В статье анализируется деятельность Крестовоздвиженской общины сестер милосердия – первой в Российской империи военной общины, раскрываются достижения сестер в военное время и трудности, с которыми им пришлось столкнуться, показан огромный вклад общины сестер милосердия в дело помощи больным и раненым воинам.
Крымская война 1854–1856, сестры милосердия, русская женщина, помощь больным и раненым
Одной из страниц военной истории Российской империи является Крымская война 1854–1856 гг. Именно в это время произошел всплеск благотворительности. Война открыла новый простор для жаждущих деятельности женщин.
Осада Севастополя показала печальное состояние организации медицинской помощи в военное время – нехватало персонала и медикаментов.
Решение данной проблемы взяла в свои руки жена императора Николая I Елена Павловна. Она осознавала необходимость создания социального института для оказания помощи участникам войны. Княгиня убедила Николая I в целесообразности его организации. Получив разрешение, Елена Павловна обратилась ко всем русским женщинам с призывом. Женщины практически по всей России изъявили желание участвовать в уходе за ранеными.
Так, 5 ноября 1854 г. в г. Санкт-Петербурге была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия – первый в мире институт для усовершенствования врачей, первая военная община сестер милосердия в России [2, с. 100].
Цель учреждения Общины заключалась в усердной, на теплой любви к ближнему и личном самоотвержении основанном содействии медицинскому начальству в военных госпиталях при уходе за ранеными и больными, а также в облегчении их страданий посредством христианского утешения [5, с. 5].
Уже 6 ноября 1854 г. первая группа сестер – 31 женщина отправилась в Севастополь. В течение 1854 и 1855 г. на поле боевых действий выехали еще пять групп сестер милосердия [6, с. 10].
Учреждение Крестовоздвиженской общины сестер милосердия было первой попыткой посылать женщин на поле боя. Поэтому эта попытка казалась довольно рискованной. Военное начальство и врачи не верили в успешность и реальную помощь со стороны общин, но по прибытии сестры доказали свою нужность и значимость.
С редким мужеством переносили сестры не только тяжкий труд и лишения, но и явные опасности. На перевязочных пунктах и в госпитале они делали перевязки раненым, несмотря на то, что то и дело летели бомбы и наносили присутствующим тяжелые раны [1, с. 46].
Воспоминания самих сестер, их письма, а также записи очевидцев (солдат и врачей) как нельзя лучше рассказывают о достижениях сестер и о трудностях на пути к ним. Сестрам приходилось работать в тяжелых условиях: дождь, грязь, холод, бессонные ночи, болезни. Но все это только закаляло их характер. Сестры героически переносили все испытания и тем самым поднимали дух солдат.
Уже один вид женщин, помогающих страждущим, был утешителен. Так, один тяжелораненый солдат настоятельно просил, чтобы сестра оставалась при его постели: «…хоть потолкайся, матушка, около меня, так мне уж легче будет» [4, с. 28].
Несмотря на постоянную занятость, сестры писали письма с фронта, и в одном из таких писем начальница общины А.П. Стахович сообщала о том, что помощь оказывалась всем раненым без исключения, даже пленным: «В числе раненых есть 22 француза и 3 англичанина. Некоторые из них тяжело ранены, и трое уже умерли. Один получил 14 ран штыком; лицо его проколото таким образом, что язык отрезан, и этот страдалец жив; он ничего не может есть, кроме крепкого бульона; его поят с трудом. Пленные в восторге от того, как их русские содержат, и уже несколько писем написали в свой лагерь, говоря, что за ними ухаживают добрые сестры милосердия, что они считают себя счастливыми [7, с. 22]. Это говорит о безмерном сострадании ко всем раненым, о том, что сестры не делили умирающих на «своих или не своих». Они оказывали свою помощь и поддержку всем нуждающимся.
Находясь в центре боевых событий, сестры Общины более боялись за жизнь солдат, а не за свою собственную жизнь. Сестры очень привязывались к раненым и тяжело переживали их гибель.
Крымская война показала всю значимость деятельности женской общины сестер милосердия. Впоследствии каждая их сестер была удостоена медали за свой нелегкий и благородный труд. Для их награждения были выбиты 7 золотых и 145 серебряных медалей. На одной стороне медали перечислялись пункты в Крыму и Южной России, в которых сестры оказывали помощь воинам, – города Севастополь, Перекоп, Бельбек, Бахчисарай, Херсон, Николаев, Симферополь. Сестры, трудившиеся на Балтийской линии, получили медали с надписями «Финляндия, Выборг и Або» [3, с.12].
С окончанием Крымской войны деятельность Крестовоздвиженской общины не прекратилась. Часть сестер изъявили желание остаться на своих должностях.
1. Ариян П. Женщины в истории благотворительности в России [Текст] / П. Ариян // Вестник благотворительности. - 1901. - № 9. - С. 40-53.
2. Беляков О.К. Великая княгиня Елена Павловна [Текст] / О.К. Беляков. - СПб.: Лики России, 2011. - 311 с.
3. Гулова Е.М. Награды сестрам Крестовоздвиженской общины и сердобольным вдовам [Текст] / Е.М. Гулова // Родина. - 2000. - № 7. - С. 10-13.
4. Наумова Г.Ю. Продолжение известий о сестрах Крестовоздвиженской общины попечения о раненых в Крыму [Текст] / Г.Ю. Наумова // Морской сборник. - 1855. - № 2. - С. 25-29.
5. Очерк двадцатипятилетней деятельности Крестовоздвиженской общины сестер милосердия [Текст]. - СПб.: Тип. В.И. Грацианского, 1879. - 86 с.
6. Пирогов Н.И. Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных, в военных госпиталях в Крыму и в Херсонской губернии, с 1 декабря 1854 по 1 декабря 1855 [Текст] / Н.И. Пирогов // Соч. Акад. Н.И. Пирогова. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1856. - 33 с.
7. Собрание писем сестер Крестовоздвиженской общины попечения о раненых [Текст]. - СПб.: Мор. тип, 1855. - 55 с.