РЫНКИ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обобщены основные результаты исследований, которые представлены в монографии «Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы». Монография посвящена анализу состояния и тенденциям развития рынка труда и рынка образовательных услуг России.

Ключевые слова:
рынок труда, рынок образовательных услуг.
Текст

В 2016 г. в научно-издательском центре «ИНФРА-М» выходит в свет монография «Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы» [1], подготовленная коллективом авторов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства совместно с Институтом проблем управления РАН.

В монографии представлены результаты исследований проблем, связанных с трансформацией региональных рынков труда вследствие активизации социально-экономических процессов как в российском, так и международном масштабе.

Исследовательские материалы монографии представляют собой всесторонний анализ современного состояния регионального рынка труда, содержат прогнозы его дальнейшего развития с точки зрения проводимых мероприятий в сфере усовершенствования государственной политики в области занятости.

Первый раздел «Общие проблемы рынка труда России» содержит теоретический и аналитический материалы по проблемам устойчивости функционирования рынка труда как социально-экономической системы, рассматривает факторы, обеспечивающие его устойчивость; анализирует процессы реформирования институционально-правовых основ в сфере трудовых отношений; выявляет тенденции внутренней миграции населения Российской Федерации.

Во втором разделе «Трудовой потенциал организации и регулирование оплаты труда» рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием особенностей трудового потенциала как стратегического ресурса формирования инновационной экономики; раскрыта сущность инновационного трудового потенциала и представлены результаты его оценки в Пензенском регионе; проанализированы проблемы информационной асимметрии на рынках труда, влияющие на процессы трудоустройства и занятости в регионах; рассмотрены проблемы формирования конкурентной системы оплаты труда в условиях регионально ориентированной экономики; выявлены новые возможности использования неформальной занятости и др.

В третьем разделе монографии «Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг» выявлены принципы взаимосвязи регионального рынка труда и рынка образовательных услуг; обозначен круг проблем, связанных с проблемами занятости молодежи; рассмотрены принципы управления взаимодействием высшего учебного заведения с внешней средой как важной основой формирования его репутации, определена роль управленческого персонала высших учебных заведений в обеспечении качественного образования и трудоустройства выпускников, обоснованы факторы формирования и развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности студентов, предложены пути развития студенческого бизнеса и др.

В результате проведенных исследований авторами получены и отражены в монографии следующие научные результаты.

  1. Уточнено понятие «региональный рынок труда» и выявлены особенности функционирования рынка труда Пензенского региона в условиях рыночной экономики как открытой системы, чутко реагирующей как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру.
  2. Обосновано, что в современной ситуации, характеризующейся сокращением темпов развития мировой экономики в целом и российской экономики в частности, возникает необходимость государственного воздействия на рынок труда посредством следующих механизмов: развитие институтов социального партнерства, активизация деятельности институтов занятости, активизация института трудовой мобильности и осуществление консультативной поддержки субъектам рынка услуг. 
  3. Обосновано, что внутренняя миграция населения обусловлена различными причинами и различиями в экономическом развитии регионов. При этом население будет выбирать более развитые регионы, уезжая из депрессивных регионов, что в итоге приведет к перенаселению и проблемам в одних регионах и к снижению численности населения и дальнейшему упадку – в других. Создание условий не только для труда, но и для нормального проживания населения на территории определенного региона позволяет снизить уровень возможной миграции населения и дает предпосылки для развития региона.
  4. Отмечено, что инновационный трудовой потенциал представляет собой новую экономическую категорию. Процесс формирования инновационного трудового потенциала индивида, организации или предприятия, региона является неотъемлемой частью трудового потенциала страны. В современных быстро меняющихся условиях вызванных процессами глобализации, интеграции, социально-экономических преобразований, возникает острая необходимость формирования системы управления формированием и реализацией инновационного трудового потенциала. Обеспечение инновационной деятельности и инновационного производства значительно зависит от эффективной системы управления как на региональном уровне, так и на уровне отдельного предприятия.
  5. Показано, что в XXI веке рынок человеческих ресурсов в России становится более гибким, тяготеющим к менее жестким формам, распространение получают такие виды занятости, общей чертой которых является снижение зависимости работника от работодателя. Обоснована экономическая и социальная роль неформальной занятости, рассмотрена ее структура. Установлено, что все виды неформальной занятости имеют общую черту – нестабильность в системе социального обеспечения, правовой защиты, доступа к рынку капитала. 
  6. Обоснована важная и значимая роль выпускающих кафедр высших учебных заведений в процессах трудоустройства выпускников. Отмечено повышение значимости контактов кафедр с потенциальными организациями-работодателями – 42,8% (в 2003 г. таких кафедр было только 32,3%); 51,8% указали, что их кафедра способствует трудоустройству выпускников только в том случае, когда есть заявки от организаций. Для выпускающей кафедры вуза предложены мероприятия по повышению качества практико-ориентированного образования и эффективности трудоустройства выпускников.
  7. Уточено, что возросшая роль высшего профессионального образования влияет на ускорение процесса интеграции бизнес-сообществ и образовательных учреждений, которые нуждаются в более эффективных механизмах и инструментах взаимодействия, что будет способствовать не только совершенствованию учебного процесса, но и позволит учитывать индивидуальные производственные и региональные потребности в высококвалифицированных специалистах.
  8. Выявлены современные тенденции развития российского общества в целом и экономической сферы в частности, связанные с развитием предпринимательства и требующие развития соответствующих качеств и компетенций у молодежи. В этих условиях необходимо, чтобы образовательная политика государства способствовала достижению качественного образования, соответствовала актуальным и перспективным запросам личности, общества и экономики страны. 

