Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья представляет результаты исследования взаимосвязи готовности к работе в условиях многозадачности и результативности подготовки будущих специалистов (медиков и психологов), а также успешности деятельности экстремальных добровольцев. Методологию исследования составил субъектно-деятельностный психологический подход. Предмет исследования – готовность субъекта к работе в условиях многозадачности. Цель – изучить готовность к работе в условиях многозадачности как предиктор успешности профессиональной деятельности в различных направлениях. Методы: психологическое тестирование по опроснику оценки склонности к многозадачности деятельности в экстремальных условиях В.Е. Петрова, экспертное оценивание, анализ академической успеваемости. Выборка – 301 человек (студенты Тверского государственного медицинского и Московского государственного психолого-педагогического университетов, экстремальные добровольцы). Обработка эмпирических данных предполагала применение описательной статистики, частотного, корреляционного и регрессионного анализов, оценку различий в группах. В исследовании установлено, что стоматологи и экстремальные добровольцы в большей степени ориентированы на многозадачность деятельности, чем педиатры и психологи. Регрессионный анализ подтвердил влияние готовности к работе в условиях многозадачности и ее парциальных слагаемых на успешность текущей учебной и будущей профессиональной деятельности. Большое влияние на продуктивность деятельности оказывает склонность к многозадачности у психологов служебной деятельности и экстремальных добровольцев. Результаты позволяют учитывать готовность субъекта к функционированию в режиме мультизадачности и многопрофильности как в образовательном процессе вузов, так и при психологическом сопровождении экстремального добровольчества.
многозадачность; мультизадачность; когнитивная лабильность; трудовой гедонизм; направленность на многообразие; распределенный самоконтроль; успешность деятельности; экстремальное добровольчество.
Введение. Происходящее в настоящее время усложнение содержания и процесса профессиональной деятельности, изменение системы оценки труда, трансформация технологического развития информационного общества выводят на первый план новые ключевые личностные факторы успеха, среди которых особое место отводится продуктивности работы и управлению ресурсами личности, способности функционирования в режиме многозадачности (многофункциональности, мультизадачности, многопрофильности).
В ряде публикаций показана динамика множественности и одновременности выполнения ряда трудовых операций как условия личной эффективности (В.А. Емелин, Г.У. Солдатова [5], Т.С. Сливин, М.И. Кузнецов [10], Д.В. Юмашева, Ю.А. Басангова [14] и др.). Неопределенность, многообразие, «напряженная одновременность» охватывают как традиционные направления деятельности – врачебное дело, педагогическая деятельность, социальная работа, правоохранение, инженерия и другие, так и достаточно редкие, например, участие в боевых действиях и экстремальном добровольчестве. Перечень актуальных профессионально важных качеств дополняется готовностью субъекта к деятельности в условиях многозадачности [8, 10, 12 и др.].
В современных исследованиях в области менеджмента персонала и психологии управления отмечается, что способность работника оперативно и систематически переключаться между одновременным выполнением нескольких задач не добавляет производительности труда, но является личностным предиктором успешности в определенных видах деятельности [2, 7, 13 и др.]. Невозможность совместить несколько дел одновременно связывают, в первую очередь, с когнитивными проблемами субъекта [10, 16 и др.]. С различными аспектами «напряженной одновременности» связывается повышенная вероятность снижения продуктивности и качества деятельности, генерализация стресса и симптомов эмоционального выгорания [6, 7, 15 и др.].
Ограниченность подходов в области изучения проблемы оценки психологических аспектов мультизадачности и неопределенности труда, влияния готовности к работе в условиях многозадачности на успешность профессиональной деятельности в различных направлениях обусловила актуальность проведенного в 2024-2025 гг. научного исследования.
