Автор анализирует возможные пути решения проблемы греческого долгового кризиса. Необходимы как экономические, так и политические реформы, поскольку далеко разошлись ценности и интересы греческого государства и греческого общества, в том числе в контексте европейской интеграции. Задачей реформ является пересмотр доходной базы для получения налоговых и неналоговых поступлений государственного бюджета, непосредственное совершенствование фискального администрирования. Следует расширить бюджетные правомочия парламента Греции. Целесообразен переход к бюджетированию, ориентированному на результат, и к всеобщему программному бюджетированию. Вероятно, будет разработан отдельный пакет европейской помощи Греции, направленный на усиление интеграции Греции в структуры ЕС.
государственный долг, общая валюта, доходы бюджета, налоговая реформа, пенсионная реформа.
Автор весьма признателен А.Л. Кудрину за замечания к этой заметке, которые были тщательно учтены.
Современный греческий долговой кризис достаточно быстро перерос в широкомасштабный социально-экономический и политический кризис, который продолжает сотрясать греческую экономику, государство и общество.
В мире накоплен большой опыт решения долговых проблем различных стран. Одним из последних удачных обзоров долговой тематики, переведенных на русский язык, является работа К. Рейнхарта, К. Рогоффа [2]. Поэтому совместными усилиями «тройки кредиторов» (ЕС, МВФ и ЕЦБ) и нового правительства Греции схема реструктуризации государственного долга Греции будет согласована в ближайшее время.
Будет ли при этом списано 20% или 30%, или 50% долга, а остальное реэшелонировано на 10, 15 или 25 лет (условия реструктуризации долга), решающего значения для возрождения греческой экономики не имеет, так как не дает принципиального ответа, что делать греческому обществу с этим кризисом дальше. Более того, понятие «банкротство государства по причине невыплаты государственного долга»» носит эмоциональный, а не юридический характер, как и его последствия.
Изначально шокировавшие вопросы выхода или вывода Греции из членов Европейского Союза и (или) Европейского монетарного союза (зоны евро) серьезно уже не рассматриваются участниками переговоров по греческому долгу. Решительнее всех против исключения Греции из зоны евро выступил МВФ. Для МВФ единая валюта всегда была самодостаточной ценностью в связи со снижением транзакционных издержек экономического взаимодействия (однажды схожий совет очень дорого обошелся экономике новой России, когда на рубеже 90-х гг. прошлого века МВФ также считал необходимым сохранять рубль как единое платежное средство на территории бывшего Союза. Бывшие союзные республики наращивали эмиссию, а в России галопировала инфляция). Дискуссия же, которая с различной степенью интенсивности ведется в СМИ на эту тему, носит сугубо превентивный характер, направленный на общее укрепление финансовой дисциплины в европейских странах.
Поскольку реструктуризация долга Греции кредиторами проводится в обмен на радикальные реформы, принципиальным является характер, направления и сроки необходимых для Греции реформ, причем, на наш взгляд, реформ как экономических, так и политических. Слишком далеко разошлись ценности и интересы греческого государства и греческого общества, в том числе в контексте европейской интеграции. Греция безуспешно борется с поразившим ее кризисом с 2000 г., который, в свою очередь, был продолжением общемирового кризиса 1998 г.
Очевидно, что перед тем, как изучать любую проблему, ее надо количественно проанализировать. Одной из основных первоначальных причин, приведших к греческому кризису, была тотальная недостоверность статистической информации, поставляемой греческими властями самим себе и своим партнерам, в том числе по Европейскому Союзу. Не исключено, что полной статистической картины состояния греческой экономики не было и при вступлении этой страны в Евросоюз в 1981 г. Однако наиболее масштабная фальсификация статистических данных (на предмет соответствия Маастрихтским критериям) произошла при вступлении Греции в качестве члена в Европейский монетарный союз в 2001 г.
Даже сегодня статистическая информация, приходящая из Греции, удивляет аналитиков. Об этом, в частности, пишет французская «Фигаро» [5, р. 1]. Поэтому важно, что перед тем, как исправлять экономическую ситуацию, необходимо иметь адекватное представление о ее количественных особенностях. Следующий шаг – разработка высоковероятностного сценария развития ситуации в кратко- и среднесрочной перспективе.
Сейчас и невооруженным взглядом в Греции видно брошенное на полпути строительство многочисленных отелей, дорог, жилых зданий и офисов. Деловая активность продолжает свое падание, и, соответственно, безработица неуклонно растет и составляет сейчас 26,5% от трудоспособного населения страны. Более того, сезонное оживление, связное с туристическим бизнесом и сельскохозяйственными работами текущего урожая, заканчивается и следует ждать осеннего всплеска безработицы, что может привести к росту протестной социальной активности населения.
Тем более что в результате досрочных парламентских выборов 20 сентября 2015 г., независимо от того, что победила Коалиция радикальных левых сил «СИРИЗА», греческое общество расколото приблизительно пополам. Хотя здесь важно отметить, что греческие избиратели достаточно активно (свыше 50%) и регулярно участвуют в общенациональных волеизъявлениях. Вероятно, сказываются тысячелетние традиции греческой демократии.
Второй по важности инструментальной задачей реформ является пересмотр действующей и формирование новой доходной базы для получения налоговых и неналоговых поступлений государственного бюджета. Более того, партнеры Греции по Евросоюзу считают, что греческие юридические и физические лица массово уклоняются от уплаты положенных и начисленных налогов.
