ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу перспективных направлений психологической работы и психологических научных исследований в области совершенствования деятельности Госавтоинспекции. В ходе анкетного опроса 101 эксперта были выявлены и описаны разноплановые научно-практические направления, систематизированные в такие группы как 1) психологические проблемы поведения участников дорожного движения; 2) психологические проблемы управления деятельностью Госавтоинспекции; 3) психологические проблемы деятельности сотрудников Госавтоинспекции. Критически исследованы предложения экспертов, оценена реализуемость каждого предложения в науке и на практике. С одной стороны, анализ позволяет расставить приоритеты в проведении ведомственными образовательными и исследовательскими организациями научно-исследовательской работы в области психологии безопасности дорожного движения, ориентировать молодых ученых на актуальные запросы практики. С другой стороны, сделан шаг по согласованию интересов и ожиданий практических психологов с возможностями ведомственной науки.

Ключевые слова:
психологическая работа, научные исследования, Госавтоинспекция, сотрудник, участник дорожного движения, опасный стиль управления транспортным средством.
Текст

Совершенствование системы МВД России, готовность органов внутренних дел выполнять задачи в области правоохранения, отвечать на новые угрозы со стороны криминальной среды в известной степени опосредуются психологической составляющей: психологическим отбором сотрудников, их подготовкой и готовностью к деятельности в экстремальных условиях, коррекцией и профилактикой негативных психоэмоциональных состояний, свойств личности, учетом социально-психологических процессов и явлений. В условиях совершенствования управления и организационно-штатной структуры правоохранительных органов, уточнения приоритетов их деятельности, учитывая необходимость повышения кадрового потенциала, особая роль отводится психологической работе с личным составом, а также её научно-методической поддержке. Не является исключением такая ведущая служба МВД России как Государственная инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД или Госавтоинспекция).

В настоящее время выполнение служебных задач сотрудниками Госавтоинспекции отличается открытым и публичным характером профессиональной деятельности, интенсивностью и разнообразием межличностных отношений, противоречивым, конфликтным характером общения с участниками дорожного движения, высоким уровнем психической напряженности труда, выраженной экстремальностью, что, несомненно, обусловливает особые требований к развитию профессионально важных качеств и компетенций, в первую очередь, психологической готовности к деятельности, решительности, эмоциональной устойчивости, сознательности, волевым характеристикам, интеллекту, такту и коммуникабельности.

Достижения современной науки приобретают особую ценность в связи с их направленностью не только на объяснение феноменов и явлений прошлого или настоящего, но и обращенностью в будущее. Актуальность научным исследованиям придает их способность «быть на шаг впереди», предвосхищать развитие событий, оперативно реагировать на запросы правоохранительной практики. Именно на оценку перспективных тенденций психологической проблематики, связанных с деятельностью Госавтоинспекции, было направлено скрининговое экспресс-исследование, проведенное ФКУ НИЦ БДД МВД России в 2015 году.

Анкетирование проводилось среди руководителей (36 чел.) и психологов (27 чел.) подразделений Госавтоинспекции, профессорско-преподавательского состава (26 чел.) и научных сотрудников (12 чел.) образовательных и научно-исследовательских организаций МВД России (всего 101 чел.).

Анализ результатов анкетного опроса позволил сформировать перспективные направления психологической работы с личным составом и соответствующих исследований в области совершенствования деятельности Госавтоинспекции, которые были объединены в три группы. Рассмотрим основные из них.

Психологические проблемы поведения участников дорожного движения

1. Проблемы, связанные с опасным (агрессивным) стилем управления транспортным средством. К сожалению, такие понятия как «рискованный стиль вождения», «опасная езда», «хамское поведение на дороге» прочно вошли в современную статистику и практику в качестве первообразующих причин многих дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП). Несмотря на то, что в настоящее время термин «опасное (агрессивное) вождение» юридически не определён, это не умоляет значимости проведения научного исследования по изучению психологической детерминации подобного стиля управления транспортным средством [5].

