Воронеж, Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Исследование направлено на комплексную оценку эффективности лесопользования в малолесных регионах России через анализ взаимосвязей между лесистостью, объемами заготовки и восстановления лесов, а также экономическими показателями. На основе статистических данных и сравнительного анализа с китайскими регионами выявлены ключевые проблемы и стратегии оптимизации управления лесными ресурсами. Методология включает логико-аналитические подходы, теоретическое обобщение и абстрагирование. Результаты демонстрируют, что малолесные регионы РФ (Воронежская, Липецкая области) характеризуются низкой лесистостью (8,5% и 7,2%) и дисбалансом между заготовкой и восстановлением (1:0,7 в Липецкой области), что угрожает экологической устойчивости. Опыт Китая подтвердил, что диверсификация породного состава, активное лесовосстановление и внедрение многофункциональных моделей повышают экономико-экологическую эффективность. Основные ограничивающие факторы в Российской Федерации: дефицит лесовосстановления, антропогенная нагрузка, низкая технологизация и узкая специализация. Для повышения результативности предложены меры: расширение лесовосстановления, интеграция ГИС, дистанционного зондирования и машинного обучения в мониторинг, развитие недревесного лесопользования и агролесоводства. Государственная поддержка через налоговые льготы и субсидии определена как ключевой элемент устойчивых стратегий. Реализация рекомендаций обеспечит баланс между использованием и восстановлением лесного фонда.
лесные ресурсы, малолесные регионы, лесовосстановление, устойчивое лесопользование, экономическая эффективность, диагностика лесных экосистем
Введение
Оценка эффективности использования лесных ресурсов в малолесной зоне представляет собой комплексный научный вопрос, направленный на оценку эффективности и устойчивости использования лесных ресурсов на данного типа территориях. Это связано не только с продуктивностью и стабильностью лесных экосистем, но и влияет на развитие региональной экономики и социальное благосостояние. Объективная оценка полезна для формулирования стратегий управления лесными ресурсами и достижения баланса между устойчивым использованием лесных ресурсов и охраной окружающей среды.
Государственное управление в сфере лесопользования представляет собой упорядоченную лесным законодательством деятельность органов исполнительной власти, направленную на организацию рационального использования лесов. На федеральном уровне ключевую роль в реализации данных полномочий выполняет Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), учрежденное в соответствии с Постановлением Правительства РФ и находящееся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации[1 c. 129-148].
Что касается полномочий субъектов РФ, то часть 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определяет перечень полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов, среди которых разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, а также осуществление охраны, защиты, воспроизводства и лесоразведения на землях лесного фонда. Часть 3 статьи 83 Лесного кодекса предусматривает финансирование данных полномочий через субвенции из федерального бюджета. Анализ положений Лесного кодекса РФ свидетельствует о том, что весь объем полномочий в сфере лесного хозяйства передается органам государственной власти субъектов РФ. В структуре государственных органов управления лесопользованием на нижнем уровне находятся государственные лесные инспектора (лесничие), чьи полномочия закреплены в части 3 статьи 96 Лесного кодекса РФ [2].
Материал и методы исследования
Исследование основано на использовании статистического анализа данных о лесном фонде, предоставленных Рослесхозом и другими открытыми источниками. Для выявления взаимосвязей между экономической эффективностью лесопользования и уровнем лесистости использован анализ причинно-следственных связей.
Результаты исследования и их обсуждение
Малолесные регионы Российской Федерации, такие, например, как Воронежская и Липецкая области (таблица 1), представляют собой территории с ограниченными лесными ресурсами, где лесистость значительно ниже среднероссийских показателей. Воронежская область имеет лесистость на уровне 8,5%, а Липецкая – 7,2%, что существенно меньше среднего значения по России (45%) [3]. Основу лесного фонда в этих регионах составляют дуб, сосна, береза и осина, при этом в Воронежской области преобладают дубравы (35% от общего состава), а в Липецкой области – сосновые леса (40%). Несмотря на относительно небольшую площадь лесного фонда (501 тыс. га в Воронежской области и 220 тыс. га в Липецкой), лесные ресурсы играют важную роль в экологическом и экономическом балансе этих территорий [4].
