Статья посвящена изучению проблемы «преодоления прошлого» в немецкой культуре (через осмысление данного феномена средствами современного немецкого кинематографа и его возможностей как инструмента коммуникации) с позиций культурологии. Это предполагает включение в исследовательское поле ряда теоретических наработок и подходов отечественных и зарубежных культурологов, философов, культурных антропологов, кинокритиков и т.д. (А. Талала, Н. Рябчиковой, Й. Гисеке, Р. Мора, Д. Бойера и др.). В качестве эмпирической базы исследования проанализированы киноработы современных немецких режиссёров: Ф.Х. фон Доннерсмарка («Жизнь других»), В. Беккера («Гуд бай, Ленин!»), а также особенности тематизма и творческих методов представителей Берлинской школы. Выборка обозначенных кинолент в качестве материала исследования обусловлена следующими соображениями: представляющейся значимостью этих кинопроизведений, вызвавших достаточно серьёзную дискуссию на разных площадках: в научной среде, в кругах специалистов теоретиков и практиков (режиссёров, киноведов, кинокритиков и др.), а также в современном немецком обществе (в чём видится и практическая ценность изученных работ); необходимостью уточнить возможности средств киноязыка, позволяющих показать коммуникативный потенциал кинематографа, и немецкого в том числе, в качестве способа художественной и культурной рефлексии над проблемами «преодоления прошлого», идентичности, памяти, интерпретации прошлого, аксиологических, экзистенциальных оснований современной немецкой культуры и т.д.
немецкий кинематограф, преодоление прошлого, остальгия, СЕПГ, национальная идентичность
1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики [Текст] / Х.-Г. Гадамер. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
2. Дармина Е.А. Проблема «преодоления прошлого» в немецком научном дискурсе [Текст] / Е.А. Дармина // Концепт: философия, религия, культура. — 2023. — № 7(2). С. 36–49. — URL: https://doi.org/10.24833/2541-8831-20232-26-36-49 DOI: https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-2-26-36-49; EDN: https://elibrary.ru/ILDFLQ
3. Диденко В.Д. Идеи гуманизма в европейской и иранской культурных традициях (на примере иранского кинематографа) [Текст] / В.Д. Диденко, И.Е. Старовойтова, Т. Солги // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2023. — № 2. С. 29–34. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2023-12-2-29-34; EDN: https://elibrary.ru/WWWSFS
4. Исаева Ю.В. «Медленное кино» ("Cinema of slowness"):к истории понятия [Текст] / Ю.В. Исаева // Телекинет. 2018. — № 4. — С. 11–19. EDN: https://elibrary.ru/GONJGK
5. Романовская Е.В. Идентичность и коммеморация [Текст] / Е.В. Романовская, Н.Л. Фоменко // Власть. — 2015. № 7. — С. 81–84. EDN: https://elibrary.ru/UDRSBZ
6. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике [Текст] / П. Рикёр. — М.: Академический Проект, 2008. 695 с.
7. Рябчикова Н. Тайная жизнь ГДР стала явной [Электронный ресурс] // Утро.ру: инфор. Интернет-изд. 2007. 19 июля. URL: https://utro.ru/articles/2007/07/19/664340.shtml (дата обращения: 25.02.2025).
8. Рягузова Е.В. Память Другого или другая память: социально-психологический анализ коммеморативных практик [Текст] / Е.В. Рягузова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. — 2019. — Т. 19. — № 1. — С. 61–68. — DOI: https:// doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-61-68 EDN: https://elibrary.ru/PWIMPM
9. Талал А. Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка [Текст] / А. Талал. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 400 с.
10. Шредер П. Трансцендентальный сталь в кино [Текст] / П. Шредер. — М.: Московский международный университет. Московская школа нового кино: Des Esseintes Press, 2024. — 240 с.
11. Aynsley J. Goodbye Lenin!, Wolfgang Becker // Design and Culture, 2009, vol. 1, no. 2. pp. 189–192. DOI: https://doi.org/10.2752/175470709X12450568847451
12. Boyer D. Ostalgie and the politics of the future in Eastern Germany // Public Culture, 2006, vol. 2, no. 18. pp. 361–381. DOI: https://doi.org/10.1215/08992363-2006-008
13. Dale G. Heimat, Ostalgie and the Stasi: The GDR in German Cinema 1999–2006 // Debatte: Journal of Contemporary Central and Eastern Europe, 2007, vol. 15, no. 2, pp. 155–175. DOI: https://doi.org/10.1080/09651560701483253
14. Dueck С. The Humanization of the Stasi in "Das Leben der Anderen" // German Studies Review, 2008, vol. 31, no. 3, pp. 599–609.
15. Gieseke J. Stasi Goes to Hollywood: Donnersmarcks "The Lives of Others" und die Grenzen der Authentizität // German Studies Review, 2008, vol. 31, no. 3, pp. 580–588.
16. Lindenberger T. Stasiploitation: Why Not? The Scriptwriter's Historical Creativity in "The Lives of Others" // German Studies Review, 2008, vol. 31, no. 3, pp. 557–566.
17. Mohr R. Stasi ohne Spreewaldgurke // Spiegel-Online: общ.полит. Интернет-издание. 2006. 15 марта. URL: https://www.spiegel.de/kultur/kino/das-leben-der-anderen-stasi-ohne-spreewaldgurke-a-406092.html (дата обращения: 15.12.2024).