2. Проблемы управления автотранспортом водителями пожилого возраста. В настоящее время в обществе, среди законодателей и автомобилистов активно ведется дискуссия о возможностях пожилых водителей управлять транспортным средством. Высказывается мнение о том, поскольку «у людей старше 60-65 лет здоровье ухудшается быстрее, чем у молодых, поэтому им водительские права следует выдавать не на десять, а только на пять лет». Оппоненты утверждают, что пенсионеры ездят очень медленно, аккуратно, не развивают большую скорость, не подрезают, планируют поездки заранее, более дисциплинированы и ответственны за рулем. Поэтому оснований для каких-либо ограничений не существует. Однако какие бы ни были аргументы сторон, справедливо то, что управление транспортным средством для пожилого водителя является экстремальным видом деятельности, а, соответственно, требует большей мобилизации ресурсов личности, медико-психологической готовности к реагированию на различные экстремальные ситуации. Поэтому вопрос об изучении психологических особенностей личности пожилых водителей, мер их дополнительно обучения и поддержки, возможных медико-психологических ограничений актуален как никогда [4].

3. Прогнозирование надёжности управления транспортным средством. Одним из интегральных показателей функционирования системы «водитель – автомобиль» является надёжность управления транспортным средством. В первую очередь, она связана с безаварийностью и снижением риска возникновения опасной дорожной ситуации, с исключением создания помех для иных водителей, с предсказуемостью поведения на дороге и др. Надёжность водителя как субъекта деятельности противоположна агрессивному вождению – преднамеренному созданию помех, которые несут угрозу жизни и здоровью окружающих или увеличивают вероятность возникновения ДТП. Однако психологические факторы и механизмы, обеспечивающие личностно-профессиональную надёжность водителя, в настоящее время не исследованы. Поэтому при всей значимости проблемы у специалистов нет возможности достоверно (хотя бы на краткосрочную перспективу) прогнозировать надёжность управления транспортным средством у некоторых категорий водителей. Подобное противоречие подчеркивает необходимость проведения комплексного научного исследования.

4. Проблема определения критериев, позволяющих привлекать к ответственности водителя, совершившего административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, зафиксированное работающими в автоматическом режиме комплексами фото-, видеофиксации.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.17 Кодекса, во многом определяется такой личностной характеристикой водителя как время реакции на то или иное событие. В наиболее общем виде время реакции водителя рассматривается как психологическое качество водителя, связанное с его способностью принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации. По своей сути реакция психики водителя в рассматриваемой ситуации является сложной, поскольку на него действует сразу нескольких раздражителей (свет от включенных проблесковых маячков, специальная цветографическая окраска автомобиля, складывающаяся дорожная ситуация и др.). В принятие решения вовлечены различные сферы личности (интеллектуальная и познавательно-прогностическая, эмоционально-оценочная, волевая), что, разумеется, сказывается как на качестве самого решения, так и на времени его принятия. 

Считается, что время реакции у каждого водителя исключительно индивидуально и определяется множеством факторов (как внешнего, так и внутреннего плана). В экстренной ситуации (например, при торможении впереди идущего автомобиля со стоп-сигналом, при реакции на сигналы светофора в населенном пункте, дорожные знаки или неровности на дороге) среднее время реакции варьируется около 1 секунды. Однако ситуацию с необходимостью предоставления преимущества в движении не все водители воспринимают как экстренную (в т.ч. угрожающую безопасности дорожного движения, жизни и здоровью участников), как следствие, период соответствующих реакций значимо увеличивается.

В подобной ситуации доминирующей реакцией водителя будет не тенденция (установка) самосохранения, а конфликт интересов – «возможность или невозможность предоставить преимущество в движении – мера ответственности за административное правонарушение». Водитель, не руководствуясь правилом «любой ценой», анализирует дорожную ситуацию и пытается сопоставить различные критерии в разрешении возникшей дилеммы. Латентное время реагирования увеличивается ориентировочно до 5-7 секунд, а реализация реакции – от 0.5 с. (в простой дорожной ситуации или у тревожно-боязливого типа водителя) до 5 с. и более (в осложненных дорожных условиях).

