Россия
В статье рассматривается проблема формирования системы ценностей у младших школьников. Также обосновывается потенциал изобразительного искусства как эффективного средства воспитания, акцентируя внимание на необходимости комплексного подхода. В качестве основного педагогического инструментария предлагается использовать средства изобразительного искусства (живопись, графику), интегрированные во внеурочный процесс. Ключевым фактором успешности процесса определяется создание единой воспитательной среды через партнерское взаимодействие педагогов и родителей. Статья написана в рамках выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг (выполнение работ) на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка модели родительского просвещения в учреждениях начального и основного общего образования».
система ценностей, младшие школьники, воспитание, изобразительное искусство, дидактические игры, электронная игра-лото, педагогическое сотрудничество, родительское сообщество, партнерство семьи и школы
1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 1. – М.: Амрита, 2010. – 288 с.
2. Вентцель К.Н. Педагогика творческой личности. К.Н. Вентцель. — Москва: Издательство Юрайт, 2025.
3. Габриелян И.Р. К вопросу повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в работе с детьми первой ступени обучения // Символ науки, 2022 №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-povysheniya-effektivnosti-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly-v-rabote-s-detmi-pervoy-stupeni-obucheniya (дата обращения: 25.08.2025). EDN: https://elibrary.ru/NOPXNO
4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: (Монография) / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 188 с. EDN: https://elibrary.ru/WBSJXL
5. Лагутина Н.Ф. Воспитание ценностных ориентиров «доброта» и «красота» у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия педагогов детского сада и семьи: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 —Общая педагогика, история педагогики — Моск. гос. университет, Москва, 2015. — 240 с. EDN: https://elibrary.ru/IUJUAU
6. Повышение квалификации учителей начальных классов по подготовке к реализации программы развития социальной активности обучающихся «Орлята России»: учебно-методический комплекс/ под ред. А.В. Джеуса; авт.-сост.: Л.В. Спирина, В.В. Грищенко, О.А. Винокурова, Ю.А. Аракелян, Л.В. Бибикова, О.Е. Волкова, Н.А. Колобова, Е.Ю. Писарева, Ю.А. Федотова. – Ставрополь: Сервис-школа, 2022. – 344 с.
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) Ссылка на документ: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/.
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676). Ссылка на документ: https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/\.
9. Савельева Е.А. Добровольческая деятельность как способ развития личностных качеств у младших школьников / Е.А. Савельева // Развитие социальной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности: Методические разработки внеурочных занятий по реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». – Сибай: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Издательский Дом «Республика Башкортостан», 2024. – С. 54-57. EDN: https://elibrary.ru/OHVGVH
10. Савельева Е.А. Развитие личностных качеств у младших школьников средствами добровольческой деятельности / Е.А. Савельева // Теория и практика развития социальной активности детей и молодёжи: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 30 ноября 2024 года. – Сибай: Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан Издательский Дом «Республика Башкортостан», 2024. – С. 72-74. EDN: https://elibrary.ru/CKICEO
11. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023664285 Российская Федерация. Арт-лото «Живопись Адии Ситдиковой башкирские мотивы, рожденные кистью»: № 2023663238: заявл. 23.06.2023: опубл. 03.07.2023 / Е.А. Савельева, В.М. Сорокина, К.И. Aглиуллина, А.А. Буланкин; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».
12. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020611561 Российская Федерация. Игра арт-лото «Истоки коллекции Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова»: № 2019667834: заявл. 31.12.2019: опубл. 04.02.2020 / Е.А. Савельева, В.М. Сорокина, А.А. Буланкин и др.; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201212300007.
14. Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Ссылка на документ: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919.
15. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Ссылка на документ: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/405579061/.
16. Яковлев С.В. Воспитанность как социокультурная идентичность систем ценностей базовой культуры личности и традиционной культуры общества // Журнал педагогических исследований, Том: 9. № 1. 2024. С. 54-68.
17. Яковлев С.В. Тьютор как субъект воспитания ценностных оснований личности школьников // Педагогическое образование и наука. № 7. 2008. С. 33-35. EDN: https://elibrary.ru/JVCEKD
18. Яковлев С.В. Эффект накопительного действия ценностей культуры на формирующееся мировоззрение личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. № 1. 2008. С. 129-132. EDN: https://elibrary.ru/KUXABP



