с 01.10.2008 по настоящее время
Россия
В статье приводятся примеры использования методов начертательной геометрии в живописи. Рассматривается знаменитый учебник Гаспара Монжа «Начертательная геометрия» на предмет использования его в качестве учебника для художников. Даются цитаты из учебника Монжа, относящиеся к искусству. Делается вывод о том, что начертательную геометрию необходимо изучать в гораздо большем объеме, чем это принято в настоящее время.
начертательная геометрия, искусство, живопись.
Еще до создания Гаспаром Монжем начертательной геометрии художники обладали значительными сведениями о проекционных методах, особенно о методах построения перспективы. Разработка теоретических основ искусства началась в Италии в 1-й половине XV в. Уже в середине века появляются первые трактаты: Леона Батиста Альберти «О живописи» (1436) и «О статусе» (1464), Пьеро де Франческа «О живописной перспективе» (1484–1487). В трудах величайших художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехта Дюрера — заложены основные теоретические положения, которыми должны руководствоваться художники при построении перспективных изображений. Так, великий немецкий художник, график и гравер, ученый Альбрехт Дюрер дал правила построения перспективы, связав ее с методом ортогональных проекций.
Дюрера привлекали геометрия и теория перспективы. Все творчество Дюрера проникнуто математикой. Об этом говорит не только геометрическая правильность изображения пространства и соразмерность предметов на его картинах, гравюрах и рисунках, но и рассуждения в его трудах. Он с молодости искал точную формулу прекрасного, уверенный, что с помощью числовых отношений и геометрических построений можно добиться совершенства в художественном изображении.
Дюрер является одним из крупнейших математиков Европы XV — начала XVI в. Заслуги художника в области геометрии столь велики, что его называют первым по времени выдающимся геометром Германии.
Первые рукописные наброски Дюрера относятся к 1507–1512 гг. Дюрер задумал сначала написать трактат, в котором должно было быть заключено все, относящееся к воспитанию и обучению образованного и всесторонне развитого художника. Рукописные наброски тех лет сохранили план всего сочинения и отдельных частей, а также отрывки о живописи, перспективе, архитектуре.
Составленный позднее план включает, кроме имеющих непосредственно к художникам вопросов, и такие, которые, как мы увидим, впоследствии разрабатывал Г. Монж: архитектура, перспектива, светотень, цвет.
Дюрер счел необходимым издать сначала пособие по геометрии и перспективе, ибо опасался, что без такого пособия его теория пропорций будет непонятна немецким художникам, не имеющим достаточной подготовки. В 1525 г. был опубликован трактат «Руководство к измерению». Помимо теории линейной перспективы, здесь изложены основы классической геометрии, затронуты вопросы оптики, астрономии, некоторые математические проблемы.
Дюрер первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником XVI в., оставившим после себя литературное наследие.
1. Иванов Г.С. Перспективы начертательной геометрии как учебной дисциплины // Геометрия и графика. М: ИНФРА-М, 2013. Т. 1. Вып. 1. С. 26-27.
2. Иванов Г.С. Теоретические основы начертательной геометрии: Учеб. пособие. М.: Машиностроение, 1988.
3. Ищенко А.А. К вопросу о необходимости преподавания начертательной геометрии и графики для химиков и химиков-технологов // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. Вып. 2. С. 6-7.
4. Матвиевская Г.П. Альбрехт Дюрер - ученый. 1471-1528. М.: Наука, 1987.
5. Монж Г. Начертательная геометрия. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947.
6. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
7. Рынин Н.А. Значение начертательной геометрии и сравнительная оценка главнейших ее методов. Петроград: Изд-во Ю.Н. Эрлих, 1907.
8. Якунин В.И., Иванов Г.С. Судьбу начертательной геометрии должны определять специалисты // Современные проблемы информатизации геометрической и графической подготовки инженеров. Саратов, 2007. С. 3-7.