В статье анализируются современное состояние государственной климатической политики в лесном секторе Российской Федерации, ключевые подходы к сокращению выбросов парниковых газов и накоплению углерода в лесных экосистемах, законодательно утвержденные положения о лесоклиматических проектах, механизме их реализации. По примерным оценкам ученых леса в России ежегодно поглощают около 600 млн т СО2, то есть примерно треть от объёма всех выбросов парниковых газов в стране. В России общая пло-щадь лесного фонда составляет около 1,2 млрд га, к управляемым лесам относится 78 % покры-тых лесом земель лесного фонда, где одним из важнейших факторов внешнего воздействия на цикл углерода, помимо вмешательства в лесные экосистемы с целью получения лесных ресурсов, является проведение ком-плекса лесохозяйственных мероприятий. Ряд проведенных исследований показал, что запасы углерода и тем-пы его депонирования в лесных экосистемах зависят от состояния, породного состава, возрастной и товарной структуры лесов. Существенное влияние на данный аспект может оказать обоснованный выбор стратегии ле-соуправления, лесопользования, лесохозяйственной деятельности. Несмотря на то, что в лесной отрасли нашей страны и ранее уделялось внимание мероприятиям по сохранению экологического потенциала лесов, адаптации к изменениям климата и повышению устойчивости лесов система оценки эффективности их дости-жения требовала совершенствования. До 2024 года лесоклиматические инициативы не были урегулированы отраслевым законодательством, хотя вопрос назрел давно и особое значение приобрел после подписания в 2016 году Парижского соглашения, в целях осуществления Рамочной конвенции ООН по изменению климата. Вступившие в силу поправки в Лесной кодекс Российской Федерации в части лесоклиматических проектов, направлены на повышение возможностей поглощения парниковых газов лесных экосистем и приближения Рос-сии к углеродной нейтральности к 2060 году.
изменение климата, лесохозяйственные мероприятия, лесной сектор экономики, лесные экосистемы, лесоклиматический проект, лесоуправление, накопление углерода, парниковые газы
Введение
Площадь покрытых лесной растительностью земель в России составляет 795 млн га (46,4 %), на долю земель лесного фонда приходится 96,4 % покрытых лесом площадей (766,6 млн га), 2 % земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) [1].
Лесные насаждения выполняют климаторегулирующие, средозащитные, почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, а также играют существенную роль в поглощении углекислого газа из атмосферы.
Выбор и обоснование стратегий лесопользования и ведения лесного хозяйства являются одной из важнейших современных задач, стоящих перед лесным комплексом, при этом вариант максимально эффективный путь развития лесного хозяйства и лесной промышленности страны логично рассматривать, в том числе, с точки зрения выполнения лесами экологических, климатических, сырьевых и иных функций [2].
В последнее время возросла значимость лесоклиматических инициатив, направленных на редуцирование эмиссии парниковых выбросов и повышение абсорбции углерода лесами, с целью достижения углеродной нейтральности к 2060 году, то есть объемы выбросов должны сравняться с объемами поглощения парниковых газов [3, 4, 5, 6].
В своём докладе «Экономические эффекты климатических изменений в России» исследователи Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН) отмечают, что объёмы ущерба от потепления на 1 градус во всех отраслях составили 2,45 трлн руб., а выгоды – 3,64 трлн руб. [7].
Являясь основным структурным элементом органического вещества, углерод преобладает в расчете на сухую массу, например, в сухой биомассе растений содержится от 45 до 53 % углерода. В ходе лабораторных исследований и анализа установлено, что наибольшей аккумулирующей способностью обладают дуб, лиственница, сосна и ель.
Одним из важнейших факторов внешнего воздействия на цикл углерода в управляемых лесных территориях, помимо вмешательства в лесные экосистемы с целью получения лесных ресурсов, является проведение комплекса лесохозяйственных мероприятий. Организация, планирование, объем, интенсивность, сроки проведения лесохозяйственных мероприятий для различных условий представляют собой ключевой шаг в ходе к адаптации и снижению негативного воздействия от изменения климата [8, 9].
В настоящее время отдельное внимание уделяется лесоклиматическим проектам, направленных на повышение качества менеджмента лесов и снижение уязвимость природных территорий к негативному воздействию, вызываемых переменами климата.
Предполагается, что совершенствование лесохозяйственной деятельности, как наиболее перспективная стратегия, должно предусматривать обеспечение выращивания лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади. Это позволит не только добиться решения социально-экономических задач, но и повысить поглощение парниковых газов.
