СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛАБОРАЦИИ И ИНКЛЮЗИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются теоретические и эмпирические основания содействия развитию социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях коллаборации и инклюзии. Обоснована актуальность проблемы в контексте реализации ФГОС ДО и современных гуманистических подходов 
в образовании. Описаны механизмы формирования компонентов социальной компетентности через совместную деятельность, эмоциональное взаимодействие и регуляцию поведения 
в детско-взрослом и детском сообществе. Представлены данные эмпирического исследования с участием 90 детей, включающие контрольную, экспериментальную группу с ЗПР и нормативно развивающихся сверстников. Использованы валидные методики, охватывающие ключевые аспекты: эмоциональная отзывчивость, диалог, аргументация, поведение 
в конфликте. Показана эффективность целенаправленного включения детей с ЗПР 
в коллаборативные формы взаимодействия в инклюзивной среде. Статистический анализ выявил достоверные положительные изменения в экспериментальной группе и тенденцию 
к сближению показателей с уровнем нормативно развивающихся детей. Сделан вывод 
о высокой эффективности коллаборативного подхода как ресурса инклюзивного воспитания.

Ключевые слова:
социальная компетентность, дошкольный возраст, задержка психического развития, инклюзия, коллаборативные технологии, совместная деятельность, эмпатия, диалог, поведение в конфликте
Список литературы

1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Е. Алексеева. – М.: Юрайт, 2020. — 196 с. EDN: https://elibrary.ru/DMSWMQ

2. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Кн. 1 [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – М.: Амрита-Русь, 2010. – 286 с.

3. Ананьева Е. В. Модель социального взаимодействия старших дошкольников, имеющих задержанное развитие, с нормативно развивающимися сверстниками [Текст] / 
Е. В. Ананьева // Специальное образование. –– 2019. – № 4 (56). – С. 6–16. DOI: https://doi.org/10.26170/sp19-04-01; EDN: https://elibrary.ru/EZZLNT

4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] /М. М. Бахтин. – М.: Искусство, 
1986. – 445 с. EDN: https://elibrary.ru/VQMUMN

5. Волосовец Т. В. Художественное развитие дошкольников [Текст] / Т. В. Волосовец, 
И. Л. Кириллов, И. А. Лыкова. — М.: Русское Слово, 2015. – 216 с.

6. Воронич Е. А. Особенности коммуникативных умений старших дошкольников в процессе диалога со сверстниками [Текст] /Е. А. Воронич // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 21. — С. 321–323. EDN: https://elibrary.ru/UYJUXD

7. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Юрайт, 2024. – 432 с.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.

9. Компетентностно-ориентированный подход в образовании детей дошкольного возраста [Текст]: сборник науч.-метод. работ / под ред. О.В. Дыбиной. – Тольятти: ТГУ, 
2008. - 156 с.

10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже. — М.: АСТ, 2022. – 416 с.

11. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155: 
(ред. от 21.01.2019) // Национальная ассоциация развития образования и науки: [сайт]. М., 2019. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 03.06.2025).

12. Broekhuizen M.L., Mokrova I.L., Burchinal M.R., Garrett-Peters P.T. Classroom Quality 
at Pre-kindergarten and Kindergarten and Children's Social Skills and Behavior Problems. Early Child Res Q. 2016 3rd Quarter; 36: pp. 212-222. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2016.01.005.

13. Frederickson N., Warren L., & Turner J. "Circle of Friends"-An Exploration of Impact Over Time. Educational Psychology in Practice, 2005, 21(3), pp. 197–217. https://doi.org/10.1080/
02667360500205883. DOI: https://doi.org/10.1080/02667360500205883

14. Hakkarainen P., Bredikyte M. The zone of proximal development in play and learning // 
Cultural-historical psychology. 2008, 4, pp. 12–19. EDN: https://elibrary.ru/JXEDDR

15. Khatab S., Hijab M. H. F., Othman A., & Al-Thani D. Collaborative play for autistic children: 
A systematic literature review. Entertainment Computing, 100653. https://doi.org/10.1016/
j.entcom.2024.100653. DOI: https://doi.org/10.1016/j.entcom.2024.100653

16. Ministry of Education New Zealand. Te Whāriki: Early Childhood Curriculum. – Wellington, 2017. https://birthto5matters.org.uk/wp-content/uploads/2021/03/PDF-8-Te-Whariki-Early-Childhood-Curriculum-ENG-Web.pdf.

17. OECD. Starting Strong V: Transitions from Early Childhood Education... — Paris: OECD Publishing, 2017. https://www.oecd.org/en/publications/starting-strong-v_9789264276253-en.html.

18. Ontario Ministry of Education. How Does Learning Happen? — 2014. https://files.ontario.ca/edu-how-does-learning-happen-en-2021-03-23.pdf.

19. Sammons, P., Sylva, K., Melhuish, E., Siraj-Blatchford, I., Taggart, B., Hunt, S., & Jelicic, 
H. Effective pre-school and primary education 3–11 project: Influences on children’s cognitive and social development in year 6. Department for Children, Schools and Families / Institute 
of Education, University of London, 2008.

20. Sheridan S. Discerning pedagogical Quality in Preschool // Scandinavian Journal of Educational Research. 2009. 53(3), pp. 245-261. DOIhttps://doi.org/10.1080/00313830902917295.

21. Siraj-Blatchford, I., Sylva, K. (2004). Researching pedagogy in English pre-schools. British Educational Research Journal, 2004, 30 (5), pp. 713-730. https://doi.org/10.1080/
0141192042000234665. DOI: https://doi.org/10.1080/0141192042000234665

22. Tan R. Exploring Successful Inclusive Practice in China: An Inclusive Public Kindergarten 
in Shanghai// International Handbook of Inclusive Education Global, National and Local Perspectives, 2021, pp. 313-328. DOIhttps://doi.org/10.2307/j.ctv1f70kvj.20

Войти или Создать
* Забыли пароль?