УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
С каждым годом вопросы по развитию механизмов и мер поддержки предпринимательских структур становятся все более актуальными, как для частных лиц, так и для представителей бизнеса-структур. Наибольшей актуальностью на наш взгляд выступают механизмы государственной поддержки бизнеса, путем снижения налоговой нагрузки. В условиях сложной экономической ситуации государство стремится найти баланс между пополнением бюджета и поддержкой своих граждан и предпринимателей. Одним из таких инструментов является налоговая амнистия, направленный на трансформацию бизнес-структур и легализацию экономики. 2025 год ориентирован на проведение очередной налоговой амнистии, которая обещает стать важным событием для многих участников рынка. Ее актуальность обусловлена рядом фактор: борьба с теневой экономикой, стимулирование структурных изменений бизнеса, риски активной цифровизации ФНС, синергия налоговой реформы и пр. Целью данной работы является рассмотрение основных правовых аспектов предстоящей амнистии текущего года, анализ ее возможных последствий и оценка перспективы для различных категорий налогоплательщиков. Нам представляется, что изучение трансформации бизнес-структур под воздействием налоговой амнистии связан с ее ролью в перезагрузки налоговой культуры. Исследование необходимо для разработки адаптивных стратегий и оценки эффективности амнистии, как инструмента экономической политики
трансформация бизнес-структур, налоговая амнистия, дробление бизнеса, малый и средний бизнес, экономическая легитимность, налоговые санкции
Введение
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 г. содержит важное поручение, направленное на поддержку малого и среднего бизнеса. Речь идет о налоговой амнистии, призванной помочь предпринимателям, которые применяют специальные налоговые режимы (УСН, патентная система), столкнувшимися с проблемой дробления бизнеса. Данная ситуация, активно контролируемая налоговыми органами в последние годы, заключалась в искусственном разделении одного бизнеса на несколько юридических лиц для сохранения права на льготные налоговые режимы. Теперь же государство предлагает применение налоговой амнистии, как шанс на легализацию и избавление от тяжелых последствий.
Нам представляется, что такой подход может помочь легализовать бизнес, который возможно использовал схемы дробления для оптимизации фискальных платежей, а также будет способствовать улучшению экономического климата в стране и привлечению новых инвестиций.
Материал и методы исследования
Статья сочетает юридический, экономический и практический подходы, опираясь на нормативные акты Федеральной налоговой службы РФ, экспертные оценки, судебную практику и сравнительный анализ. В процессе исследования авторами были также использованы официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ. Это позволяет аудитории получить комплексное представление о налоговой амнистии, ее механизмах и потенциальных результатах. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы познания, включающие принцип объективности, системности, индукции, дедукции и др. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: описательный, лингвистический, сравнительно-правовой.
Результаты исследования и их обсуждение
Предусматривается введение механизма постепенного и поэтапного перехода субъектов налогового права с упрощенной системы налогообложения на общий режим. «Одновременно предлагаются меры для противодействия недобросовестным схемам дробления бизнеса, которые позволяют компаниям получать конкурентные преимущества за счет уклонения от уплаты косвенных налогов. Следует отметить, что такая практика ведет к искажению равной налоговой нагрузки, нарушая основной принцип справедливости налогообложения» [9].
Следует понимать, что дробление бизнеса представляет собой разделение единой хозяйственной деятельности между формально независимыми юридическими лицами, находящимися под контролем одних и тех же лиц. Такого рода действия направлены на искусственное занижение налоговых обязательств за счет использования льготных режимов налогообложения и выхода за рамки допустимых норм права, установленных ст. 54.1 НК РФ, при расчете налоговой базы, а, следовательно, и суммы налога.
