ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ СЛУЖБЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников Госавтоинспекции, а также стрессогенные факторы, оказывающие влияние на эффективность выполнения ними служебных задач. На основе данных опроса, проведенного авторами среди различных категорий сотрудников Госавтоинспекции, обучающихся на курсах повышения квалификации в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова, анализируются некоторые проблемные аспекты в организации морально-психологической подготовки и формировании психологической готовности к деятельности в особых условиях службы, среди которых авторы выделяют: трудности в коммуникации с участниками дорожного движения; недостаточную подготовку в умении оказать психологическую помощи лицам, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях; проблему самосохранения от внешних воздействий стрессовых факторов и умения восстанавливать свои внутренние психофизиологические ресурсы. В качестве перспективных направлений профессионального развития сотрудников Госавтоинспекции авторами акцентируется внимание на отдельных видах морально-психологической подготовки, в результате которых могут быть сформированы не только необходимые профессиональные знания, умения и навыки, позволяющие эффективно выполнять должностные обязанности, но и личностные качества по сохранению внутренних психофизиологических ресурсов, противодействию стрессовым факторам, возникающим в экстремальных и особых условиях служебной деятельности, а также достижение морально-психологического состояния на уровне, позволяющем успешно выполнять оперативно-служебные задачи в любых условиях обстановки.

Ключевые слова:
экстремальные ситуации, особые условия несения службы, провокативное поведение, стрессогенные факторы, морально-психологическая готовность, навыки саморегуляции, копинг-поведение, метод профайлинга
Текст

Актуальность. Служебная деятельность сотрудников Госавтоинспекции традиционно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых и физических нагрузок, поскольку предполагает выполнение служебных задач в экстремальных и особых условиях, сопряженных с риском для их здоровья и жизни.

Так, на первый взгляд, типичная повседневная ситуация остановки транспортного средства или пешехода сотрудником Госавтоинспекции изначально создает негативный фон общения, поскольку подобное вмешательство неизбежно затрагивает личные интересы, планы и эмоциональное состояние гражданина. Уже сам факт остановки воспринимается участником дорожного движения как сигнал о возможном нарушении и автоматически формирует у него ожидание конфликта, при котором с его стороны повышается вероятность возникновения провокативного или рискованного поведения, оказывающего негативное воздействие на психологическое состояние сотрудника Госавтоинспекции.

Кроме того, часто сам «процесс коммуникации» сотрудника Госавтоинспекции с водителями автотранспорта обостряется активизацией освещения сложившейся ситуации в средствах массовой информации и интернет-сети, которые в искаженной интерпретации всесторонне предают огласке обстоятельства, возникающие в дорожных условиях, негативно комментируют действия инспекторов дорожно-патрульной службы.

Чаще процесс коммуникации сотрудника ДПС ГИБДД с гражданами усложняется из-за увеличения количества автомобилистов-активистов, видеоблогеров, провоцирующих сотрудников на конфликт. Современные молодые люди считают своим долгом сделать фото-, аудио-, видеосъемку встречи с сотрудником с целью дальнейшего размещения в сети Интернет. Такие записи легко можно найти на Youtube, Instagram (соцсеть запрещена в РФ) и др. Следуя за сложившимся трендом стать известным видеоблогером, активисты борются за количество просмотров и «лайков» своих «сториз» и «постов». Ради этой цели они идут на осознанное провоцирующее поведение, считая это проявлением геройства и мужественности. Такая форма самовыражения и самоутверждения, сочетающаяся со склонностью к риску, основана на желании привлечь к себе внимание, извлечь из этого определенную выгоду [1, с. 201-211].

