сотрудник с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена эффективности использования в образовательном процессе активных и интерактивных методов обучения с целью активизации и развития познавательной и творческой деятельности обучаемых; повышения результативности образовательного процесса; формирования и оценки профессиональных компетенции, а также формирования специальных знаний и практических навыков у преподавателей и организаторов учебного процесса.
профессиональное образование, педагогика высшей школы, активные и интерактивные методы обучения.
В современных условиях качество образования - одна из важнейших характеристик конкурентоспособности учебного заведения. Именно поэтому организации учебного процесса должно уделяться первостепенное значение. Образование, с одной стороны, - образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, фиксированный в форме образовательного стандарта, являющегося потенциально достижимым представлением социокультурного опыта, сохраняющегося в идеальной форме. С другой стороны, это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе, у которого сформировался опыт как совокупность интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, что позволяет ему адекватно действовать в любой ситуации. Таким образом, результатом образования является образованность, которая может быть общей и профессионально-содержательной.
Вербицкий А.А. при исследовании проблем психологии высшего образования выделил тенденции в образовании, актуальные и на современном этапе [3, с. 25-32]:
- осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования (ставит задачу моделирования в учебной деятельности производственных ситуаций). Данное положение легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного, в котором в полной мере задаются предметно-профессиональный и социальный контексты будущей деятельности специалиста;
- индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация (позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества);
- переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся;
- поиск психолого-педагогических условий перехода от жестко регламентированных, контролирующих, алгоритмизированных воздействий преподавателя к системе организации, поддержки и стимулирования познавательной активности субъекта учения, созданию условий для творчества и саморазвития.
Цели современного образования (как и ожидаемые результаты) сформированы на языке компетенций. Профессиональная компетентность - интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Профессиональная компетентность всегда проявляется в деятельности и является совокупностью ключевых, базовых и специальных компетенций. Ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Базовые компетенции отражают специфику определенной деятельности, например правоохранительной. Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Компетентностный подход в образовании - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Глубинной причиной возникновения компетентностного подхода является неэффективность отечественного образования, которая проявляется в отсутствии результата, значимого вне самой системы образования, в замкнутости системы. Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие образование и рынок труда. Компетентностный подход связан с идеей открытого заказа на образование. При компетентностном подходе результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Условия формирования профессиональной компетентности:
- модульность, обеспечивающая целесообразную организацию содержания обучения;
- деятельностная организация обучения, определяющая выбор адекватных целям форм обучения;
- технологизация обучения.
Одним из инструментов повышения качества обучения следует признать активное использование современных образовательных технологий [1, 5, 6, 7].
Современные образовательные технологии являются технологиями мягкого влияния на человека и направлены на:
- стимулирование мыслительных процессов обучаемых, межличностного взаимодействия и взаимодействия со средой;
- решение проблем;
- принятие решений; формирование способности критически оценивать ситуацию.
Гуманизация профессионального образования предполагает самовыражение людей, самореализацию их интеллектуальных качеств. Гуманитарные технологии - это система научно-гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи определенных условий, средств, способов.
Существует несколько классификаций гуманитарных технологий. Можно выделить классификацию по характеру направленности:
- гуманитарные технологии, направленные на себя (технология рефлексивного обучения, портфолио, технологии оценки достижений, технологии самоконтроля);
- гуманитарные технологии, направленные на другого (тьюторство, педагогическое сопровождение, дистанционное обучение, консультирование (фасилитаторство));
- гуманитарные технологии, направленные на группу (организация группового обучения, технологии взаимодействия, игровое обучение, организация дискуссий, модерация, интерактивное обучение);
- гуманитарные технологии, направленные на социум (PR-технологии: консалтинг, маркетинг, брендинг).
Классификация по зонам влияния [2]:
- технологии постановки личностно-ориентированных целей;
- технологии наполнения образовательного процесса культурными и мировоззренческими смыслами (изменение ценностно-смысловой ориентации обучаемых);
- технологии создания личностно-ориентированных ситуаций (вовлечение обучаемых в осознание процесса саморазвития);
- технология изменения работы с информацией: учебной, научной, профессиональной, информацией о себе, жизненно важной информацией;
- технологии социального взаимодействия (технология профессиональной коммуникации, создания профессионально-корпоративной среды и др.);
- технологии усиления субъектной позиции обучаемых (самопознание, самоконтроль, самооценка).
