2005.

5. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М., 2008.

6. Пенн М. Дж. Микротенденции: маленькие изменения, приводящие к большим переменам. М., 2009.

7. Цомартова Ф. В. Правовой статус семейного образования за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 2.

8. Щуклина Е. А. Технологии самообразования: социологический аспект // Общественные науки и современность. 1999. № 5.

Войти или Создать
* Забыли пароль?