В статье в контексте стратегии социокультурного и экономического развития общества представлены концептуальные основания опережающего образования, отвечающего требованиям подготовки специалиста для высокотехнологичных отраслей экономики. Актуальность опережающего образования обусловлена становлением инновационной стратегии в высшем образовании, направленной на обновление представлений о специалисте постиндустриального производства в условиях образовательной парадигмы XXI века. Концепция опережающего образования базируется на необходимости подготовки квалифицированных специалистов для стремительно развивающихся отраслей экономики, научно-техническая подготовка которых соответствует востребованному уровню профессионального и личностного развития. Автором представлен подход рассматриваемой проблемы в рамках современной образовательной парадигмы, отражающей тенденцию развития опережающего образования в отношении исследовательского познания к содержанию обучения. Развитие исследовательской основы в ходе реализации ведущих функций процесса обучения, воспитания и развития личности, формирование центрального субъекта знаний – субъекта образования, как носителя нового типа профессиональных компетенций, детерминирует идею опережающей подготовки специалистов исследовательского типа. Содержание опережающего образования динамически выстраивается из познавательной стратегии обучающегося (студента), в основе которой лежит поиск нового и его объективация в условиях отраслевой деятельности (текущих занятий и вида практик, научной и исследовательской деятельности в условиях образовательного процесса университета и отраслевых исследований на предприятиях).
отрасль, опережающая подготовка специалиста, постиндустриальная экономика, исследовательская деятельность, социально-экономическое моделирование, теоретические основания
Введение.
Идея опережающей подготовки специалиста для развивающихся отраслей экономики, согласно позиции академика РАО Новикова А.М., согласуется с разработкой новых концептуальных оснований развития высшего образования с позиции образовательной парадигмы, определяемой установившемся понятием «конвергентная образовательная парадигма» (конвергенция: «сближение, взаимопроникновение, взаимообусловленность, взаимосвязь»). Вводимое в тезаурус новое понятие «опережающее образование», активно используемое в научных публикациях, наполняется трактовкой его сущности согласно понимания «опережения чего-либо», но приоритетно, как правило, соотносимое с производством. В общеметодологическом аспекте рассматриваемая проблема опережающей подготовки специалиста заключается в разработке научных оснований развития российского образования с новых позиций-постиндустриальной реальности XXI века (Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М.: Эгвес, 2000). Формирование образа современного производства и собственной профессиональной деятельности в условиях стремительно развивающихся отраслей постиндустриальной экономики означает изменение у специалиста представлений о сущности профессионального труда, средствах его осуществления, условий.
Современная производственная реальность характеризуется новейшим оборудованием и инновационными прорывными технологиями, что требует подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов, отвечающей логике гуманистического подхода, в противопоставлении технократическому. Сущностное понимание идеи опережающего образования согласуется с принятием того утверждения, что уровень образования специалиста должен опережать уровень развития отраслевого производства, что отвечает целям Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 20 мая 2023 года № 1315-р, направленной на обеспечение стремительно развивающихся отраслей экономики специалистами нового поколения, научно-техническая подготовка которых соответствует востребованному уровню профессионального и личностного развития. В формирующейся тенденции развития территориально-производственных кластеров, объединяющих отраслевое производство, науку, образование особую значимость приобретает профессиональная деятельность специалиста-исследователя, интегрирующая производственную деятельность и научные отраслевые исследования, востребованные многопрофильной экономикой.
Разработка и выдвижение новых теоретико-методологических положений.
