В данной статье рассматриваются особенности проведения квест-игр патриотической тематики на примере познавательной игры «Мы помним, мы гордимся», организованной ГОУ ЯО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий». В начале статьи определяются основные принципы разработки и проведения квестов в музее, подчеркивается актуальность данных мероприятий. Далее автор, используя собственный опыт, знакомит читателей с разработкой игры-расследования «Мы помним, мы гордимся», а также приводит ход работы и итоговые результаты. В статье описан ход игры, форма проведения мероприятия, основные игровые площадки. Предполагается совмещение двух интерактивных форм: решение заданий бланка игры посредством изучения музейной экспозиции и коллективное познавательное мероприятие. Сценарий, рассматриваемой игры, был успешно презентован и отмечен победителем областного конкурса методических материалов по патриотическому воспитанию «Гордимся Россией!» (г. Ярославль); данная разработка игры была успешно представлена на внутривузовском конкурсном отборе инновационных проектов молодых ученых по приоритетным направлениям науки и техники «Инновационный потенциал молодежи» (г. Ярославль, ЯГПУ им.К.Д. Ушинского), а также на вебинаре Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий» – «Экскурсионные маршруты к 70-летию Победы («Экскурсионные образовательные программы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне»)». В настоящее время сценарий разработанной автором игры-расследования является рабочим материалом ГОУ ЯО «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий» и успешно реализуется на практике в процессе проведения игры для обучающихся средней школы. Тема статьи представляется актуальной в контексте государственной политики патриотического воспитания и сохранения памяти о Великой Отечественной войне.
квест-игра, музей, Великая Отечественная война
1. Алексеева Т. Музейные бродилки // Прямая речь. - 2013. - №11.
2. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Новаторство и традиции - две стороны развития культуры и образования // Образование. Инновация. Будущее (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов н/Д., 2001. - С. 67-70.
3. Бахтызин А.М. Инновационные процессы в современном образовании: сущность, проблемы, перспективы // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - №4 - С. 35.
4. Беляков Ю.П., Попов В.Г. Герои земли Ярославской: К 60-летию Великой Победы. - Т. 1-6. - Ярославль: ООО «Верхняя Волга», 2005.
5. Ваняшова М. Память, обжигающая сердце // Аверичева С.П. Дневник разведчицы. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ярославль: Индиго, 2010. - 375 с.
6. ГОУ ЯО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://turist.edu.yar.ru/rrts.html (дата обращения: 20.11.2015).
7. Гусейнова А.Г. Особенности проведения квест-игр в городе Ярославле и их значение // Ресурсы и потенциал региона в формировании культурно-образовательных маршрутов в рамках развития сельского туризма: практическое пособие /сост. М.А. Соловьёва; под общей ред. Ю.А. Ветошкиной. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО/ ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества», 2014. - С. 34-38.
8. Каталог экскурсионных объектов - участников патриотической туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Ярославия». ГОУ ЯО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий». - Ярославль, 2015.
9. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учеб. пособие. - М.: МПУ, Рос. пед. агентство. - 1996. - С. 269.
10. Синькова С.А. Мой опыт по реализации личностно-ориентированного подхода в обучении школьников: музейный квест как разновидность игровой технологии // Литература. - 2013. - №9. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/08/28/moy-opyt-po-realizatsii-lichnostno-orientirovannogo-podkhoda-v (дата обращения: 20.11.2015).