Получить налоговую амнистию вправе организации и ИП, которые в 2022–2024 гг. применяли противоправную схему минимизации налогов с целью применять спецрежимы. При этом следует отметить, что ФНС в пункте 8 Рекомендаций из письма от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@ выделяет случаи, при которых налоговая амнистия неприменима, а именно:
- «субъект не отказался от дробления бизнеса в 2025–2026 гг.;
- дробление бизнеса выявлено за периоды 2021 г. и ранее;
- решение по результатам налоговой проверки за налоговые периоды 2022–2024 гг. вступило в силу до 12.07.2024 года»[6].
Важно подчеркнуть, что налоговая амнистия предусматривает списание задолженности (ст. 119-122 НК РФ), начисленной в результате дробления бизнеса по итогам налоговых проверок. Условия применения амнистии зависят от периода отказа субъекта налогообложения от схемы дробления:
- 2022 -2024 гг. – если субъект прекратил процедуру дробления бизнеса с 1 января 2025 г.;
- 2022-2023 гг. – если отказ от процедуры дробления произошел в 2025-2026 гг., но только после инициирования выездной налоговой проверки за этот период.
ФНС в пунктах 1 и 8 Рекомендаций из письма от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@ привела перечень налогов и взносов, на которые амнистия распространяется.
Таблица 1
Перечень налогов и взносов, к которым применима или нет амнистия
Table 1
List of taxes and contributions to which the amnesty is applicable or not
Перечень налогов и взносов |
Амнистия применима |
Налоги и взносы, соответствующие пени и штрафы по статьям 119, 120 и 122 НН, доначисленные в связи с дроблением бизнеса |
+ |
НДФЛ и страховые взносы, доначисленные в связи с занижением или сокрытием заработной платы. Нарушение не связано с дроблением бизнеса. |
- |
Налог на прибыль организаций (НДФЛ ИП на ОСНО, налоги при УСН, ЕСХН), доначисленный участниками схемы дробления, в связи с занижением или сокрытием выручки (доходов). Нарушение не связано с дроблением бизнеса. |
- |
Страховые взносы при дроблении бизнеса в целях получения лицами статуса субъектов малого и среднего предпринимательства для применения пониженного тарифа страховых взносов. |
- |
НДС в связи с применением льгот в сфере общественного питания. Дробление бизнеса в целях освобождения от налогообложения НДС услуг общественного питания, не превышающих по выручке 2 млрд. руб. в год (подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ). |
- |
НДПИ при дроблении бизнеса с целью занижения себестоимости полезного ископаемого. |
- |
Источник: составлено авторами на основании [6]
С 2024 г. в России вступили в силу новые правила, касающиеся подачи уточненных налоговых деклараций. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона от 12.07.2024 №176-ФЗ и п.12 Рекомендаций из письма ФНС от 18.10.2024 (СД-4-2/11836@), данный вид документа лишь может помочь в смягчении последствий, но не отменяют их полностью. Это создает определенную правовую неопределенность для налогоплательщиков, которые должны тщательно взвешивать свои действия.
Отказ от дробления бизнеса и переход к консолидации доходов всей группы компаний может привести к изменению налогового режима. В таком случае компании должны будут учитывать все доходы и расходы в рамках единой группы, что может повлечь за собой увеличение налогового бремени, а, следовательно, субъектам налоговых правоотношений придется перейти на общую систему налогообложения (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ).
Сам порядок списания долгов по налогам, пеням и штрафам зависит от того, как и когда организация отказалась от дробления бизнеса. Если решение, которым инспекция доначислила недоплаченные фискальные обязательства за налоговые периоды 2022–2024 годов вступило в силу раньше 12 июля 2024 года, получить амнистию в отношении данного решения не получится, а, следовательно, решение продолжит действовать (ч. 3 ст. 6 Закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ).
Следует отметить, что перечень критериев для оценки бизнеса на дробление законодательно не утвержден. Налоговые инспекции выявляют схемы дробления с учетом фактических обстоятельств деятельности группы компаний в каждом конкретном случае (письмо ФНС от 09.08.2024 № СД-4-7/9113, п. 2 Рекомендаций из письма ФНС от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@).
