сотрудник
Россия
В условиях глобализации и усиления международного сотрудничества в различных сферах деятельности владение иностранными языками выступает неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих специалистов. Особую важность приобретает развитие коммуникативных навыков, играющих ключевую роль в формировании исследовательских компетенций студентов. Коммуникативная составляющая обучения иностранному языку способствует как улучшению языковых навыков, так и развитию критического мышления, способности к анализу и синтезу информации, а также умению эффективно взаимодействовать в межкультурной среде. Актуальность проблемы связана с повышенными требованиями к профессиональным и личностным качествам выпускников вузов. Современные образовательные стандарты требуют от специалистов не только глубоких знаний в своей профессиональной области, но и способности к проведению научных исследований, публикации результатов и участию в исследованиях на международном уровне. В этом контексте изучение иностранного языка становится важным инструментом, позволяющим студентам успешно интегрироваться в глобальное научное сообщество. Цель исследования состоит в определении коммуникативной составляющей исследовательских компетенций студентов в процессе изучения иностранного языка. Методы исследования включают анализ и синтез научной литературы по теме, опрос и качественные методы оценки результатов. Результаты исследования показали наличие четырех типов коммуникаторов и предпосылок ведения научно-исследовательской деятельности (НИД) для каждого из них. Активность, стабильность, доброжелательность наравне с осторожностью определяют не только развитие исследовательских компетенций студентов, но и эффективность НИД. Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании влияния определенного набора характеристик студентов на развитие их исследовательских компетенций в процессе изучения иностранного языка. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выделенных типов коммуникаторов в качестве ориентиров для интеграции профессиональной языковой подготовки и развития исследовательских компетенций студентов.
высшее образование, коммуникативные навыки, исследовательские компетенции, иностранный язык
1. Ахияров К.Ш. Российская академия образования: проблемы психолого-педагогической науки в условиях модернизации образования и тенденции ее развития [Текст] / К.Ш. Ахияров // Образование: традиции и инновации. — 2012. № 1. — С. 14–18. EDN: https://elibrary.ru/KSPPWJ
2. Брызгалова С.И. Обобщение массового опыта организации исследовательской деятельности студентов педагогических вузов [Текст] / С.И. Брызгалова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. — 2006. — № 11. С. 57–64.
3. Елисеева Л.В. Формирование профессиональных качеств у слушателей вузов МВД России (на прим. обучения иностр. яз.) [Текст] / Л.В. Елисеева. — СПб.,1998. — 179 с.
4. Ишкова А.Э. Развитие исследовательской компетентности педагогов и учащихся в рамках начального и среднего профессионального образования [Текст] / А.Э. Ишкова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 2. С. 344–351. EDN: https://elibrary.ru/PXROYB
5. Кармова М.Р. Методологические подходы к изучению феномена коммуникативной компетенции [Текст] / М.Р. Кармова, М.В. Логина // МНКО. — 2024. — № 1. С. 558–561. DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2024-1104-558-561; EDN: https://elibrary.ru/WLDHFH
6. Лаптев В.В. Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук. Анализ опыта университетов Европы и России [Текст] / В.В. Лаптев. — СПб.: Изд-во филологического факультета СПбГУ, 2006. — С. 35–38. EDN: https://elibrary.ru/RSWRAP
7. Ложкина Н.А. Определение понятия «инвариантные компетенции» [Текст] / Н.А. Ложкина // Доклады ТСХА. 2019. — С. 176–180. EDN: https://elibrary.ru/ZAGQKT
8. Набиева Е.В. Исследовательская компетентность как условие профессионального роста учителя [Текст] / Е.В. Набиева // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. — 2014. — № 3. — С. 269–287. EDN: https://elibrary.ru/TUCEIV
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с. EDN: https://elibrary.ru/RAXVCB
10. Сабирова Э.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы [Текст] / Э.Г. Сабирова, В.Г. Закирова. Казань: Изд-во КФУ, 2015. — С. 167.
11. Хлыбова М.А. Формирование научно-исследовательской компетенции у магистров и аспирантов в процессе обучения иностранному языку [Текст] / М.А. Хлыбова // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. № 58-2. — С. 272–275. EDN: https://elibrary.ru/YSTXCM
12. Холодцова И.И. Учебно-исследовательская деятельность как средство профессиональной ориентации старшеклассников [Текст] / И.И. Холодцова. — М., 2007. — 205 с.
13. Хуторской А.В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов / А.В. Хуторской. — М.: Юрайт, 2021. — 406 с.
14. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Шамов. — М.: Восток-Запад, 2008. — 253 c. EDN: https://elibrary.ru/QTZZVN



