Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Одинцово, Россия
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Актуальность представленного исследования определяется тем, что в развитии организации в соответствии с основными законами диалектики всегда существует дилемма между изменениями и стабильностью деятельности. При этом, с одной стороны, совершенно закономерно, что в деятельности организации на смену периода реализации напрашивающихся изменений приходит период стабильности, связанный с использованием результатов этих улучшающих изменений. С другой стороны, если этап стабильности в деятельности организации переходит в фазу бюрократического торможения развития, то это весьма опасная ситуация. В этой связи рассмотрение обучающейся организация как антипода бюрократической организации с точки зрения перспектив развития в период происходящей смены технологических укладов представляется значимым вопросом. Целью представленных исследований является определение принципиальных отличий обучающейся организации от бюрократической в интересах определения рациональных областей их использования в различных условиях развития. Научная новизна полученных результатов заключается в анализе особенностей реализации в современной организации постулатов обучающейся организации (касающихся ключевых компетенций, стратегических намерений, стратегических воззрений как источника напряжений и самой стратегии как системы рычагов) и пропорций их применения в сочетании с постулатами функционирования бюрократической организации. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования предлагаемого взвешенного подхода к формированию стратегии развития с учетом сильных и слабых сторон как обучающейся, так и бюрократической организации.
обучающаяся организация, бюрократическая организация, антитеза
1. Boisot, M. H., ed. Information Space: A Framework for Learning in Organizations, Institutions and Culture (London: Routledge, 1995).
2. Braybrooke, D., and Lindblom, C. E. A Strategy of Decision (New York: Free Press, 1963).
3. Burgelman, R. A. «A Process Model of Strategic Business Exit: Implications for an Evolu tionary Perspective on Strategy». Strategic Management Journal (17, 1996: 193–214). DOI: https://doi.org/10.1002/smj.4250171012
4. Fayol, Henri. Administration industrielle et Générale — Paris. — Dunod et Pinat. 1916 — 174 p.
5. Hamel, G., and Prahalad, C. K. «Strategic Intent». Harvard Business Review (May–June 1989: 63–76).
6. Hamel, G., and Prahalad, C. K. «Strategy as Stretch and Leverage» Harvard Business Review (71, 2, March–April 1993: 75–84).
7. Itami, H., with T. W. Roehl. Mobilizing Invisible Assets (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1987). DOI: https://doi.org/10.4159/9780674038981
8. McKinsey Matrix/GE Business Screen. https://www.12manage.com/methods_ge_mckinsey.html
9. Nelson, R. R., and Winter, S. G. An Evolutionary Theory of Economic Change (Boston: Har vard University Press, 1982).
10. Nonaka, I., and Takeuchi, H. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation (New York; Oxford University Press, 1995). DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780195092691.001.0001
11. Prahalad, C. K., and Hamel, G. «The Core Competence of the Corporation» Harvard Business Review (68, 3, May–June 1990: 79–91).
12. Quinn, J. B. «Strategic Change: ‘Logical Incrementalism.’» Sloan Management Review (Fall 1978: 7–21).
13. Robert M. Randall «Sniping at Strategic Planning». Planning Review (May 1984: 8–11). DOI: https://doi.org/10.1108/eb054057
14. Shava E. and Muringa T.P. (2024) Curbing bureaucratic limitations through continuous learning in local government in South Africa. Front. Polit. Sci. 6:1435414. DOI: https://doi.org/10.3389/fpos.2024.1435414; EDN: https://elibrary.ru/FGREBM
15. Shcherbina V. V., Popova E. P. (2019), “University as a specific type of organization, its functions and relationships with the external environment”, Research Result. Sociology and management, 5(4), 184-199. DOI: https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-4-0-16; EDN: https://elibrary.ru/MKBIHO
16. Shewhart, Walter Andrew. A study of the accelerated motion of small drops through a viscous medium. — Press of the New Era Printing Company, 1917. — P. 433. DOI: https://doi.org/10.1103/PhysRev.9.425
17. Tampoe, M. «Exploiting the Core Competence of Your Organization. » Long-Range Planning (27, 4, 1994: 60–77). DOI: https://doi.org/10.1016/0024-6301(94)90057-4
18. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес; пер. с англ. В. Кузина. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 512 с.
19. Виташов Д.С. Преодоление бюрократических тенденций в крупных государственных организациях. Монография. М.: Изд-во «Спутник+», 2015. 164 с. EDN: https://elibrary.ru/UJNWMD
20. Дементьева А.Г. Обучающаяся организация в современной системе развития персонала компании. // Вопросы экономики и права. 2018. № 119. С. 115-119. EDN: https://elibrary.ru/YABACT
21. Ильин, Г.Л. (2012). Размышления о бюрократизации и коррупции в отечественном образовании. Вестник практической психологии образования, 9(1), 20–26. EDN: https://elibrary.ru/FBBPGY
22. Ключарев Г.А. Об "обучающихся организациях" и корпоративном образовании в инновационном контексте. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 121-133. DOI: https://doi.org/10.15838/esc/2014.6.36.10; EDN: https://elibrary.ru/TEOOSF
23. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001. – 572 с.
24. Макарин А.В. Российская бюрократия: проблемы и перспективы. - Санкт-Петербург: Фонд развития конфликтологии, 2017. – 374 с. EDN: https://elibrary.ru/ZWJZJT
25. Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 367 с.
