В статье рассматриваются актуальные проблемы повышения производительности труда. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» определены конкретные поручения Правительству Российской Федерации о принятии мер по увеличению производительности труда в 1,5 раза к 2018 г. относительно уровня 2011 г.. Для решения этой непростой задачи, с учетом отставания по этому важнейшему экономическому показателю в 2-2,5 раза от развитых стран, необходимо иметь ежегодный рост производительности труда на уровне 7-8% (справочно - средний темп роста производительности труда за предыдущие б лет с 2003-2010 годы составил 1 ОЗ^/о1). Одними призывами эту проблему не решить. Нужна государственная программа действий в виде Концепции и научно-обоснованных мероприятий по повышению производительности труда в Российской Федерации, актуальность которой трудно переоценить.
производительность труда, эффективность производства, человеческий потенциал, международный опыт
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. определены основные задачи в области повышения производительности труда.
На первом этапе (2012 г. к 2007 г.) - рост производительности труда определялся в предельных величинах 140-141 процентов. Фактические показатели составили - 109,3 процентов (см. табл. 1).
На втором этапе поставлены более амбициозные задачи достижения целевых макроэкономических индикаторов по росту производительности труда (2020 г. к 2012 г.) - 171-178 процентов, в том числе к 2018 г. - увеличение в 1,5 раза (по отношению к уровню 2011 г.).
Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2030 года, разработанных Минэкономразвития России определены три сценария достижения целевых параметров долгосрочной экономической политики государства, включая повышение производительности труда (см. табл. 2).
Сценарий консервативного развития экономики не позволяет достичь необходимых результатов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», включая рост производительности труда, который при данном сценарии увеличится в 1,3 раза.
Сценарий инновационного развития позволяет обеспечить значительное улучшение качественных характеристик экономического развития, однако достичь в полном объеме результатов, определенных Указом Президента Российской Федерации, не удается, в том числе и по росту производительности труда, который составит около 40 процентов.
Форсированный сценарий развития событий, в основе которого заложены стратегические планы развития высокотехнологических наукоемких отраслей, обеспечивающих развитие человеческого капитала, позволяет практически по всем параме-
1. Россия в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник/Росстат - М., стр. 43.
2. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г., № 1662-р).
4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России, Москва, 2013 г.).
5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены 31 января 2013 г.).
6. Прогнозирование производительности труда: методы и модели/А.А. Френкель - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007 г.