сотрудник
Московский государственный психолого-педагогический университет (факультет экстремальной психологии, декан)
В представленной статье рассматривается один из методов профессионально-психологического отбора, который способен методически обеспечивать качество проводимого психофизиологического исследования с применением полиграфа. Привлекая к процедуре полиграфной проверки психографический анализ почерка, автор демонстрирует повышение качества психофизиологических исследований с применением полиграфа. Статья содержит интересный эмпирический материал, который иллюстрирует эффективность применения графологии в рамках комплексного подхода к анализу достоверности предоставляемой информации в рамках полиграфной проверки.
полиграфные проверки, психографический анализ почерка, обследуемый, скрининговая проверка, факторы риска.
В настоящее время психофизиологическим исследованиям с применением полиграфа в рамках психодиагностических мероприятий предшествует общая процедура по психологической паспортизации обследуемого лица. Данные психодиагностики облегчают в некотором роде усилия полиграфолога, направленные на эффективное решение задач предтестовой беседы, среди которых выделяют: мобилизация памяти; формирование высокой субъективной значимости ситуации проверки; введение обследуемого в оптимальный психофизиологический коридор и др. [8]
В тоже время рассматриваемые вспомогательные психологические рычаги позволяют полиграфологу оперативно сориентироваться в ситуации полиграфной проверки. Благодаря ознакомлению с анкетными данными проверяемого лица, появляется возможность скорректировать содержание нейтральной, проверочной и контрольной тематики.
Заключение по некоторым методикам также помогают полиграфологу в установлении психологического контакта, способствуют повышению качества инструктажа, в конечном итоге определяют вербальный и невербальный репертуар механизмов взаимодействия полиграфолога и обследуемого.
Полиграфные проверки в наше время становятся одним из магистральных направлений профессионально-психологического и кадрового мониторинга надежности персонала.
В связи с этим увеличивается и загруженность штатных специалистов. Однако, и нормативно-правовое обеспечение и методические указания не позволяют полиграфологу проводить более трех исследований в течение рабочего дня. Среднее время, затрачиваемое на одно обследование, составляет около двух с половиной часов. К сожалению, часть времени полиграфолог затрачивает, изучая психологический профиль кандидата.
Между тем, на наш взгляд, в рамках предтестовой беседы возможно включение небольших по объему и времени проведения методических инструментов, способных в случае недостатка психодиагностических сведений, восполнить последние.
Таким вспомогательный средством может выступить, например, проективная методика «Психографологический анализ почерка». Оптимальность использования данного метода в рамках психофизиологических исследований с применением полиграфа объясняется, во-первых, тем, что отсутствует необходимость в привлечении специального стимульного материала для обследования (таким материалом является, например, письменная анкета скринингового исследования). Во-вторых, полиграфолог совмещает в одном действие решение нескольких задач. Ну, и наконец, в третьих, рассматриваемый проективный тест удобен в использовании, а его результаты удовлетворяют психодиагностические потребности полиграфолога и тем самым снижают «информационно-психологический голод». Необходимо отметить, что в некоторых работах уделяется внимание не только технической стороне почерка, но и содержательной. [3]
Графология является старейшим методом изучения психологических черт личности. Графология - учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего. Идея о связи почерка с душевными качествами человека восходит к античности (Аристотель, Теофраст и др.)[9]
Различные характеристики почерка дают в совокупности ценную информацию о темпераменте человека, его характере, состоянии в момент написания, отношении к предмету и содержанию написанного.
Психологический анализ почерка предполагает учет всех известных сведений о данном индивиде и обстоятельствах написания анализируемого текста. Итальянский учёный Ч. Ломброзо считал, что почерк является врождённой и неизменной функцией человека и способствует различению признаков, характеризующих врождённый «преступный тип»[6]. Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, могут обнаружить себя и в трудовой деятельности. Например, мужской почерк, по данным графологии, характеризуется следующим: беззаботный, неробкий; торопливый, неправильный (неравномерный); буквы остаются открытыми; почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный — оригинальный; наклон вперед; слитный; свободный. Женский почерк: тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный, буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии без нажима; округленный; стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами.
Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся взаимосвязь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. По мнению многих психологов, в почерке больше, чем в любой другой двигательной активности человека проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все наши душевные движения. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка. К тому же, за долгую историю человечества, некоторые геометрические понятия превратились для нас в символ, к которому мы можем по-разному относиться, принимая или отвергая его.