Монография, ставшая обобщением предыдущих многочисленных работ коллектива авторов [2–40], будет полезна студентам экономических специальностей при подготовке к семинарским занятиям, аспирантам, преподавателям, а также широкому кругу читателей, интересующихся исследованиями рынка труда и рынка образовательных услуг.

Список литературы

1. Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы [Текст]: монография; под общ. ред. Р.М. Нижегородцева, Г.А. Резник, С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2016.

2. Петухов Н.А. Регрессионное моделирование связи между уровнем занятости и объемом ВРП на душу населения для регионов Российской Федерации [Текст] / Н.А. Петухов, Р.М. Нижегородцев, Н.П. Горидько // Модернизация экономики и управления: I Международная научно-практическая конференция, 27 марта 2013 г.: Сб. науч. трудов; под общ. ред. В.И. Бережного. - Часть I. - Ставрополь: Ставролит, 2013. - С. 19-21.

3. Нижегородцев Р.М. Трудовая миграция как инструмент повышения качества человеческого капитала [Текст] / Р.М. Нижегородцев // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2014. - № 3. - С. 6-10.

4. Резник Г.А. Социально-экономический потенциал региона: сущность и методологические подходы к исследованию / Г.А. Резник, Н.А. Коробкова // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 7 (36). - С. 153-156.

5. Резник Г.А. Оценка имиджа вуза субъектами рынка образовательных услуг [Текст] / Г.А. Резник, Ю.С. Пономаренко, А.С. Колесникова // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - №. 2. - C. 173-182. - DOI:https://doi.org/10.12737/11869

6. Резник Г.А. Инновационный трудовой потенциал - стратегический ресурс развития инновационной экономики [Текст] / Г.А. Резник, Д.Р. Амирова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 6 (47). - С. 306-309.

7. Резник Г.А. Инновационная среда в регионе как основа формирования предпринимательских инициатив студентов [Текст] / Г.А. Резник // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - № 3. - C. 220-227. - DOI:https://doi.org/10.12737/12074

8. Резник Г.А. Рынок труда как фактор устойчивого развития региона [Текст]: монография / Резник Г.А. [и др.]; под ред. Г.А. Резник. - Пенза: ПГУАС, 2004.

9. Суханова Т.В. Денежные доходы населения как показатель устойчивости национальной экономической системы [Текст] / Т.В. Суханова // Сборник статей XI Международной научно-практической конференции «Проблемы социально-экономической устойчивости региона». - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 82-86.

10. Суханова Т.В. Дифференциация заработной платы как основного элемента денежных доходов: факторы, масштабы и последствия [Текст] / Т.В. Суханова // Сборник статей XII Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие». - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 89-92.

11. Резник С.Д. Репутация высшего учебного заведения: компоненты и модель репутации современного вуза [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 3.

12. Резник С.Д. Репутация как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности российского вуза [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 2. - С. 81.

13. Резник С.Д. Система и механизмы управления репутацией высшего учебного заведения [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 2. - С. 51-57.

14. Резник С.Д. Управление репутацией высшего учебного заведения [Текст]: монография / С.Д. Резник, Т.А. Юдина. - М.: ИНФРА-М, 2014.

15. Юдина Т.А. Репутация высшего учебного заведения и ее потребители [Текст] / Т.А. Юдина // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 1. - С. 107-114.