Методика исследования. Цель исследования – изучить готовность к работе в условиях многозадачности как предиктор успешности профессиональной деятельности в различных направлениях. Гипотезами выступали предположения о том, что: 1) готовность к работе в условиях многозадачности отличается у будущих врачей (педиатров, стоматологов), психологов и действующих экстремальных добровольцев; 2) готовность к работе в условиях многозадачности предопределяет успешность учебной деятельности; 3) готовность к работе в условиях многозадачности детерминирует успешность профессиональной деятельности по предназначению. Методологию исследования составил субъектно-деятельностный психологический подход. В основу представления склонности субъекта к многозадачности деятельности была положена четырех компонентная модель В.Е. Петрова – когнитивная лабильность – трудовой гедонизм – направленность на многообразие деятельности – распределенный самоконтроль [8]. Использовались: психологическое обследование по опроснику оценки склонности к многозадачности деятельности в экстремальных условиях В.Е. Петров (форма Х-80 [8]), экспертное оценивание, анализ академической успеваемости. Выборка исследования: 301 человек (группа 1 – студенты (специальность «Педиатрия»; Тверской государственный медицинский университет) – 110 чел., 41 муж., 69 жен., возраст – 19,6±1,8 лет; группа 2 – студенты (специальность «Стоматология»; Тверской государственный медицинский университет) – 101 чел., 16 муж., 85 жен., возраст – 19,7±1,4 лет; группа 3 – студенты (специальность «Психология служебной деятельности»; Московский государственный психолого-педагогический университет) – 48 чел., 3 муж., 45 жен., возраст – 19,9±1,9 лет; группа 4 – экстремальные добровольцы, заключившие срочные контракты в установленном порядке с Минобороны России, – 42 чел., муж., возраст – 26,1±3,2 лет, продолжительность пребывания в экстремальных условиях – 9,5±2,1 месяцев). Экспертное оценивание осуществлялось по 9-балльной шкале по критериям многозадачности и успешности деятельности (эксперты – педагоги-практики, руководители). Обработка эмпирических данных предполагала применение описательной статистики, частотного, корреляционного (Ч. Спирмен) и регрессионного анализов, оценку межгрупповых различий (U-критерий Манна-Уитни). Расчеты проводились в статпакете SPSS 13.0 for Windows.
Результаты исследования и их обсуждение. Данные психологического обследования были оценены на полноту и достоверность сведений. Валидных протоколов оказалось 278 единиц (n1=96; n2=98; n3=42; n4=42). Все измеренные показатели были приведены к 9-балльной шкале. Для этого в качестве частной задачи исследования было решено уточнить нормативные данные к опроснику оценки склонности к многозадачности деятельности в экстремальных условиях (таблица 1). Установлено, что полученные сведения несколько отличаются от используемых в психодиагностической практике [8].
Таблица 1 – Нормативные данные показателей опросника оценки склонности к многозадачности деятельности в экстремальных условиях
|
Шкала |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
|
Когнитивная лабильность |
25,243 |
4,565 |
|
Трудовой гедонизм |
23,973 |
6,040 |
|
Направленность на многообразие |
27,375 |
7,578 |
|
Распределенный самоконтроль |
18,412 |
3,525 |
|
Валидность протокола |
5,186 |
2,006 |
Для уточнения методов математико-статистической обработки данных обследования оценен характер распределения всех показателей. Поскольку распределения отличались от нормального, то это предопределило использование непараметрических критериев обработки данных (рисунок 1).

Рисунок 1 – Распределение показателя «Направленность на многообразие деятельности»
Для оценки межгрупповых различий готовности к работе в условиях многозадачности применен U-критерий Манна-Уитни (таблица 2). Установлено, что в наибольшей степени на многозадачность деятельности ориентированы стоматологи и экстремальные добровольцы. Однако добровольцы обладают исключительной степенью выраженности распределенного самоконтроля (в сравнении с иными группами участников), что согласуется с точкой зрения О.А. Башевой, А.В. Невского, Н.С. Ворониной [1], H. Bailey, L. Kaplan [15]. По нашему мнению, это объясняется содержанием профессиональной деятельности: добровольцы должны быть готовы одновременно выполнять множество функций – управлять транспортным средством, оказывать первую медицинскую помощь, выполнять боевые задачи, обслуживать технику, организовывать быт и т.п., стоматологи – проводить профилактические осмотры, осуществлять чистку зубов, лечение зубов и дёсен, протезирование, имплантацию и т.п. Достаточно оперативное переключение с одной профессиональной задачи на другую не должно вызывать у субъекта психического напряжения, дезадаптивные формы поведения или снижать качество работы.
