АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
Рубрики: ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается методика анализа, редактирования и совершенствования сочинения. Определены этапы работы над совершенствованием письменного текста. Разработана система обучающих заданий, которые способствуют формированию данных навыков.

Ключевые слова:
редактирование, совершенствование написанного, анализ, рецензия, работа с черновиками.
Текст

Язык особенно требует тщательного отбора
всего лучшего, что в нем есть, — ясного, точного,
красочного, звучного, и дальнейшего любовного
развития этого лучшего
М. Горький

Сочинение как один из видов письменных работ дает возможность не только сформировать навыки письменной речи учащегося, но и сделать выводы об уровне его общей и речевой культуры, нравственной и социальной зрелости, выявить уровень читательской компетенции. Cочинение является важным обучающим и контролирующим видом письменной работы. Создание разных типов текстов в устной или письменной форме (сочинение, изложение) является одной из важных учебных задач на уроках русского языка, литературы, риторики.

Написание сочинения требует определенных умений: чтение, анализ и интерпретация художественного произведения, владение монологической и диалогической речью, составление плана, использование выразительных средств языка, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности, редактирование и совершенствование написанного1.

____

1 Характеристика письменных работ в основной и старшей школе см. в статьях: Обернихина Г.А., Воителева Т.М., Марченко О.Н. Обучение написанию сочинений в основной школе // Профильная школа. — 2015. — №4. — С. 9–22. Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Савченко К.В. Обучение написанию сочинений на литературную тему в старших классах // Профильная школа. — 2015. — № 5. — С. 20–33.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Проблема оценивания в педагогической психологии. - СПб., 1995.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.: Академия, 2008.

3. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М.: Издательство МГУ, 1994.

4. Ксензова Г.С. Оценочная деятельность учителя. - М., 2000.

5. Львова М.Е. Сочинение. Каким ему быть? // Литература в школе, 2004. - № 7. - С. 40.

6. Накорякова К.М. Литературное редактирование. - М.: Икар, 2015.

7. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 1999.

8. Обернихина Г.А., Воителева Т.М., Марченко О.Н. «Обучение написанию сочинений в основной школе // Профильная школа. - 2015. - № 4. - С. 9-22.

9. Обернихина Г.А., Емельянова Т.В., Савченко К.В. Обучение написанию сочинений на литературную тему в старших классах // Профильная школа. - 2015. - № 5. С. 20-33.

10. Равенский Ю.И. и др. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-е-9-е классы)». Пособие для уч-ся. - М., Просвещение, 1990.

11. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 2005.

12. Чуковская Л.К. В лаборатории редактора. - М.: Время, 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?