С этих позиций существенные современные изменения в социокультурной и экономической реальности, оказывая влияние на будущие трансформации высшего образования, детерминируют решение задачи социально-экономического моделирования, дополняемого его культурно-историческим прогнозом, без которого невозможно обеспечение экономической стратегии развития Российской Федерации с учетом происходящих мировых процессов в экономике. В ряде исследований представлено, что содержание факторов, определяющих движение в отечественной истории культурно и социально-экономического развития, согласуется с системой комплексных архетипов, в качестве которых выступают ценностно-смысловые, структурные составляющие, обеспечивающие тенденцию и прогноз социокультурного развития страны (Егоров В.К. К вопросу о месте культуры в становлении нового миропорядка. Россия и мир. Диалоги-2022. Материалы VI-й международной научно-практической конференции (26-27 апреля 2022г., Москва, стр.96-103.). Формирующееся в XXI столетии общество знаний изменяет социокультурный, экономический контекст; все актуальнее определяется статус знаний и научных исследований с позиции их роли в инициативах социокультурного и экономического развития. Трансформация общества и университетской науки и, как следствие, изменение центрального субъекта знаний – субъекта образования, как носителя нового типа профессиональных компетенций, определяет новый прогноз реализации идеи опережающей подготовки специалистов исследовательского типа. Поскольку основу социальных перемен, составляющих развитие общества XXI столетия как общества знаний, составляет отношение к знанию и познанию, которое выступает одним из детерминант высшего образования, развития исследовательской основы в ходе реализации ведущих функций процесса обучения, воспитания и развития личности. Социальная структура постиндустриального общества, как отмечает академик Новиков А.М., Карпов А.О, Вербицкий А.А., Мартынов В.Г., др., порождается способами работы со знанием, порождая творческое мышление и исследовательское образование (сно)).
Как отмечается в современных исследованиях, характерной особенностью когнитивной личности исследовательского образования выступает способность к определенным сферам работы со знанием, проявлением в условиях пространства социальных и профессиональных ролей на основе ее когнитивного потенциала, профессиональной предрасположенности в социокультурном пространстве. В развитии данного контекста целесообразно обращение к содержательной интерпретации сущности такого понятия как «социализация», «социализация личности научно-исследовательского типа» (А.О. Карпов, Общество знаний: генезис, исследовательское образование, университет.- М.: Канон +РООИ «Реабилитация».-2023 г.). Автором отмечается, что введение в современный тезаурус высшего образования понятия «опережающая социализация», понимается как процесс включения индивида в общество будущего, учитывающего доминирующую роль научного знания и его продуктивный характер, особенности труда в современном обществе как обществе знаний, как способности личности осваивать стратегии опережающего образования в соответствии с прогнозом развития отрасли. В данном контексте актуализируется задача разработки образовательных программ модульного построения (базового и опережающего).
В обобщенном контексте представления теоретического основания опережающей подготовки специалиста имеют концептуальные подходы развития университетского образования: Университет 3.0 (теории предпринимательского университета Б. Кларка, модели тройной спирали Г. Ицковица, концепции Университета третьего поколения Й. Виссемы и др.). В ряде исследований представляется модель университета трех миссий, соединяющего в себе модели сетевого, креативного, инновационного и предпринимательского университетов (NCI/// E- модель университета 3.0), подготовка в которых согласуется с идеей исследовательского образования опережающего характера. Также целесообразно отметить, что современное социокультурное и экономическое пространство в их динамике и противоречии отражают фундаментальную парадигму современного социального развития нового цивилизационного этапа, обусловливая актуальность рассмотрения идей опережающего (и исследовательского) образования в условиях становления общества XXI века как общества знаний (knowledge society). Высокотехнологичное отраслевое производство оказывает воздействие на образование, преобразовывая его и включая в него приоритеты социального развития, экономической трансформации, духовного роста личности.
В соответствии с принятой Правительством Российской Федерации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в связи с указом Президента РФ от 09.05.2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» обозначены сквозные технологии, к которым отнесены: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей», выступающих драйверами трансформации отраслей. Особое значение в цифровизации отраслей экономики имеют технологии-промышленный интернет и робототехника, являющиеся базой осуществления трансформаций промышленности, определяемой понятием Четвертая промышленная революция или Индустрия 4.0. Данные технологии, обеспечивающие процесс создания киберфизических систем (роботов), управляемых через интернет, означающий создание новых услуг, представляемыми отраслями, чем и обусловлена опережающая подготовка специалиста [7, 8].
Также интересен вектор развития профессиональных кадров в условиях высокой конкуренции высокотехнологичных отраслей экономики с позиции становления трудовых династий. Это один из способов привлечения в профессиональную отрасль с острым дефицитом, особенно если эта отрасль с высокой социальной значимостью: медицинские и педагогические работники, научные сотрудники, инженеры и др. Фактор династийности так же актуален в предпринимательстве, когда передается владением компанией - как и некоторые обязательства. К позитивным факторам можно отнести не только передачу опыта, но и подготовку молодого человека к профессиональным трудностям и способам их решения. Таким образом, к началу трудовой деятельности молодой человек будет подготовлен лучше, нежели чем тот, у кого подобного опыта не было. Исследователи также называют непрерывную передачу опыта из поколения в поколение в определенных профессиональных сферах (дипломатия, медицина, творческие профессии) условием трансляции и сохранения профессионализма в этих сферах [6].