Более значимой по своему воздействию на психологическое состояние как участников дорожного движения, так и сотрудника Госавтоинспекции, можно привести ситуацию дорожно-транспортного происшествия, повлекшего гибель людей, с характерными для нее признаками: внезапность, неопределенность, дефицит времени, тревожность, чувство страха, ажитация или полный ступор. В рассматриваемом контексте для сотрудника Госавтоинспекции данная ситуация обостряется обстоятельствами жесткой регламентацией в соответствии с законом, необходимостью принятия неотложных мер и взвешенных решений, с целью предотвращения угрозы для здоровья и жизни окружающих, а также обязанностью оказания необходимой первой медицинской и психологической помощи пострадавшим.

Определяя выполнение служебных задач в особых условиях, мы опираемся на Приказ МВД России от 27 августа 2024 г. № 500 «Об утверждении Положения о порядке организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», в котором под особыми условиями понимается «участие сотрудников в специальных и иных определенных Президентом операциях, вооруженных конфликтах и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся негативным влиянием психологических, физических и иных факторов». Такими факторами могут выступать как объективные обстоятельства, сопряженные с риском для жизни и здоровья сотрудника, а также субъективными переживания различной тяжести стрессов, зависящими от уровня устойчивости психики, восприятия сотрудником сложившихся обстоятельств, умения абстрагироваться от внешнего негативного воздействия.

Особенно актуальными затронутые вопросы выступают на современном этапе развития нашего государства и общества, в связи с проведением специальной операции, необходимостью несения службы в зоне вооруженных конфликтов на вновь присоединенных территориях, а также обострением криминогенной обстановки в целом, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры.

Таким образом, эмоциональный и физический стресс при выполнении служебных обязанностей в экстремальных и особых условиях профессиональной деятельности постепенно приводят к истощению у сотрудников психофизических ресурсов, раннему наступлению профессиональной деформации, формированию психосоматических заболеваний и нервно-психических расстройств.

В складывающихся обстоятельствах сотруднику Госавтоинспекции необходимо не только обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и механизмами по сохранению внутренних психофизиологических ресурсов, противодействию стрессовым факторам, возникающим в служебной деятельности.

Исходя из обозначенных потребностей, в профессиональной деятельности сотрудников Госавтоинспекции особая роль отводится морально-психологической подготовке, в том числе в экстремальных и особых условиях несения службы. Ее приоритетными задачами являются формирование профессионально значимых качеств, достижение морально-психологического состояния на уровне, позволяющем успешно выполнять оперативно-служебные задачи в любых условиях обстановки.

Морально-психологическая подготовка ориентирована на достижение уровня соответствия деловых и личных качеств кандидата на службу в подразделения Госавтоинспекции, требованиям, предъявляемым к службе в органах внутренних дел.

С этой целью в отношении претендента на замещение вакантных должностей в подразделениях Госавтоинспекции осуществляется комплексное обследование, включающее психологическую диагностику, направленную на определения уровня развития интеллекта, нервно-психической устойчивости, волевой регуляции эмоций и поведения, правосознания, а также проведение специального психофизиологического исследования с применением полиграфа по выявлению факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения [3, с. 58-63].

По результатам комплексного обследования, изучения личных документов и анализа материалов специальных проверок в отношении кандидата на службу, подразделением по работе с личным составом составляется заключение с рекомендациями по назначению сотрудника на должности в соответствии с уровнем развития его личных и деловых качеств и морально-психологической готовности к оперативно-служебной деятельности в подразделениях Госавтоинспекции.

Независимо от состояния психического здоровья, на психическое состояние человека могут влиять внешние стрессовые факторы, часть из которых, производственные внешние стрессовые факторы, рассмотрены выше, а другая часть – обусловлена прочими условиями жизни сотрудника. При воздействии стрессовых факторов, экстремальных условий труда и чрезвычайных ситуаций возникают состояния, нарушающие психоэмоциональную устойчивость [10, 155-160].

В связи с этим, особая роль в морально-психологической подготовке отводится руководителям подразделений и органов внутренних дел, заместителям по работе с личным составом, сотрудникам воспитательного аппарата и подразделений психологической работы, деятельность которых, в соответствии с нормативными правовыми актами, направлена на развитие необходимых личных и деловых качеств, формирование и поддержание морально-психологической готовности к эффективному выполнению служебных задач [1, с. 201-211].