Поэтому при регистрации подобных правонарушений комплексами фото- и видеофиксации, работающими в автоматическом режиме, необходим иной подход, основанный на учёте такой характеристики как время реакции, а также иных индивидуально-психологических особенностей водителей. Подобное обстоятельство может выступить самостоятельным направлением научного исследования.

5. Проблема гаджетомании как фактора, отвлекающего водителей от управления транспортным средством. Как известно, успешность управления автомобилем требует от водителя предельной сосредоточенности и концентрации внимания. Можно предположить, что отвлечение внимания на «общение» с планшетом или мобильным телефоном несёт в себе потенциальную угрозу безопасности дорожного движения. Однако влияние использования при управлении транспортным средством современных гаджетов в настоящее время не исследовано. В условиях глобальной информатизации населения, по нашему мнению, оставаться в стороне от изучения влияния этих процессов на безопасность в сфере транспортных перевозок было бы неправильным.

Психологические проблемы управления деятельностью ГИБДД

1. Проблема повышения имиджа сотрудников Госавтоинспекции. Объективные противоречия, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД, необходимость строгой реализации контрольно-надзорных функций, с одной стороны, стремление водителей избежать ответственности за нарушение правил дорожного движения, стереотипы и негативные ожидания от взаимодействия с сотрудниками, с другой стороны, к сожалению, неизбежно находят своё отражение в оценке имиджа, как отдельных сотрудников, так и целых подразделений ГИБДД. Не снизойти до популизма, всеобщего понимания и прощения, контролировать ситуацию на дорогах, работать под пристальным вниманием общественности, порой, в агрессивной социальной среде, при этом иметь высокий позитивных имидж – сложная задача для Госавтоинспекции. Поэтому, на наш взгляд, в настоящее время востребованы поиск организационных, юридико-правовых и социально-психологических путей совершенствования имиджа, психологическое ассистирование деятельности руководителей подразделений ГИБДД, разработка инновационных (в первую очередь, психологических и информационно-пропагандистских) форм влияния на имидж, прогнозирование динамики общественного мнения о деятельности полиции [6].

2. Проблема противодействию намеренному искажению информации о деятельности Госавтоинспекции. С определённой долей вероятности можно утверждать по отношению к МВД России, в целом, и Госавтоинспекции, в частности, некоторыми силами ведется информационно-психологическая война: вбрасываются ложные сведения, скрывается информация о примерах добросовестного отношения к службе или образцах высоконравственного поведения личного состава, муссируются и возводятся в ранг системы отдельные факты противоправных деяний сотрудников полиции, под прикрытием благих намерений (например, совершенствования правовой системы, гуманизации правоотношений, обеспечения равенства и т.п.) инициируются ненужные для общества дискуссии, делаются выводы об избыточной численности ОВД, необходимости очередной оптимизации полномочий, функций и задач. Психологическая наука может внести свой вклад в работу по противодействию негативному информационному влиянию.

3. Современные психотехнологии пропаганды деятельности ГИБДД. Гармонизация отношений с населением, в целом, и участниками дорожного движения, в частности, предусматривает активную работу с общественным мнением, интенсификацию деятельности Госавтоинспекции по пропаганде обеспечения безопасности дорожного движения, поиск новых форм взаимодействия с сообществом автолюбителей, конструктивную полемику по актуальным вопросам безопасности на дороге. Столь разноплановый спектр задач требует привлечения к информационно-пропагандистской работе психологического знания, разработки современных психотехнологий. Именно насыщение пропаганды деятельности Госавтоинспекции психологическими подходами, методами, методиками, приёмами и техниками позволяет существенно расширить сферу и механизмы влияния на общественное мнение, повысить воздейственность и устойчивость нового стереотипного поведения граждан. В этой связи необходима научная поддержка по разработке инновационных психологических средств и технологий пропаганды и информационного воздействия на общество со стороны ГИБДД.

