ЭКСПРЕССИВИЗАЦИЯ МЕДИЙНОГО ТЕКСТА КАК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены некоторые проблемы языковой и стилевой экспрессивности медийных текстов с точки зрения философии гедонизма в СМИ. Это важнейшая коммуникативная стратегия, прямо влияющая на стиль медийных текстов. Рассмотрены также примеры развлекательных материалов в западной прессе, соотношение стандарта и языковой игры в структуре медийных текстов. Сделаны выводы о принципиальной амбивалентности гедонизма как медийного явления и коммуникативной стратегии, о противоречивости языковых экспериментов в сегодняшней журналистике.

Ключевые слова:
экспрессия, гедонизм, стандарт, новация, терминология, медийный текст, метафора, ирония, развлекательность.
Текст

Экспрессия давно стала доминантой коммуникативного процесса в средствах массовой информации (СМИ), что обусловило интерес к приемам и способам экспрессивизации медийных текстов (далее — МТ) [2; 11]. В современных СМИ язык общения, как известно, становится менее формальным и более игровым, что подчас связывают с распространением постмодернистского мирочувствования, хотя, думается, тенденция имеет более глобальный характер.

Материалы отечественных и зарубежных массмедиа свидетельствуют о многолетнем плодотворном взаимодействии модного тренда (гедонизм, языковая игра) и традиционного баланса стандарта и новации в МТ. Журналисты всегда стремились уравновесить стандартные темы, избитые выражения, композиционные клише, жанровые стереотипы каким-либо элементом выразительности, чтобы сделать тексты более выразительными, привлекательными, «продаваемыми» [5, с. 68]. Игра с читателем, прецедентность, максимальная эстетизация информационного сообщения — вот показатели эволюции современного коммуникативного акта в СМИ, коррелирующего с модой на информационную развлекательность. Здесь наблюдаются серьезные издержки языковых новаций, хотя говорить о разрушении основ литературного национального языка преждевременно.

Игровые лингвокультурологические явления после появления Интернета стремительно проникают в язык средств массовой коммуникации (СМК), отражая процессы медийной глобализации как унификации норм, с одной стороны, и борьбы со стандартом, с другой. В эпоху постмодерна многие известные стратегии медийной коммуникации подкрепляются запросом рынка, жаждой «веселого потребительства», например, удовольствия при чтении МТ. Еще более велика доля инфотейнмента в электронных СМИ, особенно в телепередачах. Визуализация стала законом коммуникации, картинка часто вытесняет слово, чтение подменяется беглым просмотром, «сканированием» смысла. Усилия практиков медиаобразования пока дают скромные результаты [3, с. 8].

Список литературы

1. Бодрийар Ж. Реквием по массмедиа [Текст] / Ж. Бодрийар // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской академии наук. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. - 118 с.

2. Добросклонская Т. Медиатекст: теория и методы изучения [Текст] / Т. Добросклонская // Вестник Моск. ун-та. - 2003. - № 2.

3. Дробович А.Э. Верификация инструментов дискурса об удовольствии: о происхождении и значении термина «гедонизм» [Текст] / А.Э. Дробович // Концепт. - 2013. - № 10.

4. Кубрякова Е.С. Неология: проблемы и перспективы [Текст] / Е.С. Кубрякова // Проблемы английской неологии: материалы науч. конф. (М., 29 янв. 2002 г.). - М., 2002. - С. 5-11.

5. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества [Текст] / А.В. Костина. - М., 2005. - С. 43.

6. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология [Текст] / В.В. Красных. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 296 с.

7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 384 с.

8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 2001. - 384 с.

9. Новейший философский словарь [Текст] / под ред. А.А. Грицанова. - Минск, 1999.

10. Семенова М.Ю. Новейшие англицизмы в современном русском языке (на материале публикаций в СМИ) [Текст] / М.Ю. Семенова // Филологический вестник Ростовского госуниверситета. - 2003. - № 3.

11. Хорольский В.В. Неологизмы в современной англоязычной публицистике и их стилистические функции [Текст] / В.В. Хорольский // Неродные языки в учебных заведениях. Материалы науч. конф. - Вып. 5. - Воронеж, 2000.

12. Хорольский В.В. Социокультурные аспекты глобализации массмедиа Запада [Текст] / В.В. Хорольский. - Воронеж, 2009. - 248 с.

13. Шкловский В.Б. О теории прозы [Текст] / В.Б. Шкловский. - М.: Круг, 1925. - С. 7-20.

Войти или Создать
* Забыли пароль?