В ряде исследований отмечается, что положение человека как профессионала поддерживают внутренние практики сохранения династии, профессиональная династия создаёт социальную инфраструктуру, которая способствует её эффективному существованию. Это включает в себя профессиональное общение с последователями и единомышленниками, налаженные связи в профессиональной среде, а также контакты, которые могут обеспечить преемственность, успешный профессиональный старт, продвижение по карьерной лестнице и получение выгодных предложений на рынке труда. Таким образом, создаётся эффективный общественный механизм для организации подготовки специалиста для высокотехнологичных отраслей экономики как социального лифта, основанного на ценностях профессиональной преемственности.
Выводы.
Согласно изложенного контекста, особенность опережающего образования проявляется в отношении исследовательского познания к содержанию обучения: содержание динамически выстраивается из познавательной стратегии обучающегося (студента), в основе которой лежит поиск нового и его объективация в условиях отраслевой деятельности (текущих занятий и вида практик, научной и исследовательской деятельности в условиях образовательного процесса университета и отраслевых исследований на предприятиях). В современной образовательной практике высшее образование испытывает значительные проблемы в осмыслении субъектом образовательного процесса себя в качестве исследователя и творческой личности: исследовательская деятельность должна раскрыть научные основы отраслевых сфер и производств, тенденцию их развития и долгосрочного прогноза, формировать мотивационную основу как одно из оснований построения субъектом траектории опережающего образования. Актуализация ведущих аспектов развития опережающего образования выступает одним из оснований становления инновационной стратегии в высшем образовании, направленной на обновление представлений о специалисте постиндустриального производства в условиях образовательной парадигмы XXI века [5].
На основе представленных теоретических оснований для достижения целей опережающего образования (опережающей подготовки специалиста) необходимо определить ряд задач, направленных на реализацию научных идей и подходов в части формирования будущих специалистов, обладающих востребованными знаниями и профессиональными компетенциями, способными реализовать личностный потенциал в условиях постиндустриального общества.
1. Басюк, В. С. Феноменология развития и бытия личности: ценностно-смысловые ориентиры / В. С. Басюк, Т. Ц. Дугарова // Ценности и смыслы. – 2025. – № 2(96). – С. 99-116. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2071-6427-2025-2-99-116.
2. Васильева О.Ю., Басюк В.С., Казакова Е.И. Традиционные ценности современного педагогического образования. //Вестник московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022. №4. – С.152-168.
3. Ерофеева, М. А. Образовательное пространство образовательной организации для социализации личности / М. А. Ерофеева // Современные векторы в образовании: теория и практика : Статьи и материалы V Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 135-летию со дня рождения А.С. Макаренко, Коломна, 24 ноября 2023 года. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2024. – С. 111-119.
4. Ерофеева, М. А. К вопросу от эволюции непрерывного образования / М. А. Ерофеева, М. Ю. Кузнецов // Траектория развития субъектов образовательного процесса : Материалы II Международной научно-практической конференции, Воронеж, 01 марта 2024 года. – Воронеж: Истоки, 2024. – С. 34-39.
5. Карпов А.О. Исследовательское образование: ключевые концепты //Педагогика. М., 2011. №3. – С.20-30.
6. Карпов А.О. Общество знаний: генезис, исследовательское образование, университет 3.0-М: Канон +РООИ «Реабилитация», 2023.
7. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Издательство «Эгвес», 2008.
8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. /Парадоксы наследия. Векторы развития. – М.: Эгвес, 2000.
9. Орешкина А. К. Теория и методология высокотехнологичных направлений подготовки специалистов в системе высшего образования. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2023.
10. Орешкина А.К. Методологические основы подготовки специалиста для высокотехнологичных отраслей и производств в образовательном процессе непрерывного профессионального образования. – М.: Издательство Сеченовского Университета, 2023.
11. Роберт Э.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017.