Материалы и методы
Объектами исследований являются лесоклиматические проекты, соответствующие поправки о которых теперь включены в отраслевое законодательство Российской Федерации. Рассматриваются вопросы совершенствования подходов к устойчивому управлению лесами и перспективы увеличения накопления углерода в лесных экосистемах.
Используемые в работе методы –контент-анализ нормативной и методологической базы; изучение, обобщение и теоретическое осмысление имеющегося опыта в части направления научных изысканий.
Исследовательская база включает информационные (правовые и литературные) источники, включая базы данных Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области изменения климата; статистические и иные отраслевые материалы, содержащие актуальную информацию о характеристиках, состоянии и динамике лесного фонда, лесопользовании, охране, защите, воспроизводству лесов.
Результаты и обсуждение
Региональный баланс углерода лесов в значительной степени определяется характером и интенсивностью лесохозяйственной деятельности. Среди всех лесохозяйственных мероприятий, влияющих на баланс углерода в управляемых лесах, условно можно выделить 3 группы:
- снижающие запас углерода (ежегодные рубки лесных насаждений для лесозаготовки, создание линейных и промышленных объектов, населенных пунктов и др.).
- нейтральные (естественное возобновление лесов, сохранение коренных лесов и ключевых биотопов, выделение особо охраняемых природных территорий леса).
- повышающие запас углерода (лесозащитные и противопожарные мероприятия; лесовосстановление и лесоразведение с предпочтением пород, наиболее устойчивых к изменениям климата для конкретных лесорастительных условий); рекультивация нарушенных земель).
19 февраля 2024 года на заседании комиссии Правительства по законопроектной деятельности был одобрен документ, разработка которого направлена на закрепление лесоклиматических инициатив на законодательном уровне. В декабре 2024 года соответствующие поправки были приняты и подписаны Президентом нашей страны В.В. Путиным. Соответствующий Федеральный закон от 26 декабря 2024 года № 492-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации» вступил в действие с 1 января 2025 года [10].
В новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации официально закреплено понятие «лесоклиматический проект» в качестве добровольного действия по сохранению лесов с целью увеличения поглощения парниковых газов, что, в свою очередь, способствуют повышению конкурентоспособности лесной отрасли на международном уровне, где требования к экологизации производств достаточно высоки.
Предусматриваемые лесоклиматическими проектами мероприятия направлены на сокращение выбросов парниковых газов путем сохранения лесных экосистем, восстановление утраченных и создания новых лесных насаждений.
Главой 4.1. Лесного кодекса Российской Федерации регламентируются положения, касающиеся климаторегулирующих возможностей лесов.
Часть 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации о мероприятиях по сохранению лесов дополнена пунктом, относящимся к юридическим и физическим лицам инициаторам лесоклиматических проектов.
Частью 2 статьи 66.1. «Общие положения о климаторегулирующем потенциале лесов» определяются задачи исполнения лесоклиматических проектов для сохранения климаторегулирующего потенциала лесов. Особо выделена реализация мероприятий по сохранению лесов.
Лесоклиматические проекты планируются к внедрению в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» [11]. Последний регулирует круг вопросов, касающихся ограничения выбросов парниковых газов в нашей стране; определяет основные понятия климатической направленности; устанавливает принципы и порядок учета выбросов СО2 и поглощений, включая реестры выбросов и банк углеродных единиц. Подобный подход позволяет осуществлять объективный и всесторонний мониторинг климатических проектов, способствует достоверности оценки выполнения климатических обязательств и основанного получения углеродных единиц.
Согласно части 1 статьи 66.2 лесоклиматический проект представляет собой климатический проект, реализуемый в лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения. Проекты осуществляются на добровольных началах в части мероприятий по сохранению лесов, направленных на снижение выбросов и увеличение абсорбции парниковых газов, сверх того, что выполняется лицами, которые используют леса или на которых в соответствии с Лесным Кодексом возложена обязанность по исполнению этих мероприятий. Только в этом случае может фиксироваться дополнительность проекта
Статья 66.3 предусматривает реализацию климатических проектов на основании Соглашения между Федеральным органом исполнительной власти и заинтересованными лицами. В Соглашении дается информация о местоположении, границах, площади территории, на которой предусмотрены лесохозяйственные мероприятия лесоклиматического проекта, данные о видах, объемах, сроках проведения работ и др.