Морально-психологическая готовность заключается в умении сотрудника адаптироваться к условиям профессиональной служебной деятельности, психологической устойчивости к влиянию психотравмирующих факторов, способности эффективно выполнять поставленные задачи.

Формирование морально-психологической готовности сотрудников Госавтоинспекции к деятельности в экстремальных и особых условиях несения службы зависит от эффективного применения возможностей воспитательной, социальной, культурно-просветительской и психологической работы, а также работы по укреплению дисциплины и законности.

Методы исследования.  В исследовании использованы теоретический анализ научной литературы, анализ результатов исследований, проводимых в образовательных организациях МВД России, а также эмпирический метод анкетирования. Для обработки результатов применялись методы описательной статистики и контент-анализ.

Для выявления проблемных аспектов морально-психологической подготовки сотрудников Госавтоинспекции был организован и проведен опрос 74 руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне, обучающиеся на курсах повышения квалификации в Орловском юридическом институте МВД России. Опрос проводился методом анкетирования и включал как закрытые, так и открытые вопросы, что позволило провести количественный и качественный анализ полученных сведений. Также анкета включала социально-демографические сведения об опрашиваемых и содержательные вопросы, отражающие проблемные аспекты в организации морально-психологической подготовки сотрудников Госавтоинспекции. 

Возраст опрашиваемых сотрудников отражает преобладание участников специалистов с достаточным профессиональным и жизненным опытом: 48% находятся в возрастной категории 40–45 лет, 22% — в возрасте от 35 до 40 лет, 20% - старше 45 лет, 10% - младше 35 лет. Таким образом, большая часть опрошенных являются сотрудниками зрелого возраста, что определяет достаточный опыт руководящей деятельности и заинтересованность в передаче собственного опыта молодым сотрудникам, с целью повышения эффективности их профессиональной деятельности.

Результаты исследования. Анализ результатов опроса позволил не только выявить проблемные аспекты в организации морально-психологической подготовки, но и определить актуальные направления, требующие оптимизации в организации морально-психологической подготовке.

Так, по мнению 46% опрошенных руководителей, одной из проблем, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников Госавтоинспекции при взаимодействии с участниками дорожного движения, является проблема коммуникации.  По их мнению, в процессе такого взаимодействия сотрудник Госавтоинспекции часто подвергается негативному воздействию со стороны различных категорий граждан (с «особым социальным статусом», склонных к провокативному и конфликтному поведению, находящихся в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотических средств), которые в процессе общения апеллируют безупречным знанием нормативных актов и Правил дорожного движения, требуют разъяснения применяемых к ним административных санкций, часто не пренебрегая угрозами, оказывают неадекватное сопротивление. В свою очередь, сотрудник Госавтоинспекции испытывает затруднения в коммуникативной сфере, в аргументации своих законных требований, что противоречит нормам делового общения и провоцирует возникновение негативных состояний и отрицательных эмоций, сказывающихся в последствии на психологическом состоянии блюстителя правопорядка. В складывающихся обстоятельствах от сотрудника Госавтоинспекции требуются знания, умения и навыки в области антикоррупционного поведения, соблюдения требований административного законодательства, разрешении конфликтов и провокативного поведения, предотвращении распространения влияния рассматриваемой ситуации на других участников дорожного движения. Кроме этого, сотрудникам Госавтоинспекции необходим набор таких деловых и личных качеств как: беспристрастность, объективность, эмоциональная устойчивость, волевой самоконтроль, избегание принятия эмоциональных решений, влекущих превышение должностных полномочий. Необходимо отметить, что обозначенные личные и деловые качества не являются врожденными и в большинстве случаев достигаются посредством целенаправленной профессиональной подготовки, поскольку, не имея служебного опыта, кандидаты, поступившие на службу в подразделения Госавтоинспекции, не могут спрогнозировать развитие ситуации подобного рода и безошибочно осуществлять свои полномочия. 