В это связи целесообразно произвести краткую сравнительную характеристику использования лесных ресурсов в малолесных регионах России, и ее внешнеэкономического партнера – Китайской народной республики (КНР).
Лесные ресурсы в малолесных регионах Китая широко распределены, но существуют очевидные региональные различия. Например, северо-восточные и юго-западные регионы КНР имеют относительно высокую концентрацию лесных ресурсов, при этом уровень лесистости северо-восточного региона составляет 52,54%, в то время как уровень лесистости провинции Синьцзян составляет всего 5,82% [5]. При этом, в последние несколько десятилетий Китай добился замечательных успехов в области охраны и восстановления лесов. Например, с момента реализации Проекта по охране природных лесов в 1998 году норма лесистости увеличилась с 30,15% в 1997 году до 32,71% в 2024 году, т.е. чистый рост составил 1,61%[6 с. 406-417].
1. Колесник, В. Г. Система государственного управления лесным комплексом: Текущая ситуация и основные проблемы / В. Г. Колесник, Л. Х. Синятуллина // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. – № 1. – С. 129-148.
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 26 декабря 2024 г.) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/ (дата обращения: 15.03.2025).
3. Федеральное агентство лесного хозяйства. Лесистость территории, % на 01.01.2024 [Электронный ресурс] // Рослесхоз : официальный сайт. URL: https://rosleshoz.gov.ru/opendata/7705598840-ForestCover/ (дата обращения: 15.03.2025).
4. Федеральное агентство лесного хозяйства. Открытые данные [Электронный ресурс] // Рослесхоз: официальный сайт. URL: https://rosleshoz.gov.ru/opendata (дата обращения: 15.03.2025).
5. Yang G., Li Z., Zhou L. Considerations on forest changes in Northwestern China over the past seven decades [Электронный ресурс] // Frontiers in Environmental Science. 2021. Vol. 9. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fenvs.2021.589896/full (date of request: 03/15/2025).
6. Давыдова, Г. В. Динамика и тенденции развития лесного хозяйства России и Китая: межстрановое сравнение / Г. В. Давыдова, Ю. Р. Щетинин // Российско-китайские исследования. – 2023. – Т. 7, № 4. – С. 406-417. – DOIhttps://doi.org/10.17150/2587-7445.2023.7(4).406-417.
7. Состояние лесных ресурсов в России // Бюллетень Ассоциации «ЛЕСТЕХ». 2024. № 15. URL: https://alestech.ru/bulletin/article/171 (дата обращения: 15.03.2025).
8. Пунцукова, С. Д. Оценка эффективности интеграции лесопользования и охраны лесной среды в России и Китае / С. Д. Пунцукова // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – № 11(64). – С. 55-61. – DOIhttps://doi.org/10.24158/pep.2018.11.11.
9. Landsat Program provides the longest continuous space-based record of Earth’s land in existence [Электронный ресурс] // NASA. URL: https://landsat.usgs.gov/ (дата обращения: 15.03.2025).
10. Sentinel-2 [Электронный ресурс] // Европейское космическое агентство. URL: https://sentinels.copernicus.eu/ (дата обращения: 15.03.2025).
11. NDVI (Normalized Difference Vegetation Index) [Электронный ресурс] // NASA Earth Observatory. URL: https://earthobservatory.nasa.gov/global-maps (дата обращения: 15.03.2025).
12. CO2FIX [Электронный ресурс] // International Institute for Applied Systems Analysis. URL: https://www.iiasa.ac.at/web/home/research/researchPrograms/EcosystemServicesandManagement/co2fix.html (дата обращения: 15.03.2025).
13. Бурмистров А.М. Специфические особенности, определяющие устойчивое и рациональное лесопользование в Российской Федерации // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2023. Т. 11. № 4 (63). С. 71-82.
14. Random Forest [Электронный ресурс] // CRAN - The Comprehensive R Archive Network. URL: https://cran.r-project.org/web/packages/randomForest/randomForest.pdf (дата обращения: 15.03.2025)



