ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ: ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты комплексного исследования проблем дошкольной инклюзии, связанных с подготовкой кадров. Авторы анализируют ключевые трудности, 
с которыми сталкиваются педагоги: недостаточное знание особенностей психофизического развития детей с ОВЗ, слабое владение коррекционными методиками, сложности организации взаимодействия между детьми с разными возможностями, а также низкий уровень сотрудничества с родителями. На основе данных, полученных в ходе исследования (анкетирование, тестирование, анализ заключений ПМПК в 34 ДОО Москвы и области), выявлены системные пробелы в профессиональной подготовке воспитателей и специалистов сопровождения. Так, 80% педагогов не могут точно определить признаки отклонений 
в развитии, 60% недооценивают их значимость, а 75% отмечают нехватку методической поддержки. Особое внимание уделяется дисфункции ПМПк: нехватке специалистов, формальному подходу к разработке индивидуальных маршрутов и слабой вовлечённости воспитателей в процесс сопровождения. В качестве решений предлагаются: модернизация программ повышения квалификации с акцентом на практико-ориентированные методы, создание чётких алгоритмов междисциплинарного взаимодействия, разработка адаптированных методических материалов для педагогов и активное вовлечение родителей через консультативную поддержку. Подчёркивается, что успешная инклюзия требует 
не только нормативно-правовой базы, но и системной работы по развитию профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова:
дошкольная инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья, подготовка кадров, профессиональные компетенции, коррекционная работа, 
психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), междисциплинарное взаимодействие, методическая поддержка, повышение квалификации, инклюзивное образование
Список литературы

1. Бахарев А. В. Развитие инклюзивных практик в истории современного российского образования: дисс. канд. пед. наук. / А.В. Бахарев. – М., 2018. - 149 с.

2. Браткова, М. В. Специфика включения ребенка с неярко выраженными отклонениями 
в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутистического спектра) / 
М. В. Браткова, О. В. Караневская // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С. 76-80. EDN: https://elibrary.ru/QFSLPF

3. Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты [электронный ресурс] //Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Н.Н. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results (дата обращения: 28.04.2025).

4. Гребенникова В.М. Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования 
в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15926 (дата обращения: 20.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/TGQQBV

5. Дети с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Министерство просвещения РФ. – URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/ (дата обращения: 14.05.2025) Дата обновления: 25.01.2023, 14:21.

6. Емельянова И. Д., Маркова С. В., Подольская О. А. Профессиональная компетентность педагогов, реализующих инклюзивную практику в системе дошкольного образования, как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 361-376. doi:https://doi.org/10.32744/pse.2019.4.28. EDN: https://elibrary.ru/DDXMYC

7. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего возраста с высоким риском нарушения психич. развития в педиатрической практике: докт. пед. наук. – М.: Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2014. – 351 с.

8. Малофеев Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам 
с отклонениями в развитии. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

9. Огольцова, Е. Г. Развитие инклюзивного образования в России / Е. Г. Огольцова, 
А. Э. Тимохина, Е. А. Сергеева. Текст: непосредственный Молодой ученый. 2017. № 50 (184). - С. 249-252. URL: https://moluch.ru/archive/184/47136/ (дата обращения: 20.05.2025).

10. Письмо Минпросвещения России от 16.08.2023 № 03-1321 «О направлении методических рекомендаций»: [вместе с «Методическими рекомендациями по планированию и реализации образовательной деятельности ДОО в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования», «Ответами на типовые вопросы по внедрению Федеральной образовательной программы дошкольного образования 
в образовательную практику»] [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_455069/ (дата обращения: 14.05.2025).

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 14.05.2025).

12. Развитие инклюзивного образования в Москве: Коллективная монография / 
Ю. А. Афанасьева, М. В. Браткова, А. А. Еремина [и др.]; под редакцией Н.М. Назаровой, И.М. Яковлевой. М.: ЛОГОМАГ, 2014. 158 с. EDN: https://elibrary.ru/TQCZWP

13. Ремезова Л.А. Теория и практика инклюзивного дошкольного образования: актуальное состояние и тенденции развития [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 1. С. 53—61. doihttps://doi.org/10.17759/jmfp.2018070106. EDN: https://elibrary.ru/UQXIEE

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_
doc_LAW_140174/ (дата обращения: 14.05.2025).

15. Шматко. Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников// Воспитание и обучение детей 
с нарушениями в развитии. – 2010. - №5. – С. 12-19. URL: https://ikp-rao.ru/txt/1523558865399.pdf (дата обращения: 13.03.2025). EDN: https://elibrary.ru/MVHJXH

Войти или Создать
* Забыли пароль?