Россия
Россия
УДК 77.03 Документальная фотография. Фотографические записки и их оценка
В статье раскрыты коммуникативные возможности фотографии как инструмента популяризации науки в условиях медиатизации науки. Исходная проблема – разрыв между ростом реального значения науки и уровнем знаний и доверия к науке у массовой аудитории. Цель статьи – показать роль искусства фотографии как средства популяризации науки в медиасреде посредством формирования позитивного образа науки у массовой аудитории. Теоретической базой исследования стали работы отечественных авторов по проблемам взаимоотношений массмедиа и науки, эмпирической – материалы электронных ресурсов научной тематики. Современные медиа осуществляют наглядную презентацию научного знания. Важным средством метафорической визуализации выступает фотография. Фотоискусство способно компактно репрезентировать научный контент, отличается высоким уровнем эмоционального воздействия на аудиторию и легкостью считывания информации. Цифровые технологии с использованием фотографии создают визуальный нарратив, имеющий многослойную смысловую структуру. Роль фотографии рассмотрена: во-первых, в контексте доступного «перевода» научного знания на массовый язык; во-вторых, в связи с решением задачи доверия к науке; в-третьих, в связи с формированием позитивного мифа о науке, актуального в свете преодоления постмодернистских представлений. Статья может быть интересна исследователям средств популяризации науки, создателям научнопопулярного контента в СМИ, теоретикам и практикам фотоискусства.
коммуникация, медиа, популяризация науки, мифологизация науки, фотография, имидж науки, доверие к науке
1. Анохина В.В. Медиатизация как фактор трансформации социальных пространств и метаморфозы культурных традиций [Текст] / В.В. Анохина // Философия и социальные науки. — 2015. — № 3. — С. 13–18. EDN: https://elibrary.ru/ZPFGGS
2. Герасимова И.С. Зарубежный опыт визуализации научной информации в массмедиа [Текст] / И.С. Герасимова // Медиаскоп. — 2016. — Вып. 4. — URL: http://www.mediascope. ru/node/2185 EDN: https://elibrary.ru/YHCXBH
3. Гуреева А.Н. Трансформация научной коммуникации в контексте медиатизации (теоретическое обоснование и практическое применение) [Текст] / А.Н. Гуреева, В.С. Кузнецова // МедиаАльманах. — 2020. — № 5. С. 49–57. DOI: https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.5.2020.4857; EDN: https://elibrary.ru/NCWYUM
4. Добросклонская Т.Г. Медийная картина мира как объект научного описания [Текст] / Т.Г. Добросклонская, Б.Е. Ломакин // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2023. — № 5. С. 63–71. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2023-12-5-63-71; EDN: https://elibrary.ru/OQAVLT
5. Зарубина Н.Н. Доверие к науке в современной России в контекстах множественности форм знания [Текст] / Н.Н. Зарубина // Социологические исследования. 2018. — № 5. — С. 110–120. DOI: https://doi.org/10.7868/S0132162518050100; EDN: https://elibrary.ru/URNLXL
6. Клушина Н.И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль [Текст] / Н.И. Клушина // Русская речь. — 2014. — № 1. — С. 66–73. EDN: https://elibrary.ru/RXSIET
7. Мельникова И.Ю. Применение тейнментных коммуникаций на российском медиарынке: проблемы и перспективы [Текст] / И.Ю. Мельникова, М.Ю. Абабкова, К.А. Волкова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2024. — № 3. — С. 85–91. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2024-13-3-85-91; EDN: https://elibrary.ru/ELKOTK
8. Старовойтова И.Е. Популяризация научного знания в медиасреде: позитивные и негативные аспекты [Текст] / И.Е. Старовойтова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2024. — № 6. С. 77–83. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2024-13-6-77-83; EDN: https://elibrary.ru/CEZHBE
9. Терентьева И.Н. Фото-текст: раскрытие или конструирование реальности? [Текст] / И.Н. Терентьева // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». — 2014. — № 3. С. 16–21. EDN: https://elibrary.ru/TPGIAL
10. Фетисова Е.Н. Мифологизация науки в творчестве отечественных философов [Текст] / Е.Н. Фетисова // Общество: философия, история, культура. — 2025. — № 2. С. 75–81. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2025.2.9; EDN: https://elibrary.ru/YZRCDS
11. Hjarvard S. The Mediatization of Society: A Theory of the Media as Agents of Social and Cultural Change. In Northern Lights 2008 Yearbook of Film & Media Studies. Bristol: Intellect Press. 2008, pp. 105–134.