26. Митюкова Е.В. Социальное проектирование обучающейся организации в условиях современной России: автореферат дис. кандидата социологических наук: 22.00.08 / Митюкова Елена Викторовна. - Саратов, 2007. - 23 с. EDN: https://elibrary.ru/NIYNVP
27. Осипов А.М. Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий. // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. С. 15–33. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.2; EDN: https://elibrary.ru/UOVTMS
28. Суханова Г.Н., Титов В.Н. Человеческий фактор в бюрократической организации: возможности и ограничения. // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2016. Т. 5. № 6. С. 5-12. DOI: https://doi.org/10.12737/24099; EDN: https://elibrary.ru/YSFAPQ
29. Тебекин А. В., Митропольская-Родионова Н. В., Хорева А. В. (2022). Проблемы и перспективы развития НИО.2 в рамках шестого технологического уклада // Ноономика и ноообщество: Альманах трудов ИНИР им. С. Ю. Витте. Т. 1, № 2. С. 57–75. DOI: https://doi.org/10.37930/2782-618X-2022-1-2-57-75; EDN: https://elibrary.ru/QAGMQQ
30. Тебекин А.В. Изменение содержания труда, характера трудовых отношений, системы ценностей организации и мотивов трудовой деятельности при переходе экономики к новому технологическому укладу. // Транспортное дело России. 2022. № 1. С. 70-77. DOI: https://doi.org/10.52375/20728689_2022_1_70; EDN: https://elibrary.ru/CUIQCR
31. Тебекин А.В. Использование базовых положений школы обучения Ч. Линдблома в интересах развития системы образования с учетом вызовов ХХI века. // Журнал педагогических исследований. 2024. Т. 9. № 1. С. 30-43. DOI: https://doi.org/10.12737/2500-3305-2024-9-1-30-43; EDN: https://elibrary.ru/NZHYQE
32. Тебекин А.В. Использование постулатов школы обучения стратегического менеджмента в интересах развития персонала организации с учетом вызовов ХХI века. // Теоретическая экономика. 2024. № 2 (110). С. 66-79. EDN: https://elibrary.ru/VJDJPC
33. Тебекин А.В. Использование стратегии обучения в развитии профессиональной организации: теоретико-методологический аспект. // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 4. С. 623-636. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-4-4; EDN: https://elibrary.ru/NIBYDV
34. Тебекин А.В. Критерий количественной оценки перспектив стратегического развития, формируемого на основе модели внутренних корпоративных инициатив. // Журнал исследований по управлению. 2023. Т. 9. № 6. С. 3-17. EDN: https://elibrary.ru/PEYYSL
35. Тебекин А.В. Парадигма ориентации на разработку эффективных стратегий взамен стратегий с эффектными формулировками в школе обучения Ч. Линдблома. // Журнал философских исследований. 2023. Т. 9. № 2. С. 42-54. EDN: https://elibrary.ru/FKGZJQ
36. Тебекин А.В. Переход от формулирования стратегии к ее формированию как путь обеспечения эффективности развития в школе обучения Ч. Линдблома. // Транспортное дело России. 2023. № 6. С. 146-151. DOI: https://doi.org/10.52375/20728689_2023_6_146; EDN: https://elibrary.ru/ATQGQY
37. Тебекин А.В. Постулаты школы обучения стратегического менеджмента Чарльза Линдблома: философский аспект. // Журнал философских исследований. 2023. Т. 9. № 3. С. 45-58. EDN: https://elibrary.ru/IEVXYF
38. Тебекин А.В. Роль развивающейся стратегии школы обучения Ч. Линдблома в повышения эффективности функционирования организации в современных условиях. // Транспортное дело России. 2024. № 3. С. 93-100. EDN: https://elibrary.ru/QVMVLJ
39. Тебекин А.В. Философия инкрементализма как ключ к пониманию процессов формирования стратегий развития в школе обучения Ч. Линдблома. // Теоретическая экономика. 2023. № 8 (104). С. 12-24. EDN: https://elibrary.ru/CGZPRW
40. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Логический инкрементализм как базовая основа формирования стратегий развития в научной школе обучения Ч. Линдблома. // Транспортное дело России. 2023. № 4. С. 81-88. DOI: https://doi.org/10.52375/20728689_2023_4_81; EDN: https://elibrary.ru/CGIFYP
41. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Философия школы обучения Ч. Линдблома: эффективность на смену эффектности. // Транспортное дело России. 2023. № 3. С. 43-48. DOI: https://doi.org/10.52375/20728689_2023_3_43; EDN: https://elibrary.ru/RACQIS
42. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Влияние школ стратегического менеджмента и маркетинга на современное развитие подходов к управлению. // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2019. № 3. С. 14-23. EDN: https://elibrary.ru/CCJHBT
43. Тебекин А.В. Управление развитием организации сквозь призму эволюционной теории Р. Нельсона и С. Уинтера. Наука и искусство управления. 2024;(2):36-54. DOI: https://doi.org/10.28995/2782-2222-2024-2-36-54; EDN: https://elibrary.ru/KICXZP
44. Тебекин, А.В. Причины игнорирования стратегических инициатив в современных концепциях стратегического развития макроэкономических систем: теоретико-методологический аспект/А.В. Тебекин. - Текст: электронный // Теоретическая экономика. - 2023 - №10. - С.92-105. EDN: https://elibrary.ru/CQOJBI