Почерк зависит также от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей. Ведь для письма, как и для всякой другой работы, нужны определенные затраты энергии, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. Эта особенность будет сопряжена с энергозатратами головного мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в соответствующем типе высшей нервной деятельности человека.
Основными признаками почерка, анализируемые графологической экспертизой являются:- размер букв: (очень маленькие, маленькие, средние, крупные); - направление почерка: (строчки ползут вверх, строчки прямые, строчки ползут вниз);- размашистость и сила нажима: (легкая, средняя, сильная, очень сильная); - наклон букв: (левый наклон, легкий наклон влево, правый наклон, резкий наклон вправо);- характер написания слов: (склонность к соединению букв и слов, склонность к отдалению букв друг от друга, смешанный стиль); - общая оценка: (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны неаккуратно).
Графологический анализ эксплуатируется не только в рамках психологической науки, но и входит в состав так называемых нетрадиционных криминалистических методов, хотя данный термин воспринимается не всеми криминалистами. По мнению С.Ю. Алесковского, современная графология – это не «гадание по буквам», характерное для прошлых веков. Как один из методов выявления психологических, волевых, интеллектуальных, эмоциональных и других черт личности, графологию успешно применяют во многих странах Европы, Азии, Америки в самых различных областях общественной жизни, и в первую очередь в правоохранительной деятельности. [1]
Как известно, в начале 90-х годов прошлого века была разработана оригинальная методика исследования почерка подозреваемого, названная ее создателем, российским криминалистом Г. Аминевым, «психодиагностикой почерка подозреваемого в убийстве». [2] Данную методику можно использовать в рамках полиграфных проверок как предварительную оценку достоверности сообщаемых сведений.
Адаптируя метод, предложенный Г. Аминевым, к служебным проверкам с использованием полиграфа, можно его свести к следующему: обследуемому лицу, не признающему вины, предлагается собственноручно написать, чем он занимался в день совершения проступка. Или же в зависимости от обстоятельств дела предлагается что-либо иное, главное, чтобы ситуация, в которую повторно в своем воспоминании помещался обследуемый была связана с событием инкриминируемого деяния. Зная о том, что все излагаемые сведения будут тщательно проверены, обследуемый старается вспомнить даже мельчайшие подробности и тем самым как бы мысленно повторно переживает те события, которые описывает. Когда он подходит к описанию того временного интервала, в который было совершено деяние, он начинает излагать то, что свидетельствует о его непричастности к преступлению, или ссылается на забывчивость. Однако инерция мышления, психологическое «вчувствование» к этому моменту настолько возрастают, что попытки убедительно изложить собственное алиби сопровождаются «прокручиванием» в сознании опрашиваемого «кадров» подлинного события, перед его глазами возникает картина совершенного поступка.
Такое психологическое состояние, безусловно, находит отражение в почерке обследуемого. Г. Аминев предложил исследовать особенности написания буквы «р» в почерке данного лица, являющуюся, по его мнению, ключевой для такого почерковедческого анализа. Действительно, в букве «р» благодаря ее удлиненному вертикальному штриху четко отражаются и выявляются происходящие изменения в почерке. [2]
Кроме того, буква «р» наиболее удобна для метрического измерения высоты и сравнительно часто встречается в текстах на русском языке.
Из описанной выше технологии применения метода видно, что он построен на использовании так называемой «реперной» буквы, роль которой в языках, построенных на основе кириллицы, исполняет буква «р». Этот метод, представляющий собой одну из разновидностей метода криминалистического распознавания, осуществляемого на предположительном (вероятностном) уровне, применим и для перепроверки установленной, а не только предполагаемой причастности обследуемого к содеянному, когда он признает вину, собственноручно написав свои показания. Безусловно, необходимо признать, что эффект применения данного психодинамического метода снижается тогда, когда он применяется через значительный временной интервал после совершения деяния. [3]
В целях эффективного определения обмана по почерку обследуемого, сначала ему предлагается письменно изложить сведения, достоверность которых не вызывает сомнений у полиграфолога, например, паспортные данные, гендерную принадлежность. Затем ему целесообразно предложить перейти к описанию самого устанавливаемого события (либо фактов, опровергающих причастность) и обстоятельств, предшествующих ему. Анализ объяснительной записки позволяет выделить участки с визуально просматривающимися изменениями признаков почерка, говорящих о лжи. Особенно это было явно видно, когда обследуемый подходит к описанию того временного интервала, когда он якобы описывает факты, оправдывающие его, создающие алиби. На данных участках текста обычно можно зафиксировать изменения в межстрочном интервале, высоте букв, нажиме, размер полей справа и слева. Важно сравнить «пробный почерк», где обследуемый приводит факты, не вызывающие сомнения в их правдивости с почерком, где излагаются факты, в отношении которых у следователя имеются сомнения.[5] К тому же, этот метод подходит и в случаях самооговора обследуемого, так сказать взятие вины на себя.
