Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В данной статье представлен анализ конструирования нового теоретикометодологического обоснования механизма управления человеческим потенциалом организации. В качестве возможного подхода предлагается использовать компетентностно-маркетинговый подход. Проанализированы сложившиеся на сегодня в российской научной практике понимание компетентностно-маркетингового подхода и его применение в менеджменте в рамках маркетинговой компетентности и компетентностного подхода. Предложен анализ рассмотрения сущности и генезис понятия «компетентность». На сегодняшний день в российской научной практике не существует единого официально установленного подхода к разграничению понятий компетентность и компетенция. Предложен паспорт методологии компетентностно-маркетингового подхода. Обосновано, что компетентность человеческих ресурсов организации и её маркетинговая компетентность это два равных по значимости и влиянию на механизм интенсификации человеческого потенциала организации фактора. Предложено определение компетентностно-маркетингового подхода.
компетентность, компетентностно-маркетинговый подход, управление, человеческий потенциал, конкурентоспособность
1. Бей А.А., Бавыкина Е.Н. Реализация компетентностного подхода на предприятиях Алтайского края // Human Рrogress. – 2018. – Том 4, № 2 [Электронный ресурс] URL: http://progresshuman.com/images/2018/Tom4_2/Bey. pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ. EDN: https://elibrary.ru/XVLKYH
2. Глонь В.Я. К вопросу о разграничении понятий «маркетинговая компетентность» и «маркетинговая компетенция» // Проблемы современной экономики, N 2 (58), 2016 С. 135138. EDN: https://elibrary.ru/WONZFP
3. Глонь В.Я. Генезис понятия «маркетинговая компетентность» и проблема разграничения понятий «компетентность» и «компетенция» // Молодой учёный Международный научный журнал № 8 (112) / 2016.С.. 525532.
4. Зенкова Г.В. Значение проблемноориентированного подхода в научных исследованиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 21. – С. 127127; URL: https://appliedresearch.ru/ru/article/view? id=8443 (дата обращения: 25.01.2025)
5. Капустянова К.А., Гелета И.В. Совершенствование системы оценки конкурентоспособности персонала на предприятии // Символ науки. 2016. № 111. С. 6769.
6. Непочатых Е.П. Развитие представлений о понятиях «Компетенция» и «Компетентность» // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2013. №20 (163). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitiepredstavleniyoponyatiyahkompetentsiyaikompetentnost (дата обращения: 07.08.2025).
7. Никоненко А.В. Маркетинговый подход к определению понятий «конкурентоспособность рабочей силы» и «конкурентоспособность персонала» // Экономика транспортного комплекса. 2016. № 28. С. 3041. EDN: https://elibrary.ru/YUNACZ
8. Новиков А.М., Новиков Д.М. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – С. 9. EDN: https://elibrary.ru/PFGVMP
9. Павленков Ф. Словарь иностранных слов. СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1907 г.
10. Потуданская В.Ф., Новикова Т.В., Ваховский В.В. Трудовая мобильность как индикатор конкурентоспособности персонала // Российское предпринимательство. 2013. № 15 (237).
11. Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке, 2е изд. М.: Издательство И. Д. Сытина, 1907 г.
12. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Полиграфкнига, 1947.
13. Сапиженко В.В. Формирование конкурентоспособности управленческого персонала крупных промышленных предприятий: дисс. … канд. экон. наук. Иркутск, 2004. 147 с. EDN: https://elibrary.ru/MDPYFW
14. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: монография. Казань: Издво Казан. унта, 2002. 104 с.
15. Соловьева Ю.Н. «Маркетинг взаимоотношений: маркетинговая компетентность и методология стратегических альянсов: Монография». – СПб.: Инфода, 2005.
16. Смолькин В.П., Удалов О.Ф., Кутепова В.В. Формирование механизмов интенсификации человеческого потенциала организации в обеспечении её конкурентоспособности // вестник академии знаний. Всероссийский журнал. 2023. № 3 (56).
17. Смолькин В.П., Фадеева И.П. Внешние факторы управления человеческим потенциалом организации // вестник академии знаний. Всероссийский журнал. 2024. № 2 (61).
18. Смирнова А.Р. Пряжникова Е.Ю. Понятия «компетенция» и «компетентность» в ретроспективе и современности // Человеческий капитал, 2024, №3(183) с. 206219. DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2024.03.19; EDN: https://elibrary.ru/VHPGIX
19. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. – WileyInterscience, 1982.
20. Chumaidiyah E. Theoretical Framework: The Influence of Core Technical Competence and Core Marketing Competence to Competitive Advantage // Proceedings of the 2011 International Conference on Industrial Engineering and Operations Management. – Kuala Lumpur, 2011.
21. Chomsky Noam. Aspects of the Theory of Syntax. – Cambridge: The MIT Press, 1965. DOI: https://doi.org/10.21236/AD0616323
22. Hymes, D. On linguistic theory, communicative competence, and the education of disadvantaged children //Anthropological perspectives on education. New York: Basic Books. – 1971. – с. 51–66.
23. Eysteinsson F., Gudlaugsson T. The Essential Competencies of Marketing Managers in Retail firms // The European Institute of Retailing and Services Studies, 2010.
24. Natural competence [Эл. ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Natural_competence.
25. Katane I. A model of the system for supporting and stimulating the development of competitiveness of personnelof a modern enterprise as a learning organization has been developed // Proceedings of the international scientificconference, May 2324, 2014. Vol. 2. DOI: https://doi.org/10.17770/sie2014vol2.666
26. Li T., Calantone R.J. The impact of market knowledge competence on new product advantage: Conceptualization and empirical examination // Journal of Marketing. – 1998. № 62. – P. 13–29. DOI: https://doi.org/10.1177/002224299806200402; EDN: https://elibrary.ru/CXIBWX
27. Lynch R. Strategia corporativă. Chişinău: ARC, 2002.
28. McClelland D.C. Testing for competence rather than for «intelligence» //American psychologist. – 1973. – Т. № 1. – с. 1. DOI: https://doi.org/10.1037/h0034092
29. White, R. W. Motivation reconsidered: the concept of competence //Psychological review. – 1959. – Т. 66. № 5. – с. 297. DOI: https://doi.org/10.1037/h0040934
30. Webster F.E. Jr., Malter A.J., Ganesan S. The Decline and Dispersion of Marketing Competence // MIT Sloan Management Review. – 2005. – № 46.