Таблица 2 – Оценка различий готовности к работе в условиях многозадачности в различных профессиональных группах
|
Шкала Группы |
Когнитивная лабильность |
Трудовой гедонизм |
Направленность на многообразие |
Распределенный самоконтроль |
|
1/2 |
– 4177,0 / ,172 |
– 4367,5 / ,382 |
– 4228,0 / ,219 |
+ 4163,0 / ,160 |
|
1/3 |
+ 1714,5 / ,157 |
+ 1048,5 / ,000 |
+ 1577,5 / ,040 |
+ 1354,0 / ,002 |
|
1/4 |
– 1544,0 / ,026 |
– 1873,5 / ,502 |
– 1903,0 / ,598 |
– 858,5 / ,000 |
|
2/3 |
+ 1531,5 / ,015 |
+ 1015,5 / ,000 |
+ 1433,5 / ,004 |
+ 1641,0 / ,053 |
|
2/4 |
– 1827,0 / ,287 |
+ 2056,0 / ,993 |
+ 1968,5 / ,681 |
– 808,0 / ,000 |
|
3/4 |
– 540,0 / ,002 |
– 443,0 / ,000 |
– 650,5 / ,036 |
– 182,0 / ,000 |
Условные обозначения: в таблице приводятся значения U-критерия Манна-Уитни / уровень значимости. Знак «+» указывает на то, что показатели в первой группе выше, чем во второй, знак «–» – свидетельствует об обратном.
Психологи демонстрируют максимальную ригидность в деятельности (т.е. исключается мультизадачность режима труда), даже в сравнении с педиатрами. Так, для последних значим трудовой гедонизм, получение удовольствия от разнообразия деятельности, постоянной смены функционала, например, с плановых медицинских осмотров детей на их вакцинацию, с диагностики заболеваний на их лечение, с консультирования детей и родителей на профилактику.
Обобщая результаты сравнительного анализа можно подтвердить различия в готовности к работе в условиях многозадачности у будущих врачей (педиатров, стоматологов), психологов и действующих экстремальных добровольцев. Однако, поскольку у нас не было возможности оценить динамику развития готовности к работе в условиях многозадачности в начале обучения, то сделать вывод о том, что предопределило полученные результаты – повлияло обучение в вузе в течение 2-3 лет или обучающиеся изначально имели подобную склонность – нельзя. В этом видится потенциал будущих научных изысканий.
Для оценки влияния готовности к работе в условиях многозадачности на успешность учебной деятельности проведен корреляционный и регрессионный анализы (n=236). Статистически значимые корреляционные связи академической успеваемости на общей выборке обучающихся и характеристик готовности к работе в условиях многозадачности (р≤0,001) позволяют предположить соответствующее влияние. В регрессионном анализе зависимой переменной выступила академическая успеваемость, а независимыми – слагаемые указанной готовности (таблица 3).
Таблица 3 – Параметры корреляции и регрессионной модели оценки влияния готовности к работе в условиях многозадачности на успешность обучения
|
Шкала |
Стандартизированный коэффициент |
p |
Rs |
|
Когнитивная лабильность |
0,165 |
0,009 |
0,553** |
|
Трудовой гедонизм |
0,270 |
0,000 |
0,451** |
|
Направленность на многообразие |
0,330 |
0,000 |
0,503** |
|
Распределенный самоконтроль |
0,085 |
0,116 |
0,326** |
Условные обозначения: ** – уровень значимости 0,001.
Качество линейной регрессионной модели достаточно высоко (детерминация составляет 45,1%). Несмотря на наличие статистически значимых корреляций, влияние показателя «Распределенный самоконтроль» в указанной модели оказалось сниженным (р≤0,116). В качестве объяснения это факта можно предположить, что условия обучения в современном вузе априори предполагают императив в организации учебного процесса. Обучающийся, хочет он этого или нет, вынужден оперативно переключаться при выполнении различных учебных задач, соответствовать многочисленным требованиям к освоению образовательных программ. К подобным выводам приходят в своих исследования Е.С. Плотникова [9], Н.Ю. Тарабрина, Е.Ю. Грабовская, Ю.В. Краев [11].
Для оценки влияния готовности к работе в условиях многозадачности на успешность профессиональной деятельности по предназначению проведен корреляционный анализ (таблица 4). По его результатам сформированы частные линейные регрессионные модели прогнозирования успешности деятельности (для обучающихся – как специалистов-практикантов по соответствующему направлению, для добровольцев – как лиц, в полном объеме и качественно выполняющих добровольческие функции).