В качестве следующей проблемы, обозначенной 32% опрошенными руководителями подразделений Госавтоинспекции в ходе проводимого опроса, можно выделить недостаточную подготовку в умении оказания психологической помощи лицам, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Другими словами, специфика деятельности сотрудников Госавтоинспекции предполагает не только применение знаний, умений и навыков в соответствии с определенным алгоритмом действий, но и в обеспечении неотложных мер по предотвращению рисков для жизни и здоровья граждан, проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий в осложненных различными факторами условиях, оказание психологической помощи гражданам, оказавшимся в критической ситуации.

 Не менее актуальной, по мнению 26% респондентов, выступает проблема самосохранения от внешних воздействий стрессогенных факторов и различного рода потрясений, а также способность сотрудника восстанавливать свои внутренние психофизиологические ресурсы, что обусловлено некоторыми особенностями службы: жесткая правовая регламентация, наличие властных полномочий, дефицит времени, ярко выраженный познавательный характер.

Основная задача психопрофилактики и психокоррекции сотрудников правоохранительных органов в рамках их морально-психологической подготовки заключается в восстановлении активной жизненной позиции, возвращении интереса к профессиональной деятельности, в укреплении самоуверенности и в стимулировании стремления к личностному и профессиональному развитию, а также к выполнению общественного долга [6, с. 156-160].

 Императивный образ служебной деятельности формирует соответствующую модель поведения сотрудника Госавтоинспекции, которая непроизвольно переносится за рамки служебного регламента, даже после увольнения. Постоянные стрессовые и конфликтные ситуации способствуют развитию психического перенапряжения, зарождению внутриличностных конфликтов, искажению личных и деловых качеств, что в последствии выражается в феномене профессиональной деформации личности сотрудника Госавтоинспекции, которая существенно снижает эффективность служебной деятельности и влечет негативные последствия для имиджа сотрудников органов внутренних дел.

Описывая изменения личности при профессиональном развитии и становлении, Э.Ф. Зеер подчеркивает: «Профессиональное развитие – это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала – не только совершенствование, но и разрушение, деструкция» [5, с. 19-22].

В ходе проводимого нами опроса выяснилось, что большинство опрошенных (72,6%) руководителей подразделений Госавтоинспекции отметили, что в их подразделениях не уделяют должного внимания психологической реабилитации после несения службы в экстремальных и особых условиях. Во много это обусловлено отсутствием специалистов или привлечению их к другим обязанностям, не отвечающим их должностному регламенту. Кроме того, во многих подразделениях Госавтоинспекции (78,2%) не предусмотрена материально-техническая база для проведения мероприятий психологического обеспечения и сопровождения. Работа в данном направлении возможна лишь в процессе обучения сотрудников Госавтоинспекции на курсах повышения квалификации в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Как отмечают опрошенные руководители, психологическая подготовка в рамках краткосрочного обучения, не позволяет в полном объеме овладеть знаниями и навыками поведения в экстремальных и особых условиях, ввиду недостаточной практической составляющей в создании ситуаций, схожих с реальным положением дел.

Анализ отечественной и зарубежной литературы и экспертных мнений специалистов, занимающихся изучением феномена профессиональной деформации, позволили сделать вывод, что, в зависимости от уровня развития деловых и личных качеств, активная профессиональная деформация может проявляться уже на четвертом-пятом году службы [13, с. 589-594; 14, с. 86-100].

Кроме того, анализ результатов научных исследований показал, что синдром эмоционального выгорания чаще всего определяется у сотрудников со стажем службы от 3 до 15 лет (40 %), когда у данных сотрудников меняются стереотипы поведения, профессиональные привычки, стиль общения и навыки, снижается способность к сопереживанию, нарастает жесткий стиль поведения [7].