Термин «дробление бизнеса» закрепили в подпункте 1 пункта 1 Закона № 176-ФЗ от 12.07.2024. Предложенные термины «дробление бизнеса» и «единая предпринимательская деятельность» определяют через понятия, которые имеют либо субъективную оценку, либо представлены в обобщающем значении. ФНС отмечает, что данные понятия не имеют цели установить новые правила по доказыванию признаков дробления бизнеса (письмо ФНС от 09.08.2024 № СД-4-7/9113, п. 2, 3 Рекомендаций из письма ФНС от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@).
Следует подчеркнуть, что консолидирующие лица в бизнесе – это те, кто фактически принимает управленческие решения и влияет на результаты деятельности компании, даже если формально они не являются их владельцами. Налоговые инспекции могут учитывать эти факты при расследовании случаев дробления бизнеса. Так, если они установят, что несколько формально самостоятельных компаний фактически контролируются одним и тем же лицом или группой лиц, это может привести к пересмотру налогового статуса этих компаний и применению более строгих налоговых мер (п. 4 Рекомендаций из письма ФНС от 18.10.2024 № СД-4-2/11836@). В таких случаях целесообразно обеспечить прозрачность и корректное отражение всех управленческих структур и отношений в документации компании, чтобы избежать налоговых последствий и штрафов.
1. Haddad, A. Tax Amnesty in Morocco: Solution to a Crisis or a Crisis of Solution / A. Haddad // Journal of Tax Reform. – 2024. – Vol. 10, No. 3. – P. 628-642. – DOIhttps://doi.org/10.15826/jtr.2024.10.3.188. – EDN NOZYIL.
2. Богданова, О. С. Налоговая амнистия как инструмент борьбы с дроблением бизнеса / О. С. Богданова // Закон. – 2024. – № 11. – С. 61-68. – DOIhttps://doi.org/10.37239/0869-4400-2024-21-11-61-68. – EDN JOYYFK.
3. Докшина, Н. Н. Налоговая амнистия: новый закон и его нюансы / Н. Н. Докшина // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: вызовы и ответы современности: сборник научных трудов магистрантов и преподавателей. – Челябинск: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2024. – С. 44-51. – EDN HDTHBW.
4. Зубкова, В. С. Налоговая амнистия как инструмент эффективной налоговой политики РФ / В. С. Зубкова, Ю. А. Беспалова // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве: сборник статей по результатам III Международной научно-практической конференции, Симферополь, 15 декабря 2023 года. – Симферополь: ООО "Издательство Типография "Ариал", 2024. – С. 1313-1317. – EDN GQUUGB.
5. О правовых позициях, сформированных судебной практикой и применяемых арбитражными судами при разрешении споров, связанных с установлением в действиях налогоплательщиков признаков «дробления бизнеса»: Письмо ФНС России от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@/ – Текст: электронный // URL:shttps://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_481104/ (дата обращения 04.04.2025 г.)
6. Рекомендации по применению налоговой амнистии дробления бизнеса. – Текст: электронный // Опубликованы 27.12.2025 на официальном интернет-портале правовой информации http://https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/files/about_fts/amn_recomm.pdf.
7. Сосновский, С. А. Налоговая амнистия при дроблении бизнеса: условия и риски / С. А. Сосновский // Налоговед. – 2024. – № 12(252). – С. 13-21. – EDN ORHGOF.
8. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федеральный закон от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ (ред. 12.12.2024). – Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения 04.04.2025 г.)
9. Энциклопедия решений // Гарант: справочно-правовая система (дата обращения: 08.02.2025). – Доступ по подписке в локальной сети РНБ.
10. Эффективность налоговых амнистий анализ успешных и неудачных примеров / Г. Ходжаев, Х. Худайгулыева, Ш. Джумашова, Т. Гулбердиева // Символ науки: международный научный журнал. – 2024. – Т. 1, № 5-2. – С. 158-160. – EDN KKUXUW.