Используя микроурбанизм как сочетание подходов к изучению городской культурной среды на микро- уровне, автор статьи рассматривает совокупность связей такого феномена современной культу- ры, как популярность блошиных рынков, с такими универсалиями человеческого бытия, как труд, игра, обмен, детство. Показано, что распространение блошиных рынков в культуре развитых стран может рассматриваться как часть процессов эстетизации и геймификации жизни, с одной стороны, и пуэрилизации культуры – с другой. В статье представлено описание волгоградского бло- шиного рынка, его социальной структуры, места в городском пространстве, характера коммуника- ций и присущей ему «атмосферы». В рамках проекта по изучению антропологии вещи в региональной культуре рассмотрен характер отношения к вещам на блошином рынке. С этой точки зрения дана типология продавцов и покупателей. В статье поставлен вопрос о необходимости рассмотрения с точки зрения философии культуры взаимосвязи экономического поведения человека с другими его внутренними свойствами и социокультурными качествами. Специфика волгоградского блошиного рынка как форма противостояния глобального и приватного, социального и интимного состоит в том, что город еще не готов выделить и оборудовать специальное место для этой новой для него формы досуга и социального взаимодействия. Главное, что дает блошиный рынок человеку, – это возможность освободить в себе детское начало и одновременно выразить протест против моды на одноразовые предметы, одноразовые отношения и линейную определенность статусно-ситуатив- ного общения. Это движение воли и мысли получило терминологическое обозначение «пуэрилизация» культуры. В статье также проводится критика подхода, представляющего феномен блошиного рынка в качестве «городской сцены», и утверждается, что названный подход можно рассматри- вать как следствие процесса шоуизации современной культуры, под которой понимается цивили- зационная склонность, транслируемая СМИ, видеть в любом явлении жизни прежде всего зрелище. И хотя блошиный рынок включает в себя элементы театрализации обыденности и эстетизации жизни, он все-таки не сводим к перформансу «городской сцены».
блошиный рынок, культурно-антропологическая специфика, экономическое пове- дение, всеобщий обмен, публичное и приватное, пуэрилизация культуры
1. Паченков О. Блошиный рынок в перспективе социальной политики: «бельмо на глазу» города или институт «повседневной экономики»? // Социальная политика: реалии XXI века, Вып. 2. Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2004. С. 271-314.
2. Паченков О., Воронкова Л. Блошиный рынок как «городская сцена» // Микроурбанизм. Город в деталях. Сб. статей. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 352 с. (Studia urbanica).
3. Чекаев А. ЖЖ [Электронный ресурс]// URL: alex-chekaev. Livejournal/com /74733/html (дата обращения: 20.09.2015).
4. Эпштейн М.Н. Учение Якова Абрамова в изложении его учеников // Электронная библиотека kuchaknig.ru. URL: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php book=175979&page=9. (дата обращения:
5. Эпштейн М. Постмодернизм в России: литература и теория. М.: МИАР - Элиника, 2000. 265 c.
6. Blum A. The imaginative structure ob the city. Montereal and Kingston, London, Ithaca: McGill-. Queen’s University Press, 2003.
7. Damsar. Sozialization at the German Fleamarket. Universitet Bielefeld, Jorschungsschwerpunkt Entwicklugssoriologie. WP 209.1998.
8. Gregson N., Crew L. Second-Hand Cultures. Oxford: Berg. 2003.
9. Pachenkov O. Voronkova L. New Old Identities and Nostalgias for Socialism at St. Petersburg and Berlin Flea Markets // Schroder I. W., Vonderau A. (Eds.) Changing Economies and Changing Identities in Postsocialist Eastern Europe. Hall Studies in the Anthropology of Eurasia. Lit Verlag. 2008. P. 191-216.
10. 2015).