При этом, необходимо учитывать, что профессиональная деформация во многом зависит от специфики служебной деятельности и особенностей ее протекания, а также обусловлена коммуникативным спектром взаимодействия с определенными категориями граждан, что особенно характерно для сотрудников Госавтоинспекции.

Так, по мнению Бурмантова А.С., Куреннова А.Е., наиболее подвержены профессиональной деформации лица, работающие с людьми, например: сотрудники полиции, юстиции, военные, руководители, депутаты, чиновники, социальные работники, педагоги, медицинские работники, психиатры, продавцы, психологи. Для данной группы сотрудников профессиональная деформация выражается в формальном отношении к людям. Факторами профессиональной деформации являются: непрерывная монотонная работа; регулярные стрессовые или конфликтные ситуации; повышение уровня нервозности или утомляемости; отсутствие перспектив дальнейшего профессионального роста; регулярная чрезмерная нагрузка на рабочем месте [4, с. 5-9].

Важно отметить, что деятельность сотрудников органов внутренних дел высоко специализирована, и принадлежность к определённому подразделению, несомненно, накладывает свой отпечаток на сотрудников, по-разному деформируя их личности [7, с. 80–106].

Выводы. Результаты проведенного нами исследования, позволили выделить перспективные направления морально-психологической подготовки сотрудников Госавтоинспекции, специфика деятельности которых обусловлена интенсивным коммуникативным компонентом, влиянием стрессогенных факторов несения службы в экстремальных и особых условиях.

Режим повседневной профессиональной деятельности сотрудников должен быть фундаментом формирования у сотрудников морально-психологической готовности к преодолению стрессогенных факторов, негативному информационно-психологическому и коммуникативному воздействию.

В рамках морально-психологической подготовки со стороны подразделений по работе с личным составом должны осуществляться мероприятия по формированию у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, понимания государственной политики в сфере внутренних дел, профессиональной культуры, приобщения к традиционным российским духовно-нравственным ценностями, гуманизму, милосердию, справедливости, взаимопомощи.

Достижение поставленных целей возможно посредством применения таких методов и форм  как: государственно-правовое информирование по актуальным вопросам профессиональной деятельности и жизни нашего общества; обучение противодействию негативному информационно-техническому воздействию; отработки действий по поступающим сигналам тревоги; отслеживание морально-политической обстановки в районе дислокации подразделения и ее доведение личному составу; налаживание взаимодействия с религиозными организациями, социальными службами, органами местного самоуправления, профсоюзами в решении социально-значимых проблем сотрудников и их нравственного развития; мониторинг морально-психологического состояния сотрудников, с целью выяснения проблем личного и служебного характера; профилактика и проведение негативных явлений и девиантного поведения среди сотрудников; проведение индивидуальной работы.

Со стороны сотрудников подразделений психологической работы в отношении сотрудников Госавтоинспекции целесообразно систематически осуществлять психологическую диагностику, направленную на изучение особенностей личности, уровня сформированности профессионально значимых качеств, морально-психологического состояния. В качестве инструментария в ходе психодиагностики используются методы тестирования, беседы, наблюдения, анализа документов, психофизиологического обследования с применением полиграфа.

Систематическая процедура психологической диагностики позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности и на ранней стадии выявить проблемы, связанные с ментальным здоровьем, профессиональной деформацией. немаловажным показателем наличия профессионального стресса является уровень нервно-психической устойчивости, который зависит от особенностей темперамента, самооценки, от особенностей реагирования сотрудников в условиях профессионального стресса [8].

Важное место в психологической подготовке отводится развитию профессионально значимых качеств сотрудника. В данном контексте целесообразно использовать тренинговые занятия и различные формы активного практического обучения с моделированием ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности и способствующих развитию когнитивных способностей (памяти и внимания, скорости реакции для быстрого принятия решения, оперативного воспроизведения необходимой информации), морально-психологических (сплоченность и взаимовыручка, принципиальность, мужество, решительность, смелость, уверенность, настойчивость), эмоционально-волевых (работоспособность, сдержанность в эмоциях, выносливость, способность брать на себя ответственность, уверенность в себе и своих силах), коммуникативных качеств (общительность, способность к бесконфликтному диалогу с гражданами и коллегами), ценностных ориентаций (честность, ответственность, самоконтроль и саморегуляция) [3, с. с. 201-211].

