Россия
В статье рассматривается проблема социальной и культурной адаптации, а также педагогиче- ской поддержки непрерывного личностного развития слабовидящих (незрячих) людей. Приводится краткий обзор различных аспектов указанной проблемы. Отмечается актуальность создания до- ступной среды для названной группы людей с ограниченными возможностями. Описываются психо- лого-педагогические закономерности, лежащие в основе проектирования среды развития личности, значимые компоненты среды (стимулы, процессуальные возможности, развивающее содержание коммуникации и деятельности), обеспечивающие процесс непрерывно возрастающего субъектного статуса человека в процессе его жизнедеятельности. Характеризуется специфика адаптации и ре- абилитации инвалидов, потерявших зрение на поздних этапах онтогененза. Выявляются особен- ности восприятия ими своего окружения, типичные для данной группы инвалидов эмоциональные переживания и специальные потребности. Определяется необходимость психолого-педагогической поддержки и внешней помощи слабовидящим (незрячим) людям, обладающим различным субъектным статусом. Решение заявленной проблемы расширения границ доступной для слабовидящих (незря- чих) людей среды авторы ищут в сфере туризма. Ими предлагается разрабатывать для инвалидов по зрению особый вид экскурсий – аудиоэкскурсии, позволяющие воссоздавать звуковую атмосфе- ру познания новых мест и культурных достопримечательностей. Рассматриваются качественные различия аудиоэкскурсии и аудиогида. Приводятся авторские рекомендации по проектированию аудиоэкскурсий для слабовидящих (незрячих) людей. Предлагается алгоритм технологии создания аудиоэкскурсии, состоящий из пяти шагов. Перечисляются необходимые условия для проектиро- вания аудиоэкскурсий: состав требуемых для реализации проекта специалистов и перечень мате- риально-технических средств. Подчеркивается социальная значимость деятельности по созданию аудиоэкскурсий для здоровых людей.
доступная среда, педагогическое проектирование, аудиоэкскурсия
1. Алексеенок А.А., Домбровская А.Ю. Инвалиды в структуре российского общества // Фундаментальные исследования. № 1, 2013. С. 656-659.
2. Жулковска Т. Некоторые обстоятельства построения идентичности инвалидов // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 89-97.
3. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
4. Калишевска К. Инвалиды в обществе знаний // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 97-106.
5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб: Изд-во РГПУ, 1998.
6. Моздокова Ю.С. Аспекты развития интеграции инвалидов в формировании субкультурной специфики // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 10. С. 31-36.
7. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012.
8. Ходякова Н.В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем: Дис. … док-ра пед. наук. Волгоград, 2013.
9. Brewer J. Enabling Environments / J. Brewer, A. Enders and others // World Report on Disability. - World Health Organization, The World Bank, 2011. 325 p.
10. Corn A.L. Foundations of Low Vision: Clinical and Functional Perspectives. 2nd Edition (Hardcover) / A.L. Corn, J.N. Erin // AFB Press, 2010. 976 p.
11. Jose R.T. Understanding Low Vision / R.T. Jose // AFB Press, 1983. 560 p.
12. Koenig A.J. Foundations of Education. Volume 2. Instructional Strategies for Teaching Children and Youth with Visual Impairments. 2nd Edition / A.J. Koenig, M.C. Holbrook // AFB Press, 2000. 870 p.