Исключительно необходима в нынешней ситуации работа с крупнейшими налогоплательщиками, в частности с пассажиро- и грузотранспортными компаниями морских перевозок и Греческой православной церковью – крупнейшим землевладельцем и владельцем недвижимости в Греции, которые в настоящее время пользуются большими налоговыми льготами. Кроме того, вклад туристического бизнеса, создающего 75% ВВП страны, в формирование доходной части государственного бюджета непропорционально мал.
Таким образом, непосредственное совершенствование фискального администрирования является насущной и сиюминутной задачей греческого правительства. Причем это не исключает необходимости проведения налоговой реформы, что является отдельным пунктом повестки дня реформ греческой экономики. Понятно, что целью реформы должны стать улучшение инвестиционного климата в стране и создание эффективной доходной базы для бюджетов всех уровней, включая социальные выплаты. Было бы разумно, наверное, несколько повысить ставку НДС, значительно сократив при этом ставку налога на прибыль.
Формирование скромной расходной части государственного бюджета Греции давно является очевидным как для кредиторов, так и для греческого правительства. По этому пути Греция уже идет последние пять лет. Например, дефицит государственного бюджета составил в 2010 – 11,1%, 2011 г. – 10,2%, 2012 г. – 8,7%, 2013 г. – 12,3, 2014 г. – 3,5% ВВП [4, р. 57]. Но если постатейное сокращение расходов – дело компромисса парламента и правительства Греции, то общая стратегия получения в ближайшей перспективе (например, в последующие три года) бездефицитного сбалансированного государственного бюджета без новых заимствований было бы важным вкладом в успешную экономическую реформу.
Бюджетный процесс в Греции, т.е. процедура разработки, принятия, исполнения и контроля за исполнением бюджета имеет резервы для своего совершенствования и повышения эффективности. В связи с этим было бы целесообразно, с одной стороны, расширить бюджетные правомочия парламента Греции касательно увеличения сроков рассмотрения бюджета в парламенте и усиления его полномочий в части формирования расходной части государственного бюджета. С другой стороны, было бы целесообразным вслед за переходом к бюджетированию, ориентированному на результат, начать переход к всеобщему программному бюджетированию [1], что позволило бы в обозримой перспективе существенно повысить эффективность и прозрачность бюджетных расходов в Греции.
Особой темой для Греции является проблема пенсионного обеспечения лиц старшего возраста, ставшая доминирующей статьей социальных расходов греческого государства. Практически здесь в процентном отношении таких граждан больше, чем где-либо в Европе по отношению к трудоспособному населению. Пенсионная реформа неизбежна: греческих граждан, вероятно, придется подразделять на возрастные кластеры, с различными уровнем и условиями пенсионного обеспечения. Например, можно вспомнить уроки такой реформы, изложенные в работе Э. Чейре [3].
В целом, Греция – страна очень удобная и перспективная для проведения успешных экономических реформ, так как имеет компактные размеры, относительно небольшую численность населения (около 10 млн человек) и высокий уровень индустриального развития. Как известно, в человеческом обществе никакие проблемы сами по себе не решаются – все вопросы решают конкретные люди. Для Греции, на наш взгляд, именно так стоит вопрос: где те прогрессивные личности и социальные группы, которые выведут греческую экономику и общество из глубокого кризиса?
Направление общеэкономических реформ в современной рыночной экономике широко известно – это либерализация, приватизация и коммерциализация. Этим принципам, которые крайне редко систематически претворяются в жизнь, противостоит другая триада – бюрократизация, огосударствление, регулирование. Как показывает опыт, политики пытаются искать выход между этими стратегическими экономическими триадами. Но, как говорится, если вы хотите оказаться на другом берегу реки – вам надо править выше по течению.
Вероятнее всего, помимо широкомасштабной программы реформ будущего греческого правительства, которую требует представить «тройка кредиторов», будет разработан отдельный пакет европейской помощи Греции, направленный на усиление интеграции Греции в структуры Евросоюза и иных европейских институтов. Непреложный факт того, что структуры Европы, в которых участвует Греция, прозевали греческий кризис, не может остаться незамеченным со стороны европейских политиков, прежде всего, стран-локомотивов Европейской интеграции – Германии и Франции.
Для Евросоюза исключительно важно добиться коллективного успеха в борьбе с греческим кризисом и не допустить расползания аналогичных экономических проблем на другие страны, которые могут в ближайшее время оказаться в таком же сложном положении, например Португалия.
При этом вряд ли кто-либо сомневается, что решение проблемы греческого кризиса будет найдено на взаимоприемлемых условиях – как для греческого правительства, так и для тройки кредиторов. Важно, чтобы внутри самого греческого общества был найден консенсус интересов различных социальных групп по ключевым вопросам и направлениям развития страны в послекризисный период и на перспективу в рамках единого европейского экономического и политического пространства.
1. Афанасьев М.П. Программный бюджет [Текст] / М.П.Афанасьев, А.А. Беленчук и др. - М.: Магистр, 2012.
2. Рейнхарт К. На этот раз все будет иначе [Текст] / К. Рейнхарт, К. Рогофф. - М.: Сбербанк, 2014.
3. Чейре Э. Частная система социального обеспечения [Текст] / Э. Чейре. - М.: Дело, 1992.
4. Greece in figures [Text] // Hellenic statistical authority, July-September 2015.
5. Hausse surprise de la croissance en Grèce [Text] // Le Figaro. Economie. 29-30/08/2015 # 22100/2