Москва, Россия
Введение. В статье рассмотрены типичные конструкции авиационной техники из полимерных композиционных материалов, неразрушающий контроль которых возможен с помощью ультразвукового теневого метода. К ним можно отнести трехслойные конструкции с различными типами заполнителя, а также конструкции, содержащие клеевые соединения. В зависимости от акустических свойств объекта контроля, требуемой чувствительности, оснащенности оборудованием возможно использование различных способов создания акустического контакта: сухой контактный способ; катящиеся преобразователи; воздушный ввод; струйный бесконтактный ввод (через струи воды). Цель работы – определить наиболее надежный с точки зрения выявления дефектов способ создания акустического контакта в зависимости от особенностей трехслойных конструкций и клеевых соединений из ПКМ. Метод. Для исследований был изготовлен специальный комплект образцов, состоящий из 10 сэндвич-панелей с сотовыми заполнителями различной высоты и размеров, 2 сэендвич-панели с пенным заполнителем разной высоты и 2 клеевых конструкции с различными клеями.В каждом образце были выполнены искусственные дефекты. Эксперимент заключался в выявлении и измерении дефектов теневым методом при всех способах создания акустического контакта. Результаты. По результатам исследований установлены требования к параметрам контроля, а также определена чувствительность для каждого способа создания акустического контакта в зависимости от особенностей конструкций. Заключение. Результаты проведенных исследований подтверждают эффективность применения и перспективность освоения теневого метода для проведения неразрушающего контроля конструкций из ПКМ.
ручной теневой ультразвуковой контроль, трёхслойные конструкции, клеевые соединения, полимерные композиционные материалы, чувствительность контроля, акустический контакт
1. Каблов Е. Н. Контроль качества материалов - гарантия безопасности эксплуатации авиационной техники. - Авиационные материалы и технологии. 2001. № 1. С. 3-8.
2. Каблов Е. Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года». - Авиационные материалы и технологии. 2015. № 1. С. 3-33.
3. Kablov E., Murashov V., Rumyantsev A. Diagnostics of Polymer Composites by Acoustic Methods. - Ultrasound. Kaunas: Tecnologija. 2006. No. 2. Р. 7-10.
4. Каблов Е. Н., Кириллов В. Н., Жирнов А. Д. и др. Центры для климатических испытаний авиационных ПКМ. - Авиационная промышленность. 2009. № 4. С. 36-46.
5. Далин М. А., Генералов А. С., Бойчук А. С., Ложкова Д. С. Основные тенденции развития акустических методов неразрушающего контроля. - Авиационные материалы и технологии. 2013. № 1. С. 64-68.
6. Мурашов В. В., Косарина Е. И., Генералов А. С. Контроль качества авиационных деталей из полимерных композиционных материалов и многослойных клееных конструкций. - Авиационные материалы и технологии. 2013. № 3. С. 65-70.
7. Мурашов В. В., Генералов А. С. Контроль многослойных клееных конструкций низкочастотными акустическими методами. - Авиационные материалы и технологии. 2014. № 2. С. 59-67.
8. Мурашов В. В., Лаптев А. С. Контактные жидкости для создания акустического контакта при ультразвуковом контроле многослойных конструкций из ПКМ. - Труды ВИАМ. 2015. № 8. С. 10.
9. Ермолов И. Н., Ланге Ю. В. Ультразвуковой контроль. - В кн.: Неразрушающий контроль / Справочник //Под общ. ред. В. В. Клюева. Т. 3.: М.: Машиностроение, 2006. - 864 с.
10. Ермолов И. Н., Алешин Н. П., Потапов А. И. Акустические методы контроля. - В кн.: Неразрушающий контроль / Практ. пособие / Под ред. В. В. Сухорукова. Кн. 2: - М.: Высш. шк., 1991. -283 с.
11. Aerospace recommended practice ARP5606 Composite Honeycomb NDI Reference Standards / SAE Aerospace. 2011. - 30 p.