В контексте несения службы в особых условиях деятельности особое значение в психологической подготовке отводится обучению сотрудника Госавтоинспекции навыкам саморегуляции и выработки стратегий копинг-поведения, что способствует его самозащите от внешнего негативного воздействия стрессогенных факторов и умения мобилизировать и восполнять свои психофизиологические ресурсы. Эффективными методами и приемами саморегуляции могут выступать дыхательные техники, психофизическая гимнастика (аутогенная тренировка, медитация, визуализация, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка). К стратегиям копинг-поведения относятся сознательные модели поведения, выработанные с учетом опыта сотрудника, с целью активного преодоления трудностей и адекватного реагирования на различные ситуации, сопряженные с риском. 

Обусловленное необходимостью выявления лиц, потенциально склонных к различного рода правонарушениям, а также оценки и прогнозирования поведения участников дорожного движения через невербальные средства, в психологическую подготовку сотрудника Госавтоинспекции рекомендуется включать изучение основ профайлинга. Анализ научных исследований по практике применения профайлинга показал, что использование данного метода позволяет с высокой достоверностью выявлять среди участников дорожного движения лиц, представляющих  потенциальную опасность, и может успешно применяться не только на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэропортах, но и на федеральных трассах при проведении специальных операций и контрольно-профилактических мероприятий, проводимых подразделениями Госавтоинспекции, с целью превентивных мер по предупреждению террористических актов и других общественно опасных деяний, угрожающих безопасности граждан.

О необходимости изучения основ профайлинга в правоохранительной деятельности свидетельствует ряд событий, произошедших в июне текущего года на российских аэродромах дальней авиации Мурманской, Иркутской, Амурской и Рязанских областях, которые признаны террористическими актами, спланированными украинскими националистами с использованием транспортной инфраструктуры. В средствах массовой информации значилось, что атаковавшие стратегические объекты БПЛА вылетали прямо из грузовых машин, находившихся по близости [12].

Особая опасность террористических посягательств в том, что они причиняют вред важной для эффективного функционирования общества транспортной структуре, направлены на объекты, имеющие высокий уровень риска, приводят к масштабному уничтожению или повреждению имущества, массовой гибели людей и причинению вреда здоровью [2, с, 54].

По мнению ряда экспертов, отчасти предотвратить столь негативные события возможно было при наличии постов проверки транспортных средств, которые крайне необходимы в сложившихся условиях политической обстановки, а также тщательного досмотра транспортных средств водителей, управляющих ними. «В качестве ответа, на мой взгляд, нашим силам, безусловно, нужно более массивно и жестко работать по украинским военным объектам, инфраструктуре. А внутри России необходимо усиливать контроль со стороны ГАИ, в районах расположения стратегических объектов увеличивать количество пунктов проверки транспорта, особенно таких, на которых есть оборудование для взвешивания большегрузов» [11].

В настоящее время подобная практика активно применяется при пересечении Крымского моста. В данном контексте одновременное применение метода профайлинга и технических средств, используемых в досмотровых мероприятиях, позволяют реализовать функции прогнозирования поведения потенциальных нарушителей административного и уголовного законодательства среди участников дорожного движения по ряду психологических признаков, распознания неискренности на основе безинструментальной детекции лжи и поимки запрещенных предметов.

Заключение. Комплекс мероприятий морально-психологической подготовки занимает ключевое место в профессиональной подготовке сотрудников Госавтоинспекции, поскольку ее основное значение направлено не только на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, но и развитие личностных качеств, умение оказывать противодействие стрессогенным факторам службы, с целью сохранения психофизиологических функций организма.

Показатели оперативно-служебной деятельности тесно связаны с уровнем профессиональной подготовки сотрудников, в том числе и морально-психологической направленности.