4. Психологические аспекты сотрудничества Госавтоинспекции с организациями, деятельность которых связана с безопасностью дорожного движения. Как показывает практика, многие организации в той или иной степенью связанные с безопасностью дорожного движения (союзы автолюбителей, автошколы, ремонтно-строительные организации и т.п.), демонстрируют намерения сотрудничества. Однако, преследуя четко выраженные коммерческие интересы, не все эти намерения соответствуют действительности. Трудноразрешимыми являются различные аспекты взаимоотношений, например, в части преодоления негативного отношения к ГИБДД, координации подготовки (в т.ч. психологической (психофизиологической)) будущих водителей, ведения регистрационно-экзаменационной деятельности, обеспечения конфиденциальности сведений о ДТП и лицах, их совершивших, внедрения инноваций при дорожном регулировании, развития административного законодательства в области безопасности дорожного движения. Спектр проблематики гораздо шире. С учетом частичного совпадения интересов различных субъектов, ассоциированных с проблемой обеспечения дорожной безопасности, отсутствия полного взаимопонимания между ними, значимо возрастает потребность в привлечении психологического знания, а значит, в проведении разнопланового научного исследования.

Психологические проблемы деятельности сотрудников ГИБДД

1. Типологизация конфликтных ситуаций взаимодействия сотрудников с участниками дорожного движения. Несмотря на многообразие проблемных ситуаций взаимодействия, все конфликты на дороге могут быть сведены к нескольким типовым. Подобный подход позволяет совершенствовать подготовку сотрудников, сформировать готовность успешно действовать в часто возникающих проблемных ситуациях. Однако для разработки данной типологизации и ее наполнения, а также методических средств преодоления указанной проблемы необходимо проведение соответствующего научного исследования.

2. Психологическая профилактика коррупционно опасного поведения сотрудников Госавтоинспекции. Обеспечение законности правоохранительной деятельности и преодоление проблемы коррупции – важнейшие направления, стоящие перед современным российским обществом. Особое значение борьба с коррупцией приобретает в свете реформирования системы МВД России, поскольку усилия по формированию нового облика полиции, повышению доверия общества к правоохранителям будут сведены к минимуму при процветании этого явления в новой силовой структуре.

К сожалению, несмотря на произошедшее в текущем году сокращение численности личного состава подразделений ГИБДД, усиление ответственности за девиации в поведении правоохранителей, совершенствование форм и методов профилактической работы с сотрудниками, проблема коррупции актуальная как никогда. Преимущественно взяточниками становятся сотрудники дорожно-патрульной службы (2015 год – более 200 чел.). Несомненно, определенный «вклад» в увеличение показателей внесли: общий подход в борьбе с коррупцией, активизация деятельности надзорных органов, открытость в деятельности Госавтоинспекции, принципиальность в оценке поведения сотрудников, стремление улучшить имидж Госавтоинспекции. Однако проблема преодоления коррупции остается значимой и по сей день. Это указывает на необходимость проведения научного исследования по разработке мер антикоррупционного поведения и профилактики делинквенций у сотрудников ГИБДД.

3. Психологические проблемы повышения исполнительской дисциплины сотрудников Госавтоинспекции. Совершенствование исполнительской дисциплины в ОВД во многом связано с поиском мотиваторов профессиональной деятельности. В фокусе научного исследования могут быть как внешние (например, методы эффективного контроля, поощрения, формирования карьерных перспектив и т.п.), так и внутренние (например, наполнение деятельности личностным смыслом, реализация в профессии и т.п.) мотиваторы.

4. Проблема повышения качества психологической подготовки молодых сотрудников в ходе специального первоначального обучения. Известный разрыв между потребностями практики деятельности ГИБДД и возможностями образовательных организаций, ограничения дидактико-методического плана не позволяют в полной мере раскрыть потенциал специальной первоначальной подготовки. Как следствие, начальный период прохождения службы в ОВД для сотрудника является серьезным испытанием, требует самостоятельной работы по восполнению недополученных (в ходе первоначального обучения) знаний, умений и навыков в области практической психологии [1, 2]. Без научно-методического подхода к определению сути и наполнения программ профессионального обучения будущих сотрудников ГИБДД проблематично обеспечить высокий уровень профессиональной (в т.ч. психологической) компетентности личного состава.