В полной мере разработаны технологии развития критического мышления, назначение которых в формировании таких умений и навыков, как выработка собственного мнения, осмысление полученного опыта, формирование логического мышления, умение построения логической цепи доказательств, умение делать умозаключение. Технологии развития критического мышления предполагают работу с информационным текстом, взаимообучение, дискуссию, исследование. Обучение по этим технологиям направлено на формирование обобщающих способов мышления, умения графически оформить текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать ее по степени новизны и значимости.
Технологии интерактивного обучения сохраняют конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяют формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, т.е. основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Эти технологии требуют от преподавателя грамотно формулировать проблему исследования, способности устанавливать продуктивное взаимодействие, ставить побуждающие вопросы, создавать ситуации, требующие интеграции усилий, организовывать исследование, дозировать помощь обучающимся.
Технологии, ориентированные на действие, направлены на самостоятельность в добывании обучающимися знаний, решение профессиональных задач, выполнение всех фаз полного рабочего действия. Эти технологии применимы для исследования частного случая, решения дидактических задач, работы над направляющим текстом. Модель полного действия состоит из информирования, планирования, принятия решения, выполнения, контроля и оценки.
Выбор методов и технологий обучения гуманистического направления формирует практические навыки анализа информации, самообучения, стимулирует самостоятельную работу обучаемых, формирует опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур ценностных ориентаций. Обучение не столько ориентировано на передачу информации, сколько погружено в деятельность, ориентированную на настоящее и будущее. Меняется статус преподавателя - из передатчика информации в менеджера учебного процесса. Меняется содержание образования - не информация о деятельности, а деятельность, основанная на информации [4, с. 48]. Изменяется форма взаимодействия преподавателя и обучаемых - вместо авторитарности и жесткого контроля на первый план выступают педагогика сотрудничества, ответственности, партнерства и положительный эмоциональный фон.
Решающее условие обучения на современном этапе - создание целостной образовательной среды, где в любое время обучаемый должен быть занят творческой работой и умело находить решения проблемных ситуаций; отстаивать свою позицию и собственное видение возможных подходов к решению нестандартных жизненных и учебных задач; овладевать творческими способами самореализации в учебно-познавательной и практической деятельности.
В современном обществе востребованы специалисты, которые способны:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем (чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место);
- самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии; генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь отбирать факты, необходимые для решения проблемы, анализировать их, выдвигать гипотезы, обобщать и сопоставлять их, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять их для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; уметь работать сообща; предотвращать или достойно выходить из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Таким образом, основные идеи современного образования заключаются в гуманизации и непрерывности образования, разработке компетентностного подхода и внедрении инновационных технологий. В результате системных изменений в образовании субъекты образования могут достичь компетентности, что должно помочь специалисту-профессионалу решать новые проблемы в незнакомых ситуациях.
1. Афанасьев В.В., Сепиашвили Е.Н. Инновация как технологическая основа и критерий эффективности управления образовательными системами. XIII Международная научно-методическая конференция МГУТУ Т.3. М. 2007 - С. 42-47.
2. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. - СПб., 2007. - 237 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - С. 25-32.
4. Князев А.М., Одинцова И.В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 48.
5. Мальцева Т.В., Михайлова В.К. Использование активных методов обучения в профессионально-психологической подготовке личного состава подразделений полиции: учебно-методическое пособие. - Руза: МОФ МосУ МВД России, 2015.
6. Петров В.Е., Минаева О.В. Развитие познавательной деятельности обучающихся: учебное пособие. - М.: Группа АБСОЛЮТ, 2013.
7. Сепиашвили Е.Н. Активизация познавательной деятельности студентов экономических специальностей средствами массовых коммуникаций (на примере дисциплин «Экономическая теория», «Финансы, денежное обращение и кредит». XIII Международная научно-методическая конференция МГУТУ Т.3. М. 2007 - С. 456-463.