Тула, Тульская область, Россия
Качество образования как экономического блага может оцениваться доходностью человеческого капитала, сформированного в системе образования. Для научно обоснованной оценки качества высшего образования можно использовать величину оплаты труда выпускников вузов. Величина оплаты труда выпускников представлена в данных мониторинга трудоустройства выпускников, ведущегося Министерством образования и науки РФ. С учетом большой дифференциации оплаты труда по регионам и низкой подвижности рабочей силы представительная оценка качества образования — это отношение оплаты труда выпускников вузов к средней оплате труда по месту их трудоустройства. Эта оценка показывает, что качество образования в столичных регионах не является самым высоким в стране. Получение количественных оценок качества высшего образования создает основу для построения эффективных систем управления качеством.
качество, человеческий капитал, мониторинг трудоустройства, оплата труда.
Образование — это средство накопления человеческого капитала. Человеческий капитал, являющийся результатом подготовки работников в системе высшего образования, наряду с новыми технологиями служит важнейшим ресурсом, обеспечивающим развитие постиндустриальных экономических систем и их конкурентоспособность на мировых рынках [1, 2]. Для профессиональной оценки новых технологий, которые представляют собой объекты интеллектуальной собственности, существуют развитая нормативная база, система организаций, осуществляющих оценку, система надзора за их деятельностью, система подготовки кадров специалистов по оценке; результаты оценки могут быть оспорены в суде [3, 4]. Человеческий капитал как фактор развития экономики и обеспечения ее конкурентоспособности имеет приоритетное значение по отношению к новым технологиям [1, 2, 5]. Однако систем профессиональной оценки качества высшего образования, которое обеспечивает формирование человеческого капитала, в настоящее время не существует.
1. Checchi D. The Economics of Education: Human Capital, Family Background [Text] / D. Checchi. - Cambridge University Press, 2008.
2. Economics of Education [Text]; Edited by Dominic J. Brewer and Patrick J. McEwan. - Elsevier, 2010.
3. Patterson S. The Cost of Capital: Theory and Estimation First Edition [Text] / S. Patterson. - Praeger; First Edition, 1995.
4. Pratt S. Cost of Capital in Litigation: Applications and Examples 4th Edition [Text] / S. Pratt, R. Grabowski. - Wiley, 2010.
5. Westland C. Valuing Technology: The New Science of Wealth in the Knowledge Economy (Wiley Finance) [Text] / C. Westland. - Wiley, 2002.
6. Басовский Л.Е. Экономическая теория [Teкст] / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2010.
7. Басовский Л.Е. Экономика образования [Teкст] / Л.Е. Басовский, В.А. Панин. - М.: ИНФРА-М, 2014.
8. Басовская Е.Н. Качество образования: парадоксы, ошибки, концепции [Teкст] / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский // Экономика. - 2015. - Т. 3. - № 1. - C. 36-47. - DOI:https://doi.org/10.12737/7811
9. Савина И.В. Подходы и методы оценки качества высшего образования [Teкст] / И.В. Савина // Экономика. - 2015. - Т. 3. - № 2. - C. 37-40. - DOI:https://doi.org/10.12737/10842