ФКУ НИЦ БДД МВД России и ЦСН БДД МВД России как ведущие научное и строевое подразделения разработали и реализуют комплексную программу психологической подготовки личного состава. Ее отличительными особенностями являются:

  • практическая направленность обучения;
  • сочетание несения службы с психологической подготовкой (т.е. подготовка вплетена в систему работы с личным составом и повседневную деятельность);
  • перспективность и прогностичность (мы стараемся не только преодолевать текущие психологические затруднения в жизнедеятельности сотрудников, но и работать на «будущее», предугадывать новые вызовы в области обеспечения безопасности дорожного движения);
  • единство обучения и развития личности сотрудников (т.е. психологическое знание помогает сотрудникам в решении как служебных и семейных проблем, так и способствует гармоничному развитию личности).

5. Психологические проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников. Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД имеет как юридико-правовой, организационный, методический и т.п., так и психологический аспекты. Психологическая неготовность применять имеющиеся в распоряжении специальные средства и физическую силу, защищать собственную жизнь и здоровье, отсутствие установки на выживание обусловливают достаточно высокий уровень гибели и травматизма среди сотрудников, наличие у них профессиональных заболеваний и личностных деформаций. Актуальным является не только проведение соответствующего научного исследования, но и внедрение его результатов в практическую деятельность сотрудников ГИБДД, подготовку личного состава.

6. Поддержание психологического здоровья и работоспособности личного состава на протяжении всего периода службы (не секрет, что, как правило, отдача и эффективность деятельности сотрудников строевых подразделений с возрастом несколько снижается; продлить профессиональное долголетие, сформировать мотивацию к службе у сотрудника при большой выслуге лет – важнейшая задача психологической подготовки [2, 3]).

Вышеуказанные направления психологической работы и перспективных научных исследований психологической проблематики, связанные с деятельностью Госавтоинспекции, позволяют очертить круг первоочередных задач, планировать научно-исследовательскую деятельность. ФКУ НИЦ БДД МВД России имеет возможность при взаимодействии с ГУОБДД МВД России, ДГСК МВД России, ВНИИ МВД России, Академией управления МВД России, Московским университетом МВД России им В.Я. Кикотя, Орловским юридическим институтом МВД России им. В.В. Лукьянова, территориальными органами Госавтоинспекции на региональном уровне выполнить широкий спектр научных исследований, в т.ч. и заявленной проблематики.

Список литературы

1. Мальцева Т.В. Концептуальная модель психологического тренинга с оперативными сотрудниками полиции [Текст] / Т.В. Мальцева, В.Е. Петров // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов : сб. мат. Всеросс. науч.-практ. конф. / Московский областной филиал Московского университета МВД России. - Руза, 2015. - С. 103-106.

2. Марьин М.И. Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности [Текст] : учебно-методическое пособие. - Руза : Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014. - 195 с.

3. Петров В.Е. Основы организации психологического обеспечения профессиональной деятельности [Текст] : монография / В.Е. Петров, Н.В. Сметанина. - М. : Группа АБСОЛЮТ, 2010. - 72 с.

4. Петров В.Е. Медико-психологические особенности водителей пожилого возраста [Текст] / В.Е. Петров, Г.В. Шутко, Н.М. Кузнецова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - М., 2015. - № 4. - С. 15-29.

5. Петров В.Е. Методика психологической диагностики надёжности водителя по управлению транспортным средством [Текст] / В.Е. Петров // Вестник ВИПК МВД России. - Домодедово, 2015. - № 4 (36). - С. 91-96.

6. Петров В.Е. Моделирование влияния различных факторов на имидж сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции [Текст] / В.Е. Петров // Вестник ВИПК МВД России. - Домодедово, 2015. - № 3 (35). - С. 75-79.


Войти или Создать
* Забыли пароль?