Статья посвящена особенностям законодательного регулирования подготовки кадров для сферы ре- креации и спортивно-оздоровительного туризма и оценки качества и уровня их подготовленности. Представлена схема функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квали- фикации кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Показаны механизмы взаимодействия системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с сообще- ством работодателей через профессионально-общественную аккредитацию и место профессиональ- ных стандартов в системе подготовки кадров. К таким механизмам можно отнести: совместное участие сообществ работодателей и разработчиков основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в подготовке и внедрении профессиональных стандартов; участие сооб- ществ работодателей в формировании основных и дополнительных профессиональных образователь- ных программ с учётом требований профессиональных стандартов; независимая оценка качества подготовленности выпускников в условиях проведения государственной итоговой аттестации и про- фессионально-общественной аккредитации сообществами работодателей. Рассмотрены особенности государственной и профессионально-общественной аккредитации. Показана актуальность внедрения механизмов профессионально-общественной аккредитации в систему подготовки, переподготов- ки и повышения квалификации кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Приведён анализ нормативно-правовых актов, определяющих категории кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма и установлены противоречия в нормативно-правовых актах, свидетельствующие об отсутствии единого понимания профессий сферы рекреации и спортивно-оз- доровительного туризма. Предложены первоочередные меры совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма с точки зрения совершенствования нормативно-правовых актов.
рекреация, спортивно-оздоровительный туризм, законодательство, образователь- ный стандарт, профессиональный стандарт, подготовка кадров, аккредитация, аттестация, ин- структор-проводник, экскурсовод, гид-переводчик
1. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Кобелева О.В. Процессы профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда в сфере обслуживания // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 1. С. 69-76.
2. Власова Т.И. Общественная и профессионально-общественная аккредитация в туристском образовании // Вестник Национальной академии туризма. 2013. № 2. С. 40-42.
3. Зырянов И.В. Что сдерживает развитие профессионально-общественной аккредитации? // Аккредитация в образовании. 2014. № 2 (70). С. 58-61.
4. Кириллова О. Профессионально-общественная аккредитация как ориентир управления основной профессиональной образовательной программой (ОПОП) // Качество образования. 2014. № 10. С. 44-50.
5. Кузин В.В. Концептуальные основы подготовки кадров по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» / В.В. Кузин, С.А. Гониянц, А.И. Исмаилов, В.Г. Щербаков // Теория и практика физкультуры. 2003. № 5. С. 47-49.
6. Павлов Е.А., Гониянц С.А. Подготовка кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. 2014. № 1. С. 12-18.
7. Смирнов Д.В. Результаты мониторинга актуальности действующих законодательных и нормативно-правовых актов // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 1. С. 6-31.