Таблица 4 – Параметры регрессионных моделей оценки влияния готовности к работе в условиях многозадачности на успешность профессиональной деятельности по предназначению
|
Шкала |
Стандартизированный коэффициент (уровень значимости) |
|||
|
Педиатр |
Стоматолог |
Психолог |
Доброволец |
|
|
Когнитивная лабильность |
0,078 (0,490) |
0,095 (0,313) |
0,341 (0,012) |
0,410 (0,019) |
|
Трудовой гедонизм |
0,273 (0,014) |
0,088 (0,334) |
0,269 (0,032) |
0,327 (0,043) |
|
Направленность на многообразие |
0,304 (0,009) |
0,260 (0,005) |
0,334 (0,014) |
0,433 (0,008) |
|
Распределенный самоконтроль |
0,009 (0,925) |
0,055 (0,486) |
0,239 (0,042) |
0,425 (0,010) |
|
Детерминация |
30,6 |
16,2 |
54,2 |
69,1 |
Установлено, что наиболее точное оценивание успешности деятельности возможно на основе регрессионных моделей, предназначенных для экстремальных добровольцев (детерминация 69,1%) и психологов (54,2%). Соответствующие уравнения представлены всеми четырьмя парциальными характеристиками готовности к работе в условиях многозадачности. В уравнениях, ориентированных на педиатров и стоматологов, значимыми оказались два («Трудовой гедонизм», «Направленность на многообразие») и один («Направленность на многообразие») показателя. Подобные результаты можно объяснить тем, что:
1) врачебная деятельность многогранна и предопределена гораздо большим спектром профессионально важных качеств (А.Р. Булгина, Н.А. Дышниева, И.Л. Фельдман и др.). Ведущими можно считать духовно-культурный потенциал (А.Р. Булгина, Н.А. Дышниева [2]), , коммуникативная компетентность (И.Л. Фельдман [12]), самоотношение (А.Н. Воронин, Е.Л. Наколаев [3], готовность к профессионально-личностному развитию (Л.Х. Газгиреева и др. [4]). Однако указанный перечень является далеко не исчерпывающим;
2) опросник оценки склонности к многозадачности деятельности в экстремальных условиях изначально создавался для изучения особенностей личности субъекта, включенного в экстремальность (функционал психолога служебной деятельности и экстремального добровольца напрямую связан с измеряемым диагностическим конструктом);
3) распределения показателей функции и аргументов хотя и близки, но не соответствуют закону нормального распределения.
В целом полученные результаты подтверждают значимость готовности к деятельности в условиях многозадачности для специалистов различных направлений. Данные настоящего исследования согласуются со сведениями, представленными в публикациях А.В. Шмакова [13], Д.В. Юмашевой, Ю.А. Басанговой [14], J. Naish [16], указывая на его научность и достоверность.
Таким образом, в выборке исследования отмечена существенная вариативность склонности субъектов к работе в условиях многозадачности. Указанная особенность личности тесно связана с успешностью как учебной, так и профессиональной деятельности. Экстремальное добровольчество, как и деятельность стоматологов во многом детерминируются готовностью субъекта оперативно переключаться при решении различных задач, совмещать реализацию нескольких трудовых функций. Расширяя значимость результатов исследования феноменологии многозадачности, следует подчеркнуть тенденцию ко все большему распространению подобного режима в профессиональной деятельности. Например, стоматолог в малой клинике (стоматологическом кабинете) встречает пациента как администратор, заключающий договор, а в лечении, при необходимости, выступает и терапевтом, и рентгенологом, и хирургом, и протезистом. Многозадачной / многопрофильной стала современная офтальмология: во время поликлинического приема врач-офтальмолог за ограниченное время проводит высокотехнологичное аппаратное обследование пациента с использованием 4-5 приборов, делает расшифровку результатов, производит назначение, заполняет документацию, а в дальнейшем выполняет высокотехнологичные хирургические операции на органах зрения. В «мультипрограммном режиме» работают и кардиологи, совмещающие функции врача-терапевта, врача УЗИ, специалиста ЭКГ-диагностики. Работу в поликлинике, в том числе в качестве участкового врача на вызовах, в стационаре, прием в частных клиниках, преподавание в организациях среднего и высшего медицинского образования также можно рассматривать как проявление многозадачности в деятельности современного врача. Универсальности и склонности к мультизадачности требуют от субъекта труда практически все современные профессии. Однако далеко не каждый специалист готов реализовать свой многофункциональный потенциал в действительности. Именно поэтому готовность к работе в условиях многозадачности следует рассматривать как предиктор успешности профессиональной деятельности.