16. Резник С.Д. О повышении репутационной ответственности университета [Текст] / С.Д. Резник, Т.А. Юдина // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - № 5. - C. 527-534.

17. Резник С.Д. Заведующий кафедрой вуза: черты коллективного портрета [Текст] / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина // Социологические исследования. - 2003. - № 6. - С. 106.

18. Резник С.Д. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики [Текст]: монография / С.Д. Резник, С.М. Васин, О.А. Сазыкина; под ред. С.Д. Резника. - Пенза: ПГАСА, 2003.

19. Резник С.Д. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2008. - № 6. - С. 57-61.

20. Резник С.Д. Управленческое резервирование и его роль в повышении профессионализма университетского менеджмента [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 3. - С. 46-52.

21. Резник С.Д. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, Г.Б. Фомин. - М.: ИНФРА-М, 2014.

22. Резник С.Д. Ректоры России: система и механизмы профессионального становления [Текст]: монография / С.Д. Резник, Г.Б. Фомин, О.А. Сазыкина; под ред. С.Д.Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.

23. Резник С.Д. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности [Текст]: монография / С.Д. Резник [и др.]; под редакцией С.Д.Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.

24. Резник С.Д. Моделирование компетенций заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - № 2. - C. 140-149. - DOI:https://doi.org/10.12737/11864

25. Резник С.Д. Управление функциональными процессами на вузовской кафедре: результаты социологического мониторинга заведующих кафедрами российских вузов [Текст] / С.Д. Резник, О.А. Сазыкина // Russian Journal of Management. - 2015. - Т. 3. - № 4. - C. 407-418. - DOI:https://doi.org/10.12737/13108

26. Резник С.Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская, А.А. Сочилова // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 3 (47). - С. 399-402.

27. Резник С.Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: монография / С.Д. Резник, Е.С. Коновалова, А.А. Сочилова; под ред.С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2013.

28. Кучигина С.К. Гендерные аспекты современного рынка труда [Текст]: монография / С.К. Кучигина. - Пенза, 2013.

29. Резник С.Д. Как исполнительная власть содействует трудоустройству молодежи [Текст] / С.Д. Резник, А.Е. Черницов // Кадровик. - 2007. - № 10.

30. Черницов А.Е. Пензенская область: готовы ли студенты к предпринимательской деятельности? [Текст] / А.Е. Черницов // Человек и труд. - 2012. - № 12. - С. 36-38.

31. Резник С.Д. Технологии интенсивного формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов высших учебных заведений [Текст]: монография / С.Д. Резник, А.Е. Черницов. - М.: ИНФРА-М, 2015.

32. Резник С.Д. Механизмы управления организационной культурой в студенческой среде [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 1. - С. 58-63

33. Резник С.Д. Организационная культура студенчества: система и механизмы управления [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 9. - С. 35-42.

34. Резник С.Д. Управление личностной культурой студенчества - важный фактор повышения социокультурного уровня общества [Текст] / С.Д. Резник, М.В. Черниковская // Russian Journal of Management. - 2014. - Т. 2. - № 2. - С. 91-97.

35. Макарова С.Н. Гендерные особенности профессиональной подготовки студентов к трудовой деятельности [Текст] / С.Н. Макарова // Женщина в российском обществе. - 2011. - № 2. - С. 69-78.

36. Макарова С.Н. Профессиональная подготовка женской части студенчества к активному продвижению в бизнесе и структурах управленческой деятельности [Текст]: монография / С.Н. Макарова. - Пенза: ПГУАС, 2012.

37. Макарова С.Н. Формирование и развитие лидерских качеств студенток-менеджеров для их активного продвижения в бизнесе и структурах управленческой деятельности: тактика поведения студенток в период обучения в вузе [Текст] / С.Н. Макарова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 415-421.

38. Резник С.Д. Менеджмент: технологии профессионального продвижения женщин в менеджменте и бизнесе [Текст]: учебное пособие / С.Д. Резник, С.Н. Макарова. - М.: ИНФРА-М, 2014.

39. Резник С.Д. Профессиональная и социальная подготовка молодежи к реальной жизни: опыт регионального вуза [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова // Экономическая наука современной России. - 2014. - № 3 (66). - С. 147-160.

40. Резник С.Д. Профессиональная подготовка молодежи: смогут ли студентки стать менеджерами? [Текст] / С.Д. Резник, С.Н. Макарова // Народонаселение. - 2003. - № 1 (19). - С. 60-73.

Войти или Создать
* Забыли пароль?