Согласно представлениям И.Н. Носса, психографологический анализ почерка представляет собой «методику психологического анализа рукописного текста, воспроизведенного испытуемым» [7, С. 403] Данный метод позволяет также выявлять и характерологические особенности личности обследуемого посредством проекции его индивидуальных особенностей на продукт графологической деятельности. Поэтому, собственно говоря, по почерку можно судить не только о степени достоверности сообщаемой информации, но и о чертах характера обследуемого лица.
Так, в этих целях обследуемому лицу в рамках полиграфной проверки можно предложить в свободной форме письменно ответить на вопросы полиграфной проверки на листе нелинованной бумаги. Вопросы могут быть связаны с темой проверки, например, выяснение позиции обследуемого лица по предъявляемым факторам риска в рамках скринингого обследования (злоупотребление алкоголем или токсическими веществами; потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ; участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ; противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость; участие в незаконном обороте оружия; участие в деятельности запрещенных общественных объединений; совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта); сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций; склонность к злоупотреблению должностными полномочиями; склонность к совершению суицидальных действий)[10] .
Таким образом, объем написанного будет с достатком соответствовать требованиям, предъявляемым к нему [7]. Процедура анализа текста заключается в интерпретации графических признаков путем подбора соответствующих черт характера испытуемого признакам его почерка. Полиграфолог может пользоваться специальной таблицей «Психографологической характеристикой почерка» [7] и определять индивидуально-психологическое лекало обследуемого лица.
В рамках наших практических исследований мы старались оценить преимущества данной методики в комплексе с применением полиграфных устройств. Первым положительным эффектом стало заметное сокращение времени, которое затрачивается на процедуру полиграфной проверки. В среднем оно сократилось на 20%. Вторым преимуществом стало значительное формирование момента установления психологического контакта с обследуемым лицом на основе анализа психических продуктов его почерка.
Так, например, округлые начертания могут говорить о склонности обследуемого к смягчению противоречий, мягкости и миролюбию. А совмещение с ровностью линий, строк полей и равномерностью интервалов свидетельствует еще и о выдержанной, уравновешенной натуре. Это дает основания полагать, что установление психологического контакта пройдет без особых усилий. К тому же момент согласования формулировки вопросов, которые будут озвучены в ходе непосредственного тестирования, не вызывает серьезного противоборства со стороны опрашиваемого лица.
По особенностям штрихообразования мы можем судить о возможных психических трудностях во взаимодействии с испытуемым. Так, если слова в тексте заканчиваются горизонтальным штрихом в конце строки, испытуемый проявляет недоверие, осторожность и осмотрительность. С таким испытуемым следует более тщательно проработать вопрос психической адаптации, снятия блокирующих негативных сигналов в его психоэмоциональном поле.
Почерк с «углами» может материализовать такие черты характера как бескомпромиссность, готовность к сопротивлению и отпору, упрямство, настойчивость, требовательность, резкость и твердость в отстаивании взглядов. В связи с чем,полиграфологу заблаговременно необходимо подготовиться и ожидать соответствующего психоэмоционального поведения обследуемого на процедуру полиграфной проверки.
Например, обследуемая Л. в возрасте 42 лет. Основание проверки – перевод на вышестоящую должность. Полиграфная проверка проводится в форме скрининга. Анализ почерка выявил крупное письмо с преувеличенными дугами, завитками, некоторой угловатостью букв. Все это указывает на готовность к сопротивлению, неуступчивости, самодовольству, недоверчивости, нарочитости общего поведения, самодеятельности, возможно склонности к противодействию. Уже с первых минут было понятно, насколько результаты анализа почерка соответствуют психоэмоциональному паттерну поведения испытуемого. Обследуемая Л. не дожидаясь вопросов, брала инициативу в свои руки. Часто выражала скептическое отношение к методу полиграфной проверки, задавала провокационные вопросы в процессе подготовительных мероприятий к тестированию.