Выводы. Готовность субъекта к работе в условиях многозадачности следует рассматривать как базовое слагаемое успешности в различных видах профессиональной деятельности. Необходимо учитывать склонность обучающихся к работе в условиях многозадачности в образовательном процессе вузов, создавать обучающе-развивающую среду с опорой на переключение действий, внимания и заданий, вариативность и сочетаемость выполнения учебных задач. Оценку склонности к функционированию в режиме мультизадачности следует включать в ассесмент-технологии, в первую очередь, в профессиях с высокой динамикой трудового процесса, экстремальностью, полифакторностью и неопределенностью деятельности. Результаты исследования вносят существенный вклад в совершенствование деятельности практических психологов. Они могут быть использованы при психологическом сопровождении образовательного процесса и экстремального добровольчества.
1. Башева О.А., Невский А.В., Воронина Н.С. Отличительные характеристики организованного спасательного волонтерства в России // Регионология. 2023. Т. 31. № 3 (124). С. 564-583. DOI:https://doi.org/10.15507/2413-1407.124.031.202303.564-583.
2. Булгина А.Р., Дышниева Н.А. Особенности формирования личности врача // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2019. Т. 9. № 10. С. 442-448.
3. Воронин А.Н., Николаев Е.Л. Психологическое исследование личности врача в отношении к профессиональной деятельности // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 79-85.
4. Газгиреева Л.Х., Газгиреева А.А., Газгиреева М.А. Социально-философский анализ проблемы совершенствования профессиональных навыков будущего врача-стоматолога: деонтологический аспект // Сервис plus. 2024. Т. 18. № 1. С. 128-136. DOI:https://doi.org/10.5281/zenodo.10968291.
5. Емелин В.А., Солдатова Г.У. Феномен многозадачности в контексте культурно-исторических трансформаций и растущей сложности в информационном обществе // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 3. С. 4-22. DOI:https://doi.org/10.11621/vsp.2021.03.01.
6. Вахнина В.В., Калиниченко И.А., Костина Л.Н., Марьин М.И. Особенности реализации ситуационного подхода в профессиональной подготовке и повышении квалификации психологов органов внутренних дел // Психология обучения. 2018. № 8. С. 5-18.
7. Костина Л.Н., Котенев И.О., Дворниченкова Ю.В. Об изменениях индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции Российской Федерации, исполняющих обязанности в особых условиях служебной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 64-67. DOI:https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-64-67.
8. Петров В.Е. Исследование склонности к многозадачности как предиктора мотивации участия в экстремальном добровольчестве // Человеческий капитал. 2025. № 01 (193). С. 113-121. DOI:https://doi.org/10.25629/HC.2025.01.12.
9. Плотникова Е.С. Самоконтроль поведения как фактор самоэффективности студентов вуза // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2024. № 2 (55). С. 104-110. DOI:https://doi.org/10.24412/2227-1384-2024-255-104-110.
10. Сливин Т.С., Кузнецов М.И. Цифровая многозадачность в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-2. С. 331-334.
11. Тарабрина Н.Ю., Грабовская Е.Ю., Краев Ю.В. Психологические особенности личности студентов разных специальностей // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. Т. 15. № 1. С. 59-66. DOI:https://doi.org/10.14526/2070-4798-2020-15-1-59-66.
12. Фельдман И.Л. Особенности профессионального становления студента-медика // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 404-412.
13. Шмаков А.В. Экспериментальная оценка воздействия многозадачности на производительность труда // Terra Economicus. 2024. Т. 22. № 4. С. 75-86. DOI:https://doi.org/10.18522/2073-6606-2024-22-4-75-86.
14. Юмашева Д.В., Басангова Ю.А. Влияние мультизадачности на продуктивность и качество человеческой деятельности // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 5. С. 978-980.
15. Bailey H., Kaplan L. Volunteerism during humanitarian crises: a practical guide // Critical Care. 2022. Vol. 26. P. 1-6. DOI:https://doi.org/10.1186/s13054-022-03984-4.
16. Naish J. Is multi-tasking bad for your brain? Experts reveal the hidden perils of juggling too many jobs // DailyMail. 11.08.2009 (дата обращения – 11.08.2025).