Научно обоснованные методы морально-психологического обеспечения, современные подходы к решению комплекса задач профессиональной подготовки, психодиагностический инструментарий и инновационные психотехнологии при тесном взаимодействии всех субъектов, осуществляющих работу в данном направлении, будут способствовать повышению эффективности деятельности сотрудников Госавтоинспекции в области безопасности дорожного движения.

Список литературы

1. Баева Е.В., Буркова М.А. Особенности психического состояния сотрудников ДПС ГИБДД в условиях провоцирующего поведения граждан // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 5А. - С. 201-211. DOI:https://doi.org/10.34670/AR.2022.69.27.024

2. Баранчикова М.В. Уголовно-правовая охрана безопасности пассажирсских перевозок от террористических актов // Управление деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения. 2019. № 1 (2). С. 53-57

3. Бровчук О.В. Использование современных психотехнологий в психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел к эффективному выполнению служебных задач // Актуальные проблемы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов Международной научно-практической конференции (22 ноября 2024 г.). - Орел: Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова, 2024. - С. 58-63.

4. Бурмантов А.С., Куреннов А.Е. Профессиональная деформация личности // Вестник науки. - 2020. № 10 (31), том 4. - С. 5 - 9.

5. Иванов, С. М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань, 2016. - С. 19-22.

6. Кирюхина Ю.В., Баранчикова М.В. Исследование феномена профессионального выгорания среди сотрудников Госавтоинспекции / Ю. В. Кирюхина, М. В. Баранчикова // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования : Материалы XIX Международной научно-практической конференции, Орёл, 24 апреля 2025 года. – Орёл: Орловский юридический институт МВД РФ им. В.В. Лукьянова, 2025. – С. 156-160. – EDN WSAQZE.

7. Коренева Я.А., Симонова Н.Н. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел // Организационная психология. - 2020. Т. 10. - № 2. - С. 80–106.

8. Мальцева, Т. В. Перспективные направления психологической работы и психологических научных исследований в области совершенствования деятельности Госавтоинспекции / Т. В. Мальцева, В. Е. Петров // Прикладная психология и педагогика. – 2016. – Т. 1, № 1. – С. 1. – DOIhttps://doi.org/10.12737/18717. – EDN WJELIZ.

9. Сенаторова О.Ю. Особенности психических состояний сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях. Москва, 2018. - С. 62.

10. Фомичев Д.С., Коновалов Е.А, Касаткина Н.В., Брагиш А.В. Проблемы обеспечения профессиональной безопасности инспекторов патрульно-постовой службы ГИБДД. Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск № 7 (109). 2021 г. часть 2, июль. С. 155-160.

11. Деловая газета «Взгляд»: Эксперт рассказал о борьбе с атаками на военные аэродромы. // https://vz.ru/news/2025/6/1/1335975.html?ysclid=mfnonh2bkh582777743 (дата обращения 1 июня 2025).

12. Lenta.ru: Новостной источник: https://lenta.ru/news/2025/06/01/regiony-rossii-atakovali-vyletevshie-iz-fur-bespilotniki-chto-izvestno-k-etomu-chasu/?ysclid=mfnow86k1f459055288 (дата обращения 1 июня 2025 г.)

13. Farber B.A. Understanding and treating burnout in a changing culture. JCLP // Psychotherapy in Practice. – 2000. – Vol. 56 (5). – PP. 589-594.

14. Dierendonck D.V., Schaufeli W.B., Buunk B.P. Burnout and inequity among human service professionals: A longitudinal study // Journal of Occupational Health Psychology. – 2001. – Vol. 6 (1). - PP. 86-100.

Рецензии
1. Проблемные аспекты и перспективные направления морально-психологической подготовки сотрудников Госавтоинспекции к деятельности в особых условиях службы Авторы: Уразаева Гульнора Ильхамовна


Войти или Создать
* Забыли пароль?