Другой пример, обследуемый К., 19 лет. Основание полиграфной проверки – поступление на обучение. Почерк неровный, с импульсивным нажимом, выраженные параболические строки. Все это указывает на импульсивность волевых процессов, впечатлительность, аффективность, неспособность к систематическому труду, периодам апатии, нетерпеливость, самодеятельность, интенсификации чувств. Обследуемый К. на протяжении предтестовой беседы отвлекался, плохо понимал инструкцию, проявлял повышенную тревожность. Благодаря предварительной психодиагностической оценки характерологических особенностей испытуемого, нам удалось более конструктивно построить взаимодействие с ним. Так, в самом начале тестирования приходилось увеличивать время предъявления «фоновой записи полиграммы» с целью снятия повышенной возбудимости и тревожности. Данные меры привели к адаптации испытуемого к условиям проведения полиграфной проверки.
Следующий пример – обследуемая Е., 18 лет. Она демонстрирует в почерке изобилие штрихов, загибающихся вниз-влево (против направления движения), что свидетельствует о впечатлительности и склонности к фантазированию. Кроме того, в почерке встречаются длинные черты (петли) в падающих буках (у,р,д) постоянно задевающие нижележащие строки, что говорит об отсутствии у испытуемой логического мышления. Испытуемой предъявлялось стереотипное задание – цифровой тест известного решения. [8] Необходимо было загадать любое число в диапазоне от тридцати до тридцати пяти включительно и написать его в две строки на листе бумаги. Обследуемая не смогла понять и самостоятельно справиться с этим заданием. Сначала она записывала все числа подряд в указанном диапазоне. Пришлось неоднократно повторить условие задания, даже продемонстрировать пример его выполнения, прежде чем, оно было понято и выполнено в соответствии с требованиями инструкции. Этот прецедент заставил пересмотреть практику предъявления «стимульного материала» в тестах полигафных проверок. Вопросы для данной испытуемой формулировались предельно просто, не перегружались излишними фразами. Несколько раз верифицировалась степень адекватности уяснения смысла заданного вопроса.
В случае, когда почерк «стилизованный», то есть буквы отличаются фигуральностью рисунка, не утрачивая при этом общей гармоничности, можно не сомневаться, что обследуемый являются личностью с богатой образной памятью, яркостью представлений, способностью придавать значение деталям.В ходе общения по содержанию факторов риска в своей биографии, такой обследуемый дает объемные сведения до мельчайших подробностей. Это позволяет полиграфологу совершить скрининговый маневр и уточнить вопросы, формулируемые в тестовой батареи. Если в письме встречается украшенность слов длинными дугами, петлями, завитками, то такой обследуемый склонен к общению, что значительно облегчает задачу установления психологического контакта еще на стадии предтестовой беседы.
Открытые сверху гласные говорят о добродушие, доверительном отношении к процедуре тестирования, откровенности. Такой тип обследуемых является оптимальным по возможности установления нормального психофизиологического коридора реакций.
Таким образом, некоторые примеры из практики работы с обследуемыми лицами в рамках производство психофизиологических исследований с применением полиграфных устройств позволяют подумать о дальнейших путях совершенствования метода полиграфных проверок и обеспечения его эффективности благодаря расширению диапазона привлекаемых дополнительных психодиагностических методов исследования личности.
1. Алесковский С.Ю. Использование графологического метода при проведении предтестовой беседы. Журнал «Российский полиграф», Вып.2, [Электронный ресурс] // URL: http:// www.poligraftest.ru - 2008. С. 3-4.
2. Аминев Г.А. Судебно-психологическая экспертиза - контуры будущего / Сб.: Применение психологических знаний в юридической практике. - Уфа: БГУ, 1991. С. 8-11.
3. Деулин Д.В. Диагностика ложных показаний в письменной и устной речи на основе описок и оговорок // Юридическая психология. 2011. № 4. С. 27-30.
4. Деулин Д.В. Психологические средства выявления ложных показаний в процессе допроса подозреваемых (обвиняемых) в совершении экономических преступлений / Д.В. Деулин. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2011. - 88 с.
5. Жалнина М.Л. Использование невербальных признаков лжи и графологии при проведении СПФИ / Журнал «Российский полиграф», Вып.7- 2010. [Электронный ресурс] // URL: http://www.poligraftest.ru
6. Ломброзо Ч. Преступный человек / Из-во: Мидгард, 2005. 274 С.
7. Носс И.Н. Профессиональная психодиагностика: Психологический отбор персонала: учебно-методическое пособие для студентов и практических психологов. - М.: Психотерапия, 2009.- 464 С. (С.403)
8. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «детекция лжи: академический курс. - Ярославль: Нюанс, 2004. - 464 с.
9. Общая психология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 56
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 г. Москва «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rg.ru